Системы кондиционирования Delphi. Опыт профессионалов
Применению систем кондиционирования на автомобилях больше полувека: первые серийные автомобили, оснащенные столь полезной опцией, выпустила компания Cadillac еще в 1941 году. С тех пор принцип работы кондиционера почти не изменился. Сегодня, так же как и 74 года назад, в подкапотном пространстве большинства автомобилей располагаются схожие конструктивные элементы. Но и перемен с тех пор произошло немало: автомобильные климатические установки серьезно эволюционировали, на что прямое влияние оказала компания Delphi.
Delphi. Эволюция охлаждения
Не секрет, что основные усилия автопроизводителей, помимо повышения комфорта и удобства автомобилей, направлены на улучшение их экологичности и экономичности. И кондиционер здесь играет далеко не последнюю роль: в зависимости от условий этот узел может «потреблять» до 5 % общего расхода топлива. Казалось бы, пустяк, но если посчитать «убытки», то при среднем пробеге в 25 тыс. км потери на микроклимате у среднего легкового автомобиля могут достигнуть 125 литров! Разработанные в последние годы компанией Delphi решения позволяют сократить эти показатели почти вдвое.
Так, например, раньше кондиционер сначала максимально охлаждал входящий в него воздух, затем его осушал, а уже потом разогревал до заданной температуры пространство в салоне. В современных системах эти процедуры было решено оптимизировать. Удалось это сделать в том числе благодаря системе уменьшения повторного нагрева Delphi (SRHR), которая не позволяет охлаждать воздух до температуры меньшей, чем требуется. Также сократить расход энергии, а следовательно расход топлива и количество вредных выбросов, позволила технология смешивания воздуха (AIM): климатическая установка может частично забирать уже охлажденный воздух из салонного пространства автомобиля. Таким образом система кондиционирования, работая «вполсилы», может эффективно охлаждать салон даже при высокой температуре воздуха за бортом. Другая инновация Delphi — создание компрессоров с переменным рабочим объемом. Эта мера позволила нивелировать зависимость работы кондиционера от оборотов вращения коленчатого вала двигателя. Получается, что при одних и тех же оборотах компрессор может работать с разной производительностью, перекачивая разное количество хладагента: например, в пробке работать на максимуме, а при загородной езде, наоборот, «не напрягаясь».
Понятно, что новые технологии несут в себе не только прогресс, но и усложнение конструкции. В компании Delphi, являющейся одним из крупнейших поставщиков оригинального оборудования на конвейеры ведущих автомобильных производителей, специалисты уделяют особое внимание долговечности изделий. Перед началом серийного производства оригинальные компрессоры всех наименований подвергаются заводским испытаниям на протяжении более чем 160 тыс. км. Результат налицо: на 1000 проданных автомобилей приходится не более одного гарантийного ремонта штатной системы кондиционирования. Далеко не каждый поставщик автокомплектующих может похвастать подобными показателями.
Ценность обслуживания
Даже при условии высокого качества комплектующих и регулярного технического обслуживания текущего ремонта не избежать. Именно поэтому Delphi активно сотрудничает как с независимыми мастерскими, так и с авторизованными дилерскими центрами. Компания, помимо предоставления современного сервисного оборудования, проводит обучение персонала, оказывает техническую поддержку и предоставляет диагностическое ПО. Важность квалифицированного персонала переоценить нельзя: только при соответствующей подготовке техников и наличии необходимого инструмента возможно качественное ТО.
Соблюсти строгие условия по квалификации персонала и обслуживанию оборудования довольно сложно. Так, например, установки для обслуживания систем кондиционирования, помимо ежегодной комплексной проверки перед началом интенсивного использования, требуют обязательного проведения профилактического обслуживания. Также нужно помнить, что для большинства систем кондиционирования воздуха масла и смазочные жидкости имеют ограниченный срок хранения: использование просроченных технических жидкостей может повредить систему, которую только что отремонтировали, а потому к выбору автосервиса нужно подходить крайне строго. Но, даже обслуживая свой автомобиль в квалифицированном сервис-центре, автовладельцу не помешает знать об основных неисправностях для их предупреждения.
Типичные неисправности систем кондиционирования
1. Разгерметизация системы
Одна из самых частых неисправностей — утечка хладагента, причин которой может быть много. Самая простая — фактор времени. В системе кондиционирования используются множество эластичных соединений, включая прокладки, сальники и шланги, которые, как известно, со временем теряют свои свойства. Другой причиной потери герметичности может стать ДТП: даже легкого столкновения порой бывает достаточно для деформации элементов системы и нарушения ее целостности. В любом из этих случаев необходимо найти место утечки и устранить ее причину. В противном случае помимо потери эффективности работы климатической установки нарушится циркуляция масла, которое движется по системе вместе с хладагентом. А это, в свою очередь, может повлечь за собой другие неисправности, в т. ч. повреждение компрессора.
2. Повреждение компрессора
Одна из самых дорогостоящих поломок системы часто происходит, как уже было сказано, из-за отсутствия смазки, которое в основном возникает при разгерметизации системы. В этом случае в систему нередко проникает влага, которая только ускоряет процесс коррозии и выход из строя компрессора. Если он неисправен, то его необходимо заменить новым или восстановленным в специализированной мастерской. Также стоит учитывать, что если из системы не удалить металлическую стружку и прочие твердые частицы, то это быстро приведет к выходу из строя нового компрессора. Поэтому после долгого простоя, особенно негерметичной системы, необходимо промыть ее полностью.
3. Загрязнение системы
Нарушение циркуляции хладагента может возникнуть, например, из-за повреждения или засорения регулирующего вентиля, а также из-за засорения фильтра. В этих случаях систему необходимо прочистить, заменив фильтр или регулирующий вентиль. Но загрязнение может быть и внешним: засорение радиатора кондиционера может привести к его перегреву и коррозии. Последствия коррозии предсказуемы — разгерметизация системы. Признак перегрева — раннее отключение кондиционера, что особенно проявляется при медленном движении автомобиля в пробках.
Профилактика систем кондиционирования
Общие правила эксплуатации системы кондиционирования не так уж и сложны, как это может показаться на первый взгляд. Первым условием исправной работы системы является ее постоянное использование. Даже в зимний период кондиционер необходимо включать на 5–10 минут хотя бы пару раз в месяц. Одна из главных причин — необходимость смазки элементов контура, особенно компрессора. Если же ремонта избежать не удалось, никогда не помешают промывка системы и замена всех прокладок и уплотнительных колец новыми: компания Delphi, к примеру, предлагает как отдельные прокладки, так и наборы. Другим обязательным условием является замена ресивера-осушителя, если контур оказался открытым для доступа наружного воздуха: узел не может нормально работать после контакта с влажным наружным воздухом. Если разгерметизации системы не произошло, ресивер-осушитель также следует менять один раз в два-три года. Также не стоит забывать и про регулярную мойку радиатора кондиционера, частота которой зависит от условий эксплуатации автомобиля.