Считаем деньги: кризис ударил по «роботам» и «автоматам»
Создан для пробок и женщин
Российские автомобилисты в последние годы стали массово вооружаться «автоматами». Еще десять лет назад машины с автоматической трансмиссией составляли чуть более 20% всех продаж на российском рынке, в 2010 году доля таких машин достигла уже 33%, а в 2014-м приблизилась к 50-процентной отметке, гласят данные «Автостата». По словам экспертов, «автоматы» получили массовое распространение в нашей стране с многолетним запозданием, поскольку в силу сложившихся стереотипов российские потребители считали такие трансмиссии слишком сложными и «задумчивыми», ломучими и требующими дорогостоящего ремонта.
«У многих российских покупателей еще недавно было предубеждение против автоматических трансмиссий. Вызвано это тем, что в России достаточно старый автопарк и ограниченное количество мастерских, которые могут качественно отремонтировать автоматическую трансмиссию. Поломки АКП периодически случались и становились огромной головной болью для автовладельцев. Однако сейчас на авторынке появилось достаточное количество новых автомобилей с автоматическими коробками передач во всех ценовых категориях», – говорит директор дилерского центра Mitsubishi Рольф Сити Владимир Мирошников. По его словам, «автомат» перестал быть дорогим удовольствием, а регулярное обслуживание автомобиля у официального дилера делает этот узел абсолютно беспроблемным в эксплуатации.
Повышение доли водителей женщин, которые, как правило, ездят на машине с АКП, а также увеличение пробок в больших городах тоже способствовали росту популярности автоматических трансмиссий в России, добавляет руководитель управления марки Renault ГК «Автомир» Николай Лемехов. А вот в регионах покупатели по-прежнему отдают предпочтение «механике», поскольку такая коробка передач лучше подходит для бездорожья и, что немаловажно, дешевле. Показательно, что по сравнению с Москвой машины с АКП менее востребованы даже на таком крупном региональном рынке, как Урал. К примеру, по данным продаж ГК «Автомир», если из всех проданных Renault Duster с «автоматом» в столице реализуется 28%, то в Екатеринбурге – лишь 11%.
Не для продажи в Европе
Кстати, доля машин с АКП растет и в продажах мировых автопроизводителей в целом, поскольку вслед за развитыми странами, где преобладают «молодые» автомобили, а жители мегаполисов практически полностью передвигаются на машинах с автоматической трансмиссией, на машины с «автоматом» постепенно начинают пересаживаться и с траны с развивающейся экономикой. Как известно, в Китае, Индии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке наблюдается активный отток населения в крупные города, сопровождающийся ростом благосостояния граждан и, как следствие, спроса на автомобили с АКП.
По словам Владимира Мирошникова, автомобили с механической трансмиссией доминируют в странах с низким уровнем дохода на душу населения. В этом смысле рост продаж автомобилей с «автоматом» – это косвенный признак роста благосостояния граждан. «Все более широкое распространение автомобилей с автоматической коробкой передач – общемировая тенденция, и Россия здесь – не исключение. «Автоматы» становятся совершеннее, не скрадывают динамику разгона и научились экономить топливо. И самое главное: сейчас они становятся все дешевле. Неудивительно, что АКП набирают популярность, тем более что сложный трафик стал бичом крупных городов во всем мире», – отмечает он.
Впрочем, жители Западной Европы в большинстве своем все-таки предпочитают компактные автомобили с дизельным двигателем и «механикой», поскольку автоматическую трансмиссию считают переплатой при покупке и эксплуатации, а пробки и вовсе стараются объезжать на общественном транспорте.
Без технических нюансов
Если говорить о типах автоматических трансмиссий, то львиную долю в структуре реализации занимают классические «автоматы», поскольку они массово используется на автомобилях почти всех брендов. Так, по данным продаж ГК «АвтоСпецЦентр», на них приходится 80% продаж, 15% – на вариаторы и 5% – на роботизированные коробки.
Современные технологии в области автомобилестроения позволяют нивелировать разницу между различными типами автоматизированных трансмиссий для пользователей: простой водитель зачастую даже не знает, как устроена и к какому типу относится трансмиссия его автомобиля. «В большей степени выбор покупателей зависит от того, что им предлагают сами автопроизводители. Например, Audi, Ford, Mercedes-Benz, Skoda устанавливают на многие модели автоматизированные коробки передач с двумя сцеплениями, японские бренды и, скажем, Audi используют бесступенчатые трансмиссии, многие марки отдают предпочтение традиционным гидромеханическим автоматическим трансмиссиям. Поэтому статистика продаж разных типов «коробок» отражает лишь популярность отдельных брендов и моделей», – поясняет Владимир Мирошников.
Чем выше класс машины, тем выше требования клиента к комфорту, а значит, и больше доля продаж АКП, добавляет Николай Лемехов. К тому же, по его словам, на более дорогих версиях разница между автоматической и механической коробками передач по отношению к стоимости автомобиля не столь велика.
Неудивительно, что в продажах массовых брендов доля автомобилей с автоматической трансмиссией заметно ниже – около половины, а вот в премиальном сегменте на машины с «автоматом» приходится до 90% продаж. Как отмечает директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, доля также зависит от помодельных продаж и ценового сегмента. Например, у Kia и Hyundai доля бюджетных моделей, которые пользуются спросом в большей степени с механической трансмиссией, достигает 70-80%.
По словам гендиректора компании «Артекс» Михаила Кормеса, на автомобилях премиум-класса «механика» почти не встречается – исключение составляют специальные серии, а также спортивные модели, хотя и среди них уже преобладают роботизированные варианты.
«Робот» для «Лады»
С учетом возросшего спроса на АКП, которая уже давно стала неотъемлемым атрибутом в премиум-сегменте, сегодня эта опция стала обязательной и для автомобилей массовых марок. Так, за последние пять лет «автомат» получили практически все бюджетные иномарки, представленные на российском рынке: Volkswagen Polo sedan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan, Nissan Almera… Показательно, что новый бюджетный хэтчбек Datsun mi-DO стал доступен с АКП уже с момента выхода на рынок. Появление такой трансмиссии планируется и на седане on-DO, сообщили представители японской марки.
А в 2012 году впервые в истории отечественного автопрома автоматическая трансмиссия появилась на автомобилях Lada Granta, а затем и на новой Lada Kalina. Правда, недавно АВТОВАЗ заменил японский «автомат» на «Гранте» на автоматизированную механическую коробку передач, которая сначала предлагалась на Lada Priora. Вазовскую АМТ также получила Kalina, но она по-прежнему доступна и с коробкой «автомат». Как отмечают на АВТОВАЗе, «робот» сочетает в себе преимущества как автоматической, так и механической коробок переключения передач, при этом он позволяет экономить топливо, стоит дешевле АКП и более ремонтопригоден. В дальнейшем роботизированная трансмиссия должна появиться и на других автомобилях Lada, в том числе на Lada Vesta.
Кстати, Renault Logan и Sandero нового поколения, которые ранее оснащались только механической коробкой передач, недавно также получили роботизированную трансмиссию и «автомат». По мнению экспертов, это не только поможет Renault повысить спрос на Logan и Sandero, но и будет способствовать увеличению доли автомобилей с АМТ на российском рынке в целом, ведь эти модели традиционно входят в число бестселлеров.
В кризис – на «механике»
Между тем в нынешнем году впервые за последнее время спрос на автомобили с автоматической коробкой передач перестал расти и даже несколько снизился. За четыре месяца 2015 года доля таких машин на российском рынке, по данным «Автостата», составила 48% против прошлогодних 49,1%. Как говорит Михаил Кормес, автоматическая трансмиссия все еще продолжает оказывать значительное влияние на формирование финальной стоимости автомобиля. А в период кризиса клиенты стараются сэкономить на необязательных элементах при покупке автомобиля, к которым относится и АКП. Кроме того, сокращение доли машин с «автоматом» мог вызвать дефицит таких авто у дилеров, возникший после ажиотажного спроса в конце прошлого года.
В любом случае, снижение доли продаж автомобилей с автоматической трансмиссией в структуре продаж на 1% – это еще не повод говорить о сломе тенденции, справедливо замечает Владимир Мирошников. По его словам, на предпочтениях покупателей в какой-то степени, конечно, могли сказаться и экономическая нестабильность, и запуск программ господдержки, направленных, прежде всего, на бюджетный сегмент авторынка, где доля продаж автомобилей с механической трансмиссией существенно выше. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе доля автомобилей с «автоматом» будет расти. «Более того, сейчас мы видим, что эксплуатация автомобилей с пробегом становится все дороже из-за роста стоимости запчастей, пропорционального девальвации рубля. Многие автовладельцы сейчас стараются обменять свой автомобиль на новый или более «молодой», и если прежний автомобиль был оснащен автоматической трансмиссией, то новая машина тоже будет с «автоматом», – говорит Владимир Мирошников.
В режиме «драйв»
По мнению Николая Лемехова, росту продаж авто с АКП будут способствовать, прежде всего, кроссоверы и внедорожники, в продажах которых доля автоматической трансмиссии традиционно выше, чем у седанов. Потенциал роста заключается также в дальнейшем увеличении рядов водителей-женщин, а также расширении числа моделей с АКП, особенно у отечественных автопроизводителей.
В долгосрочной же перспективе участники отрасли и вовсе прогнозируют постепенный уход механических коробок передач с рынка. Доля автомобилей с автоматической трансмиссией будет расти, прежде всего, в крупных городах, а темпы этого роста в какой-то степени будут зависеть от уровня благосостояния покупателей, считает Владимир Мирошников. «Однако сейчас мы видим, что цены на автомобили с автоматической трансмиссией снижаются, а ситуация с трафиком в крупных городах едва ли будет заметно улучшаться. Поэтому количество тех, кто приобретает «механику» ради экономии, будет снижаться. Молодое поколение водителей сейчас практически всегда выбирает автоматическую трансмиссию, и уже достаточно скоро «механика» будет пользоваться спросом на очень ограниченном спектре моделей и останется уделом ценителей или профессионалов», – резюмирует он.