Дептранс о реформе столичного транспорта: городской, общественный, удобный
Правительство Москвы объявило, что развитие общественного транспорта – одна из главных задач правительства Москвы. Об этом журналу «За рулем» рассказал заместитель мэра столицы Максим Ликсутов (см. ЗР №6/2015). Цель реформ – дать автомобилистам альтернативу и предоставить им возможность с комфортом передвигаться на общественном транспорте. К примеру, начиная с осени все частные перевозчики будут включены в общегородскую систему. Будут установлены новые стандарты качества обслуживания пассажиров, среди которых – точное выполнение графика движения автобусов, комфорт для пассажиров и удобство маршрута, а также доступность для маломобильных граждан.
ЗР: В чем суть новой транспортной модели наземного городского пассажирского транспорта Москвы?
Суть новой системы – в интеграции частных перевозчиков в общегородскую систему перевозок. При этом основными принципами новой модели являются повышение транспортной доступности социально значимых объектов, введение единых билетных решений, как для частных перевозчиков («Тройка», ТАТ, «90 минут», «Единый», льготы, предусмотренные в общественном транспорте). Кроме того, речь идет о декриминализации отрасли частных перевозок, о соблюдении стабильности расписания, об устранении дублирующих маршрутов и создании новых – востребованных горожанами.
Перевозчики переходят на работу по государственным контрактам и в рамках контракта берут на себя обслуживание определенных маршрутов. Правительство Москвы возьмет на себя основные расходы на перевозку пассажиров в наземном транспорте. Департамент транспорта Москвы будет определять стандарты качества обслуживания пассажиров, планировать развитие всей транспортной инфраструктуры. Реализовывать новую модель (проводить конкурсы, контролировать частных перевозчиков) будет ГКУ «Организатор перевозок». Согласно условиям госконктракта, перевозчики будут нести материальную ответственность, в том числе и за соблюдение графика перевозок.
На какой стадии сейчас находится реформа?
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы успешно завершил первый этап реформы: опубликованы все конкурсы, их 63 на 211 маршрутов в 9 округах столицы.
Впереди проведение торгов по 62 конкурсам (один уже состоялся, и на днях мы планируем подписание контракта с первым перевозчиком новой модели), заключение государственных контрактов с перевозчиками-победителями, выход последних на маршруты и контроль их работы городом. Выход перевозчиков на маршруты запланирован на осень 2015 года.
В какую сумму обойдется бюджету Москвы реформа НГПТ?
Частные перевозчики-победители конкурсов в течение пяти лет должны будут перевезти 1,44 млрд пассажиров и проделать транспортную работу в 434 млн километров. На реализацию новой модели до 2020 года планируется выделить более 47,5 млрд рублей.
Чем новая модель выгодна для частных перевозчиков?
Новая модель управления учитывает интересы частных перевозчиков. Доля рынка частных перевозчиков в наземном транспорте (примерно 30%) будет сохранена.
Работа по государственным контрактам позволит им обеспечить стабильное функционирование бизнеса в условиях текущей экономической ситуации – перевозчики смогут сохранить весь необходимый кадровый состав и соблюдать все стандарты транспортного обслуживания.
У перевозчиков появится возможность сконцентрироваться на качестве услуг, а не количестве пассажиров. У компаний не будет необходимости до предела набивать транспорт пассажирами, перевозить людей в плохих условиях, чтобы заработать больше. Перевозчики получат право размещать рекламу на подвижном составе и получать от нее доходы – и вся прибыль от рекламы будет отходить перевозчику.
Что от этого получат пассажиры?
Поездки на транспорте нового вида станут комфортнее и безопасней для москвичей. Транспорт будет работать по понятным и удобным правилам.
Во-вторых, перевозчику нельзя будет взять «убитую» маршрутку со спинками сидений, приклеенными скотчем, и выпустить ее на маршрут. А еще нельзя будет возить людей, нарушая правила и пренебрегая нормами безопасности, хамить пассажиру – все то, что мы видим в маршрутках сейчас, уйдет в прошлое, потому что от соблюдения требований государственного контракта и удовлетворенности пассажиров будет зависеть дальнейшая возможность работы перевозчика.
И третье важное изменение – весь наземный транспорт будет принимать к оплате билеты городского билетного меню. Льготные категории граждан смогут воспользоваться своими льготами, а для экономически активных пассажиров стоимость проезда снизится на 30%.
Обязательное условие – транспорт должен быть адаптирован для маломобильных граждан и пассажиров с колясками.
В чем причины реформы? Какие проблемы поможет решить новая модель?
На сегодняшний день сфера частных перевозок работает не в интересах пассажиров – коммерческие перевозчики нацелены лишь на получение максимальной прибыли, при этом они не несут ответственности за безопасность перевозок и качество обслуживания. Это обычные маршрутки под видом заказных автобусов.
Проезд в маршрутках сегодня стоит дороже, чем в городских автобусах.
В маршрутках не предусмотрено никаких льгот для студентов, школьников, пенсионеров, социально незащищенных граждан.
Водители автобусов частных перевозчиков зачастую нарушают ПДД и подвергают опасности жизни пассажиров. Каждый год в московских маршрутках более 200 человек получают ранения и попадают в больницы.
Большая часть подвижного состава коммерческих перевозчиков не соответствует требованиям безопасности и экологическим нормам. Их морально устаревший, а часто и просто неисправный подвижной состав неудобен для пассажиров. Почти половина (40%) маршруток не оборудована кондиционером, подавляющее большинство – не адаптировано для перевозки маломобильных граждан. Именно поэтому мы внедряем новую модель управления наземным транспортом в Москве – все перевозчики будут работать по единым стандартам по обеспечению безопасности движения, тарифной политике, качеству обслуживания.
Какие требования будут предъявляться к коммерческим перевозчикам? Каковы санкции за невыполнение?
Строгие требования будут предъявляться к водителям и подвижному составу. Большинство автобусов частных перевозчиков будут низкопольными, оборудованы системами климат-контроля и пр. Перевозчик может заключить контракт с городскими властями только с транспортными средствами не старше двух лет, что приведет к постепенному обновлению состава. Власти города также автоматически будут контролировать соблюдение расписания, количество автобусов на линии и даже необходимую температуру воздуха в салоне. За невыполнение рейсов, невыдачу билетов или их продажу по тарифам, не соответствующим городским, предусмотрены штрафы. За грязный салон или несоблюдение расписания транспортная компания недополучит положенные ей деньги. В случае ДТП по вине перевозчика, в котором есть погибшие, с частником расторгнут контракт.
Кто будет контролировать соблюдение требований к перевозкам?
Контроль исполнения государственного контракта будет осуществляться как автоматически, так и вручную. Так, например, данные автоматических замеров скоростного режима, соблюдения расписания и маршрута будут поступать в единый информационный центр. А чистота салона, наличие билетов, соблюдение тарифов будут проверяться комиссиями, сформированными из представителей ГКУ «Организатор перевозок», перевозчика и других ответственных организаций (например, префектуры или ГИБДД). Представители перевозчика будут приглашаться на проверки. Все пассажиры смогут оценить качество сервиса на маршрутах и оставить жалобу через городские сервисы – приложение «Мобильная приемная», портал «Наш город». Пассажиры могут обратиться на горячую линию Департамента транспорта или ГКУ «Организатор перевозок».
Что будет, если перевозчик не сможет выполнить свои обязательства и в установленные сроки выйти на маршрут? Кто подстрахует пассажиров?
Мы надеемся, что выигравшие конкурс перевозчики отнесутся с большой ответственностью к возложенным на них обязательствам. Помимо этого, еще до выхода на маршрут перевозчик подвергается ряду проверок – наличие автопарка, соглашений, соответствие требованиям госконтракта. На случай же, если вопреки всем мерам предосторожности перевозчик все же не выйдет на маршрут – предусмотрена процедура замены на время устранения недостатков посредством автотранспорта Мосгортранса. Но мы рассчитываем, что это будет крайней мерой, и к ней не придется прибегать.
Учитываются ли в ходе реформы НГПТ мнения москвичей-пассажиров? Каким образом?
В основе эффективности реформы наземного городского транспорта – постоянный активный диалог Департамента с гражданами. Так, в марте по итогам онлайн-голосования граждан на портале «Активный гражданин» были запущены новые ночные маршруты от Лубянской пл. до Новокосино, Люблино и Марьино. Именно за эти направления проголосовали москвичи. Ранее через портал «Активный гражданин» был проведен сбор пожеланий к новой модели наземного городского транспорта. На их основе было принято базовое для реформы постановление «Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве», устанавливающее единые требования к перевозкам на городских маршрутах. Москвичи активно участвуют в реформировании маршрутной сети города. В рамках краудсорcинг-проекта «Наши маршруты» предложено свыше полутора тысяч идей по оптимизации маршрутов наземного транспорта. По результатам голосований на проекте выбрано и одобрено 9 новых маршрутов наземного транспорта. Шесть из них уже внедрены.
Мы стараемся ориентироваться на потребности москвичей. К примеру, жители не поддержали идею отмены или сокращения маршрута № 901 до станции метро «Кантемировская», и маршрут остался прежним. И таких примеров конструктивного диалога Департамента с жителями – более чем достаточно.
Мы, со своей стороны, надеемся, что реформа городского пассажирского транспорта действительно позволит разгрузить дороги. Если передвигаться на общественном транспорте будет комфортно, автобусы будут ходить точно по расписанию, а маршруты станут удобными, полагаю, большинство автовладельцев остановят свой выбор именно на городском транспорте.