Бестселлеры мирового авторынка: насколько они популярны в России?
Корона – у «Короллы»
Самой продаваемой моделью на планете является Toyota Corolla, чья реализация растет девятый год подряд. По данным Focus2move, в январе-марте эта модель разошлась по всему миру тиражом 312,8 тыс. экземпляров (+9,1%) и такими темпами в этом году может установить очередной мировой рекорд в 1,35 млн машин. Сегодня различные модификации Toyota Corolla производятся на 15 предприятиях по всему миру, причем для российского рынка – в Турции, а продается автомобиль в 150 странах. С 2002 года ежегодно более 1 млн Toyota Corolla находят своих покупателей в различных уголках планеты. Всего с момента начала производства модели в 1966 году продано более 40 млн таких машин. Кстати, этот результат зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса как максимальный показатель продаж для одной модели за всю историю мирового автопрома. Только вдумайтесь: каждый пятый автомобиль Toyota, реализованный за всю 78-летнюю историю компании, был Corolla!
Россия является одним из ключевых рынков с точки зрения спроса на эту модель, заявляют в Toyota. С момента основания «Тойота Мотор» в 2002 году по сегодняшний день в нашей стране реализовано свыше 300 тыс. таких машин, и все эти годы седан остается одним из бестселлеров марки. Рекордные продажи модели пришлись на 2008 год, когда российским клиентам было передано около 64 тыс. этих автомобилей. А вот в нынешнем году Corolla впервые за много лет выпала из тройки лидеров среди моделей Toyota – за I квартал ее продажи упали в 2,7 раза, до 2,9 тыс. машин. В пресс-службе «Тойота Мотор» это объясняют негативной динамикой на российском авторынке в целом, а снижение спроса на Corolla называют временным. «С-сегмент седанов пострадал наиболее серьезно, поскольку покупательская способность у данной категории клиентов очень волатильна», – отмечают в японской компании.
В десятку мировых бестселлеров входит еще одна модель Toyota – бизнес-седан Camry, который является лидером в своем сегменте. Реализация этой модели в январе-марте составила 181,1 тыс. автомобилей (+2,8%), что обеспечило ей восьмое место в рейтинге продаж. Camry производится на заводах в Японии, США, Австралии, России и Китае. Кстати, автомобили с предприятия в Санкт-Петербурге помимо российского рынка поставляются также в Казахстан и Беларусь. За 32 года существования модели в 80 странах мира реализовано свыше 16 млн экземпляров. Стоит отметить, что в число стран-лидеров продаж Camry после США, Канады и Австралии входит Россия. В 2015 году это самая популярная модель Toyota на российском рынке – в I квартале ее продажи увеличились на 2%, до 7,5 тыс. машин. Японцы говорят, что Camry соответствует позиционированию бренда Toyota в России на стыке премиального и массового сегментов, а локальное производство и потребительские характеристики позволили модели стать лидером своего сегмента по объемам госзакупок и корпоративных продаж.
И все же в отличие от мировых продаж Toyota основу модельной линейки в России составляют внедорожники и кроссоверы – на них приходится более половины реализации марки в нашей стране. А наибольшим спросом в сегменте SUV пользуются модели RAV4 и Land Cruiser Prado. Популярность внедорожников у российских покупателей в компании связывают с климатическими особенностями, а также с условиями эксплуатации.
«Гольф» – в выигрыше
На второе место в мировом хит-параде автомобилей в этом году вышел Volkswagen Golf, чьи глобальные продажи в январе-марте выросли на 21,3%, до 259 тыс. единиц. Рост спроса во многом обеспечен выходом на рынок компактного минивэна Sportsvan, на который приходится порядка четверти продаж модели, констатируют в Focus2move. «Гольф», в прошлом году отметивший 40-летний юбилей, нашел более 30 млн владельцев по всему миру. Сегодня эта модель продается в более чем 90 странах, а крупнейшими рынками для родоначальника гольф-класса являются Германия, Нидерланды, Бельгия, Австрия и Норвегия. Выпускается Golf в Германии на заводах в Вольфсбурге и Цвиккау, а также Оснабрюке (кабриолет), в Китае, Мексике, а с середины 2015 года – и в Бразилии.
Стоит отметить, что вот уже седьмой год подряд эта модель остается абсолютным бестселлером на европейском рынке. Как отмечают в Volkswagen, европейцы любят Golf за его практичность, удобные габариты, низкое потребление топлива и «бесклассовый» внешний вид. В нашей же стране родоначальник гольф-класса массовым спросом не пользуется, занимая лишь пятое место в модельном ряду Volkswagen по объему продаж. За три месяца 2015 году россияне купили 900 автомобилей этой модели, что почти в 2,4 раза меньше по сравнению с прошлым годом. «В России есть рыночная специфика: клиенты отдают предпочтение автомобилям в кузове седан. Поэтому особенной популярностью пользуются модели Volkswagen Polo в кузове седан и Volkswagen Jetta, которые являются традиционными бестселлерами марки на российском рынке», – комментируют в «Фольксваген Груп Рус».
Кстати, именно поэтому компания прекратила продажи в России хэтчбека Polo, поскольку более востребованным оказался седан этой модели. В целом, по итогам первого квартала 2015 года Polo занимает седьмое место среди мировых бестселлеров с показателем 184,1 тыс. проданных машин (-0,6%). Что касается седана Polo, он стал самой продаваемой моделью Volkswagen с момента выхода на российский рынок и сегодня обеспечивает половину реализации марки в нашей стране. В свою очередь Россия является одним из крупнейших мировых рынков для Polo в кузове седан с долей 40% в объеме продаж – c 2010 года калужский завод Volkswagen выпустил около 300 тысяч таких автомобилей. Начало продаж обновленной модели в России призвано укрепить этот успех, заявляют в компании.
Еще один представитель Volkswagen в мировом рейтинге – флагманский Passat, который в январе-марте 2015 года был продан по всему миру в количестве 156,1 тыс. единиц (+1,7%), заняв девятое место. А крупнейшими рынками для этой модели в кузове седан являются Турция, Великобритания, Россия, Германия и Испания. Passat в кузове универсал пользуется наибольшим спросом в Германии, Великобритании, Швеции, Италии и Франции. Как отмечают в Volkswagen, в Европе автомобиль особенно востребован в сегменте корпоративных продаж.
А в чем «Фокус»?
Модель Ford Focus, которая в прошлые годы занимала почетное второе место в чарте мировых бестселлеров, в 2015-м опустилась на третье место, пропустив вперед Volkswagen Golf. В первом квартале глобальные продажи «Фокуса» упали на 17% и составили 214,3 тыс. машин. Впервые модель была представлена в 1998 году, и с тех пор более 12 млн автомобилей было реализовано по всему миру, включая более 7 миллионов — в Европе. Сегодня Ford Focus продается в 140 странах и производится на восьми предприятиях на четырех континентах. Заводы расположены в Германии, США, России, Китае, Таиланде, Вьетнаме, Тайвани и Аргентине.
На российском рынке Focus стал рекордсменом, с 2003 года завоевав семь титулов самой продаваемой иномарки. Однако в последние несколько лет спрос на него неуклонно снижается, хотя модель и остается бестселлером Ford с долей около 30%. За три месяца 2015 года на Focus остановили свой выбор 1,5 тыс. российских покупателей – в 5,5 раз меньше, чем годом ранее. Как говорят в пресс-службе Ford Sollers, падение продаж Focus связано с внешними экономическими факторами и сокращением С-сегмента в последние годы. Укрепить позиции бестселлера должен выход нового поколения Focus, который также будет выпускаться на заводе Ford Sollers во Всеволожске и появится в продаже в третьем квартале этого года.
Впрочем, побороться за статус лидера продаж марки сможет и новая Fiesta, ставшая самой доступной моделью Ford в России. Кстати, хэтчбек Fiesta является безусловным лидером продаж в Европе, что в компании объясняют доминирующим положением сегмента компактных автомобилей. В России же модель представлена в двух типах кузова: хэтчбек и седан. Производство новинки запущено на заводе Ford Sollers в Набережных Челнах, а продажи стартуют в третьем квартале. В компании возлагают на новинку большие надежды, поскольку В-сегмент демонстрирует стабильный рост на российском рынке. Кстати, Ford Fiesta в кузове седан также продается в США, странах Южной Америки, Китае и Индии.
Возвращаясь к рейтингу мировых бестселлеров, пикап Ford F-серии сохраняет в нем четвертое место с показателем 209,2 тыс. реализованных машин (+2,3%). Львиная доля продаж этой модели приходится на рынки Северной и Южной Америки. Например, F-150 остается самым продаваемым пикапом на протяжении последних 37 лет и самым продаваемым автомобилем в США на протяжении 32 лет. «Традиционно на американском рынке пикапы пользуются спросом благодаря своей утилитарности и сочетанию функциональности, грузоподъемности и внедорожных характеристик», – отмечают в Ford. Производство F-150 налажено на заводах в Дирборне (штат Мичиган) и Канзас Сити (штат Миссури). А вот на российском рынке пикап Ford F-серии никогда официально не продавался. В России сегмент пикапов очень мал – около 1% всех продаж, и пока планов по выводу на рынок автомобилей F-серии нет, заявили в пресс-службе Ford Sollers.
Elantra едет по планете
Пятерку самых продаваемых моделей в мире по-прежнему замыкает седан Hyundai Elantra, на котором в январе-марте 2015 года остановили свой выбор 193 тыс. автомобилистов планеты (-7,1%). Крупнейшими рынками для этой модели являются США и Китай, причем для этих стран Hyundai производит специальные версии седана. Elantra, которая в некоторых странах продается под названием Avante, вышла на рынок 25 лет назад и стала первой моделью Hyundai, перешагнувшей 10-миллионный рубеж по продажам в мире. А рекордным для бестселлера корейского автопроизводителя стал 2011 год, когда реализация Elantra достигла 1,01 млн экземпляров, обеспечив ей второе место в мировом хит-параде.
В России модель появилась в четвертом поколении в 2006 году, причем с 2008 по 2011 год выпускалась на мощностях Таганрогского автозавода, а сегодня на российском рынке представлена Elantra пятого поколения. И хотя в этом году продажи седана показывают рост (в первом квартале – на 76,9%, до 1,4 тыс. машин), он занимает лишь пятое место в модельном ряду Hyundai. А безусловным ее лидером остается самая популярная в России иномарка – Solaris, на других мировых рынках известная как Accent. До конца текущего года, менее чем за 5 лет с момента выхода на рынок, модель преодолеет полумиллионный рубеж продаж, что станет абсолютным рекордом для иномарок. За три месяца 2015 года владельцами бестселлера Hyundai стали 24,8 тыс. россиян (-2,5%). Сегодня доля Solaris в российских продажах марки составляет более 60%. Как отмечают в пресс-службе «Хендэ Мотор СНГ», около 80% реализации Solaris приходится на седаны, ведь россияне, особенно в бюджетных сегментах, отдают предпочтение именно этому типу кузова.
Минивэн для китайцев
Продолжает улучшать позиции на мировой арене компактный минивэн Wuling Hongguang, который в январе-марте 2015 года разошелся тиражом 189,4 тыс. штук (-9,8%). С 2010 года он производится на совместном предприятии SAIC-GM-Wuling для рынка Китая, а с 2013 года также продается в Индии под названием Chevrolet Enjoy. Стоит отметить, что в рейтинге Focus2move учитываются продажи только Wuling Hongguang на китайском рынке, где модель является безусловным бестселлером среди минивэнов c долей более 45%. Как известно, сегмент MPV наряду с SUV является одним из самых быстрорастущих в Поднебесной и занимает более 30% всех продаж. По прогнозам GM, к 2020 году он увеличится вдвое, до 3 млн машин, а значит Wuling Hongguang надолго обосновался в чарте самых популярных автомобилей планеты.
Наконец, замыкает Топ-10 мировых бестселлеров кроссовер Honda CR-V, чей результат за первый квартал 2015 года составил 154 тыс. автомобилей (-8%). Крупнейшим рынком для модели является Америка, где CR-V лидирует в своем сегменте. А вот в России продажи японского кроссовера невелики – около 660 автомобилей за три месяца этого года против 4,9 тыс. машин годом ранее. Как говорят в пресс-службе «Хонда Мотор Рус», на данный момент по объему продаж российский рынок не может конкурировать с американским в силу экономических причин, однако CR-V прочно удерживает лидерство в России среди всех моделей Honda. «Падение продаж CR-V в текущем году объясняется тем, что мы находимся в ситуации, когда продажи обновленной модели еще не начались, а автомобилей 2014 года не так много, так как их производство прекратилось в 2014 году. Поэтому мы уверены, что с появлением обновленной CR-V ситуация изменится», – пояснили в японской компании.
Стратегии автопроизводителей сейчас направлены на адаптацию производства к местным потребностям, однако можно наблюдать и общие тенденции, отмечает консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен. Например, изначально внедорожники пользовались особой популярностью в США, а со временем стали популярны и на других рынках.
По ее мнению, россияне продолжат покупать субкомпактные автомобили и кроссоверы, в чем они схожи с европейскими потребителями. «Потребительские предпочтения в России сместились в сторону более компактных и экономичных автомобилей, тем самым стимулировав развитие данного сегмента рынка. Мы ожидаем, что доля субкомпактных автомобилей B-класса в общем объеме продаж легковых автомобилей в России будет составлять 44% в 2020 году. Этот рост будет обусловлен спросом на продукцию альянса АВТОВАЗ/Renault-Nissan и моделей Hyundai-Kia. Сегмент кроссоверов также набирает популярность в России, аналогичный тренд отмечается и в европейских странах. Благодаря высокой посадке эти автомобили хорошо подходят к зимним условиям», – говорит Анна Озделен.