На двух колесах: почему растет число ДТП с участием мотоциклистов
Осенью 2013 года появились новые категории и подкатегории управления транспортными средствами. Вместо одной мотоциклетной категории их стало три: М (мопеды, скутеры до 50 куб. см), А1 (легкие мотоциклы с объемом до 125 куб. см) и А (любые мотоциклы).
Помимо этого изменились и правила обучения в автошколах. Для всех кандидатов в водители на теорию отводится 134 часа, а на вождение мотоцикла — 18 часов. В ГИБДД будущие мотоциклисты сдают экзамены по трем упражнениям: первое – «габаритный коридор», «габаритный полукруг», разгон-торможение, второе – змейка, колейная доска, управление на малой скорости, третье – «габаритная восьмерка». Очевидно, что успешная сдача экзамена – это лишь подтверждение базовых навыков.
А насколько может водитель мотоцикла правильно реагировать на дорожную обстановку в реальных условиях? Этого в ГИБДД не проверяют. А зря. Ежегодно в России гибнет более тысячи мотоциклистов и почти 10 тысяч получают травмы. По мнению президента экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, основными проблемами являются незнание или игнорирование ПДД водителями мотоциклов и отсутствие навыков управления, а также неиспользование средств защиты.
Вообще, проблема дорожной безопасности и ДТП с участием мотоциклистов возникла не сегодня и не вчера. Еще два года назад ГИБДД готовила проект постановления, в котором была предусмотрена сдача практического экзамена в условиях реального городского движения. Кроме того, предполагалось повысить и минимальный возраст для получения прав категории А. Но в правительстве проект не приняли. Или посчитали, что это очень сложно, или побоялись общественного резонанса.
В прошлом году тема вновь была поднята на круглом столе по вело- и мотобезопасности с участием разных экспертов и представителей власти. Предложения были направлены в Общественную палату (ОП). И вот спустя год представитель ОП Дмитрий Чугунов обратился с письмом в комитет по транспорту Госдумы РФ с предложением инициировать внесение поправок в действующее законодательство и обязать желающих ездить на мотоцикле сдавать практический экзамен не только на площадке, но и в городских условиях. По мнению Дмитрия Чугунова, введение такого экзамена, а также создание новой системы обучения в автошколах поможет существенно снизить количество ДТП с участием мотоциклистов и водителей скутеров.
Необходимость изменения обучения мотоциклистов и сдачи экзаменов поддерживает и Андрей Бойко, обладатель кубка России по кольцевым мотогонкам, журналист и телекомментатор. Он считает, что сегодня обучение в автошколе и сдача экзамена в ГИБДД – это всего лишь формальность, позволяющая получить «корочку». Даже доведя свои умения на площадке до идеала, на дороге новичок встретится с массой трудностей, к которым он попросту не готов. Никто, к примеру, не учит управлению мотоциклом на скользкой дороге. Резкие торможения с перестроениями для большинства также что-то непонятное.
«Конечно, необходимо вводить экзамены в городских условиях. Причем экзамен должен длиться не менее 20 минут. Сотрудники ГИБДД должны удостовериться, что новичок готов к городскому движению», – говорит Бойко. По его мнению, организовать подобные экзамены не так сложно.
Заместитель начальника отдела экзаменационной работы УГИБДД ГУ МВД РФ по г. Москве Илья Молодцов считает, что реформа обучения и порядка получения водительских удостоверений мотоциклистов жизненно необходима. Норма, обязывающая кандидатов в водители по подкатегории А1 и категории А сдавать экзамен в условиях дорожного движения, изначально содержалась в проекте постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Проект был разработан ГУОБДД МВД России еще в 2013 году, но по ряду причин не получил одобрения.
«Порядок сдачи экзаменов необходимо менять. В настоящее время кандидаты в водители ТС данных категорий (М, А1 и А) сдают только теоретический экзамен и экзамен по первоначальным навыкам управления на площадке. Очевидно, что такой подход исключает возможность оценки навыков управления мотоциклом в потоке транспортных средств, – поясняет Молодцов. – Соответственно, делать выводы о способностях управления мотоциклом в условиях дорожного движения не представляется возможным. Сам по себе мотоцикл гораздо сложнее в управлении, чем легковой автомобиль. Тем более практически все мотоциклы выпускаются с механической трансмиссией. Более того, обучение водителей мотоциклов в автошколах также не включает в себя участие в дорожном движении. Получается, что любой свежеиспеченный мотоциклист — потенциальный участник ДТП. Причем мы априори знаем, что он не может иметь навыков управления мотоциклом в условиях реального дорожного движения по объективным причинам».
Выходит, что абсолютно все – и общественные организации, и представители органов власти, и мотоэксперты – ратуют за изменение обучения и сдачи экзаменов. Так за чем же дело стало? Когда в правительстве услышат о проблеме? Когда количество жертв на дорогах станет еще больше? Надеюсь, предложения Общественной палаты и ГИБДД будут рассмотрены и необходимые поправки в законодательные акты примут. Также надеюсь, что те, кто уже получил водительское удостоверение и купил мотоцикл, больше внимания уделят вопросам безопасности. Кроме нас самих об этом, увы, некому думать. Ведь в федеральной целевой программе по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года проблема двухколесного транспорта отсутствует как таковая.