Дилеры продвигают новый инструмент торговли — лизинг для физлиц
В условиях падения автопродаж, а согласно статистике АЕБ, в апреле они рухнули на 41,5%, лизинг для физических лиц может стать эффективным инструментом стимулирования потребительского спроса, полагают в «Рольфе». Некорректно будет говорить, что это совсем уж новая услуга, ряд компаний пытались ее внедрить и ранее, но успехом у клиентов лизинг для частных лиц в России никогда не пользовался. Только стартовавшая 15 мая государственная программа льготного автолизинга делает этот продукт действительно интересным и конкурентоспособным на рынке.
Итак, по порядку. Ранее считалось, что лизинг — это хорошее подспорье для компаний, для частных же лиц самыми популярными способами получить в пользование автомобиль всегда были покупка (за наличные или в кредит) или аренда. Лизинг для частных лиц по сути та же аренда, но с рядом нюансов. Обычной арендой лучше пользоваться, если автомобиль нужен на непродолжительный срок. Ставки при аренде зависят от ее продолжительности, при лизинге платежи всегда одинаковы. При этом в аренду можно брать лишь те автомобили, которые предлагает компания (чаще всего с пробегом), а в лизинг – любые новые из представленных в автосалоне, при желании — и с допоборудованием.
Наиболее интересными для клиентов становятся автомобили, входящие в программу государственного льготного автолизинга, ведь государство возмещает 10% стоимости аренды, но не более 550 тыс. рублей на одного лизингополучателя. Это все машины, выпущенные на территории России (без ограничения цены).
Клиент приходит в автосалон, выбирает понравившийся автомобиль, заключает договор и в течение его действия выплачивает разницу между ценой машины (с учетом скидки) и остаточной (выкупной) стоимостью, зафиксированной в договоре лизинга. Остаточная стоимость зависит от срока договора, модели автомобиля и может составлять от 45 до 76% от начальной цены. После окончания срока договора, а он чаще всего заключается на 2-3 года, автомобиль возвращается компании или может быть выкуплен клиентом по остаточной цене. В ежемесячный платеж, который разбит на весь срок пользования, уже включены страховки ОСАГО и каско, транспортный налог, при необходимости — налог на роскошь, регистрация в ГИБДД и стоимость всех ТО.
При разработке программы, разумеется, очертили портрет потенциального клиента, которого может заинтересовать этот продукт. Итак, это человек, не имеющий средств на аванс для внесения первоначального взноса по автокредиту или которому не хватает денег на ежемесячные взносы (платежи по автолизингу существенно ниже, чем по автокредиту). Программой лизинга могут пользоваться (в отличие от автокредита) нерезиденты или иностранцы, которым необходима машина для передвижения, но не нужна собственность в чужой стране и лишние хлопоты, с этим связанные. Данным предложением могут заинтересоваться те, кому нужен новый автомобиль каждые два-три года, безопасный и на который действует гарантия производителя. Автомобиль в лизинге не нуждается в декларировании, так как пользователю не принадлежит, поэтому такой вариант может быть удобен и тем, кто не хочет лишний раз «светить» свои доходы. Также это могут быть люди с плохой кредитной историей или просто те, кому по каким-то причинам (например, в силу возраста) отказали в автокредите.
Как подчеркнули в «Рольфе», у данного инструмента есть еще один неоспоримый плюс, особенно в условиях нестабильной экономики – в случае ухудшения финансового состояния, например, потери работы, клиент может легко прекратить действие договора. По условиям он возвращает машину и лишается суммы залогового депозита, которая составляет 10% стоимости автомобиля. При этом его репутации ничто не угрожает, как, например, в случае с банками, когда неплательщик сразу же попадает в список клиентов с плохой кредитной историей.
У программы еще много нюансов, которые в рамках одной новости осветить невозможно, но мы беремся подробнее изучить ее аспекты с расчетами и выкладками, чтобы определить все плюсы и минусы для потребителей.
А в заключение отметим, что данная модель продаж давно и успешно используется в Америке и Европе. 25 лет назад ее придумали в США, и с помощью автолизинга в этой стране сегодня продают до 30% всех новых автомобилей. Чаще всего финансовая аренда завершается возвратом автомобиля и заключением следующего договора.
Напомним, в Российской ассоциации автомобильных дилеров считают, что падение продаж автомобилей связано с общей экономической ситуацией и отражает текущий уровень потребительского пессимизма. РОАД планирует запустить ряд проектов, которые повысят привлекательность покупки автомобилей через официальные дилерские центры.