Маршрутки против пробок
В интервью нашему изданию (ЗР №7, 2015) заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов заявил, что задача правительства Москвы – дать автомобилистам альтернативу и предоставить возможность с комфортом передвигаться на общественном транспорте. Многие посчитали это пустым обещанием. Но, как оказалось, уже совсем скоро многие смогут добираться на работу с комфортом и без личного автомобиля.
О реформе наземного городского пассажирского транспорта в столице мы уже писали (см. интервью с зам. начальника Управления развития транспортных коммуникаций столичного Дептранса Сергеем Смирновым). Ее суть – обновление парка городского транспорта, с одной стороны, и внедрение частных перевозчиков в единую транспортную систему – с другой. Причем частные извозчики будут обязаны работать на цивилизованном уровне и обеспечивать комфорт пассажирам. Город сохранит за частниками 30% доли рынка – это то, что у перевозчиков есть и сейчас (по госконтрактам город оставит за ними 211 маршрутов в 9 округах столицы). Маршруты разыгрываются на аукционе между претендентами, готовыми предоставить пассажирам качественный и безопасный сервис. Всего аукционов 63. По итогам аукционов с перевозчиками будут подписывать пятилетние государственные контракты, в которых прописаны обязанности частников и города. Такая модель работы коммерческих перевозчиков с городом успешно работает в мировых столицах – Берлине, Лондоне, Вене, Будапеште. Надеюсь, что уровень пассажирских перевозок в Москве будет также на европейском уровне. И к этому есть все предпосылки.
Во-первых, это дешевле
Чтобы добраться на работу на общественном транспорте, мне, как и большинству жителей столицы, нужно доехать на автобусе (трамвае, троллейбусе, маршрутке) до метро. Дальше на подземке до конечной точки. Если до метро ходят только маршрутки, то проезд за год обойдется в серьезную сумму. Одна поездка – 35 рублей. В среднем 22 рабочих дня в месяц. Итого – более 18 000 рублей в год! После проведения реформы аналогичный проезд будет дешевле на 30-40 процентов. И вот почему. К оплате проезда будут приниматься только единые билеты городского транспорта. Например, при частом использовании проездного ТАТ средняя стоимость одной поездки составит около 14 рублей. Таким образом, сэкономить на проезде можно будет 11 тысяч рублей в год! При этом на частных автобусах будут действовать льготы, которые сегодня существуют на городском транспорте. Теперь весь столичный транспорт станет доступным для 4,5 млн льготников Москвы. Но и рядовым жителям города новая система поможет существенно сэкономить. И если поездка на общественном транспорте подешевеет, как будут обстоять дела с комфортом?
Во-вторых, это комфортно
Безопасность и комфорт – ключевые требования к перевозчикам в новой системе. Пересесть из автомобиля в неприглядную маршрутку меня не заставить. И такие (старые и аварийные) на линию не выпустят. Их сменят новые, безопасные и комфортные автобусы. Это могут быть автобусы малой, средней и большой вместительности. Согласно городскому контракту, транспорт не должен быть старше 2 лет и ниже стандарта Евро-4. Автобусы оборудуют климат-контролем и электронными системами информирования пассажиров, сделают удобными для малоподвижных пассажиров. В скором времени подвижной состав даже перейдет в режим онлайн – автобусы и остановки наземного транспорта будут оснащены точками доступа в Интернет по Wi-Fi. Также все частные автобусы оформят в бренде Московского транспорта и окрасят в узнаваемый голубой цвет. Чем не Европа?
О реальном графике движения общественного транспорта пассажиры смогут узнать прямо на остановке. Уже сейчас на многих городских остановках исправно работают информационные табло, а до конца этого года столица будет оборудована еще 200 остановочными павильонами. Правда, пока информация на таких табло не всегда корректна, но нам обещают, что к осени эта проблема будет решена.
В-третьих, это удобно и безопасно
Помимо замены старых автобусов новыми проводится работа по оптимизации маршрутов общественного, в том числе частного, городского транспорта. В специальном проекте «Наши маршруты» было собрано более 800 предложений по обновлению транспортной сети. Появилось шесть новых автобусных маршрутов. То есть маршруты выстраивают исходя из интересов жителей. Для безопасности в государственных контрактах прямо предусмотрен запрет на остановки «по требованию» (у перехода, на повороте или «вот тут, напротив подъезда»). Это сделано для сокращения количества ДТП.
А чтобы пассажирам было удобней, количество остановок будет увеличено. Уже к осени нам не придется долго идти до нужной остановки. Они будут в так называемой шаговой доступности. Ну а чтобы наземный городской транспорт ехал быстро, будут вводиться новые выделенные полосы. Уже сейчас практика использования таких полос показала, что они позволяют увеличить скорость движения общественного транспорта. И это также направлено на то, чтобы автомобилисты пересаживались в общественный транспорт.
Пересядут ли автомобилисты на автобусы и поможет ли реформа городского наземного транспорта в борьбе с пробками, покажет время. А ждать осталось не так долго. Уже на этой неделе был подписан первый государственный контракт с частным перевозчиком по новым правилам. «Частник» выйдет на дороги Северо-Запада столицы к октябрю.