Ценопад на вторичном авторынке: такого еще не было!

Падение рубля в конце прошлого года нарушило все традиции российского авторынка. На волне ажиотажного спроса новогодние распродажи были отменены, а ценники на новые и подержанные машины росли вслед за курсом валют. Зато по весне на фоне некоторого укрепления рубля стоимость автомобилей с пробегом вместо сезонного роста стала падать. С учетом рухнувшего спроса на вторичном рынке продавцы зачастую предлагают автомобили даже дешевле, чем до обвала рубля.

Спекулянты обрушили спрос

В отличие от рынка новых машин, который наконец-таки нащупал дно, продажи автомобилей с пробегом падают с нарастающей скоростью. Вторичный авторынок, в январе сократившийся «всего» на 9%, в феврале-марте достиг показателей 22-24% со знаком «минус», а в апреле-мае показал снижение почти на 30%, гласят данные «Автостата».

«В январе мы наблюдали отголоски «предновогодней паники» и, как следствие, минимальное снижение покупательской активности. С приходом весны рынок автомобилей с пробегом провалился на 20-30%, и, на мой взгляд, до осени хуже не будет», – комментирует директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Во время бума спроса в конце 2014-го – самом начале 2015 года автомобили покупались, в том числе, и для перепродажи. В результате произошло затоваривание рынка на фоне уменьшения покупательской способности, добавляет руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Мария Бильбулян.

Действительно, за первые пять месяцев 2015 года реальные доходы населения упали на 3%, в том числе на 6% в мае, что сильно повлияло на объемы розничного товарооборота, который за тот же период сократился на 8% и приблизительно на 10% – в апреле—мае. «Автомобили, в том числе подержанные, – это товары не первой необходимости, спрос на них колеблется сообразно доходам, и очевидно, что многие потребители решили отложить замену своей машины», – считают в аналитическом центре Международного автомобильного холдинга «Атлант-М».

Цепная реакция

По итогам пяти месяцев текущего года падение продаж подержанных машин составило 24,1% (за январь–май реализовано 1 млн 830 тыс.). Для сравнения, новых автомобилей россияне купили почти в три раза меньше – 642 тыс. штук, что, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, на 37,7% ниже показателя января—мая 2014 года.

Усиление динамики спада вторичного авторынка объясняется, главным образом, снижением покупательской способности, а также увеличением срока владения автомобилем, отмечает гендиректор маркетингового агентства GiPA Russia Александр Груздев. По его словам, первый из этих факторов способствует снижению спроса, а второй сокращает предложение на рынке. Падение спроса на новые автомобили способствует и общему уменьшению количества последующих перепродаж машин.

Между тем спрос на новые автомобили сейчас поддерживается льготными автокредитами, госпрограммами утилизации и трейд-ин. А вот вторичный авторынок лишен каких-либо стимулирующих мер. Как считает директор ОСП «Авилон-Трейд, автомобили с пробегом» Юрий Елистратов, отсутствие кредитных программ и поддержки со стороны производителей сыграли не последнюю роль в снижении спроса на подержанные машины.

Более того, благодаря некоторому восстановлению рубля в последние месяцы импортеры и дилеры стали снижать цены и предлагать скидки по специальным программам, что, в свою очередь, привлекло покупателей в сегмент новых автомобилей. Впрочем, по мнению Дениса Еременко, это практически никак не повлияло на падение продаж на «вторичке», а даже наоборот.

«На мой взгляд, покупатель нового автомобиля и покупатель подержанной машины – это все же совсем разные люди. А потому снижение цен на новые автомобили может только увеличить спрос на новые автомобили, но снизить спрос на подержанные не может, – рассуждает Александр Груздев. – Как говорится, «чтобы купить что-нибудь ненужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное». А потому увеличение спроса на новые автомобили, скорее, будет способствовать росту предложения в сфере подержанных авто».

01 reid 11_zr 11-13_новый размер

01 reid 11_zr 11-13_новый размер

Весенний ценопад

Тем не менее ценовая политика автопроизводителей оказывает влияние на стоимость автомобилей с пробегом. Вслед за ценами новых машин продавцы «секонд-хэнда» на волне ажиотажного спроса в конце прошлого – начале нынешнего года тоже «задирали» ценники. Так, максимальный рост цен на «вторичке» был зафиксирован в январе и по разным сегментам доходил до 20-30%, свидетельствуют данные «Автостата». Однако с февраля цены пошли вниз, в среднем на 3-4% в месяц, и по состоянию на конец мая средний ценник, к примеру, на трехлетние машины, опустился на 13%. Впрочем, и сейчас реальные сделки происходят на 10-20% ниже уровня предложений, поэтому аналитики ожидают дальнейшего снижения цен. По прогнозам «Автостата», в течение лета подержанные машины могут подешеветь еще минимум на 10%.

«Осенью 2014 года цены были сильно искусственно завышены, чему способствовала небывалая покупательская активность. Это не могло продолжаться долго, да еще и падение продаж авто с пробегом способствовало стабилизации цен на вторичном рынке. Проще говоря, люди хотят продавать машины, но по осенним ценам 2014 года их никто не покупает, поэтому продавцы массово снижают цены. Я думаю, что на данный период цены стабилизировались», – говорит Денис Еременко.

В аналитическом центре «Атлант-М» также считают, что в ближайшие месяцы цены на подержанные автомобили будут находиться на относительно стабильном уровне, поскольку их рост возможен только после того, как экономика и доходы населения вновь начнут расти.

Что касается дилерского сегмента вторичного авторынка, то здесь действуют те же законы, что и на рынке новых авто. Простой машин оборачивается убытками, поэтому дилеры заинтересованы в оборотах. Как отмечает Мария Бильбулян, выгодно продать можно только свежий и современный автомобиль, а от простаивания цена авто снижается.

«Многие производители масс-брендов ведут активную ценовую политику, что, естественно, влияет на рынок автомобилей с пробегом того же сегмента. Все продавцы оказались заложниками данной тенденции, поэтому, чтобы поддержать сбыт, снижают цены. Однако на сегодняшний момент покупательский спрос таков, что это не дает больших результатов и позволяет лишь поддерживать некую оборачиваемость складских запасов», – рассказывает Юрий Елистратов.

Прошлогодние цены возвращаются

Данные компании Carprice показывают, что некоторые модели за последние месяцы потеряли в цене настолько, что сегодня их можно купить даже дешевле, чем до обвала рубля. Так, например, седан Volkswagen Jetta в мае предлагался в среднем за 363,2 тыс. рублей против 370 тыс. в августе прошлого года, хотя еще в феврале за него просили полмиллиона.

Низкий спрос на вторичном рынке обвалил цены на автомобили в самых разных сегментах. Согласно данным Carprice, по ценам ниже прошлогодних в мае можно было купить такие популярные модели, как Skoda Octavia (356,1 тыс. рублей), Ford Mondeo (524 тыс. рублей), Audi A6 (414 тыс. рублей), Nissan Qashqai (549,2 тыс. рублей) и др.

В Суперавтомаркете «Формула 91» отмечают проблемы в продажах автомобилей с двигателями мощностью свыше 250 л.с. По словам Марии Бильбулян, на такие автомобили снижается цена, поскольку клиенты сейчас не готовы нести дополнительные затраты на налоги, особенно по вторичным автомобилям.

В целом, наибольшее падение цен зафиксировано на модели С-класса, а меньше всего подешевели кроссоверы и внедорожники. «Автомобили класса SUV находятся сейчас на пике популярности – спрос на них сохраняется, а потому они меньше всего дешевеют. B- и C-класс – это сегменты пока еще наиболее массовые, а поэтому там выше конкуренция, ниже спрос и больше падение цен», – комментирует Александр Груздев.

Автомобили премиум-класса в процентном выражении дешевеют не очень сильно, ведь до выхода на вторичный рынок они и так теряют в цене до 35% и зачастую стоят столько же, сколько новые иномарки С-класса. Дело в том, что спрос на премиальные модели, как и на рынке новых автомобилей, значительно более устойчив к экономическим катаклизмам, чем в массовом сегменте, поясняют в аналитическом центре «Атлант-М». По словам экспертов, для малообеспеченного потребителя кризис – это веская причина отказаться от покупки вообще. При этом более состоятельному клиенту, имеющему запас денежных средств (частично в иностранной валюте), кризис дает хорошую возможность приобрести автомобиль на выгодных условиях.

Однако начавшееся в этом году падение премиум-сегмента на рынке новых автомобилей вряд ли связано с продажами таких машин на «вторичке». По словам Дениса Еременко, вероятность того, что потенциальные покупатели машин стоимостью 4-5 млн рублей придут на вторичный рынок, невелика – ведь для таких людей авто является признаком статуса.

«Куплю недорого»

Между тем в сегменте массовых автомобилей наибольшим спросом сейчас пользуются самые доступные предложения. В Суперавтомаркете «Формула 91», например, в последние месяцы наблюдают оживление продаж машин по цене до 400-500 тыс. рублей. Как поясняет Денис Еременко, покупатели стали более избирательными.

«Клиент, который раньше покупал новый Ford Focus, теперь должен или совсем отказаться от покупки автомобиля (и такая особенность поведения покупателей приводит к спаду продаж на рынке новых авто), или же переходить в сегмент автомобилей low-cost», – соглашается Александр Груздев.

Показательно, что в рейтинге продаж подержанных автомобилей в этом году набирает обороты дешевая Daewoo Nexia, которая по объему реализации смогла обогнать Renault Logan. Как отмечают в аналитическом центре «Атлант-М», на рынке новых автомобилей Nexia превосходила по сбыту Renault Logan вплоть до 2007 года и достаточно успешно продавалась в 2008-2010 годах. Поэтому доля продаж «Нексий» от 5 лет и старше достаточно велика (и особенно много – старше 7 лет). Таким образом, рост перепродаж подержанных Daewoo Nexia может свидетельствовать об увеличении спроса на автомобили третьего возрастного сегмента, что, скорее всего, временно.

Наилучшую динамику продаж на падающем вторичном рынке показывают внедорожники Lada 4x4 и Chevrolet Niva. За пять месяцев 2015 года их реализация, по данным «Автостата», снизилась на 15% и 18% соответственно при общерыночном падении на 24%. По словам Марии Бильбулян, у этих моделей всегда стабильные объемы продаж и высокая лояльность клиентов, что связано с географией нашей страны и качеством дорог на периферии. Кроме того, в последние годы на российском рынке в целом доля SUV постоянно растет, и для многих потребителей предпочтителен именно внедорожник, добавляют в аналитическом центре «Атлант-М».

«Возможно, подержанные Lada 4x4 и Chevrolet Niva сейчас приобрели те, кому не хватило денег (не смогли взять кредит) на внедорожник более престижного бренда. Импортные внедорожники старше 7 лет к тому же часто становятся очень проблемными и дорогими в обслуживании», – отмечают аналитики «Атлант-М».

В целом, спросом пользуются массовые внедорожники разных марок. Например, хорошо продается также Renault Duster, отмечает Юрий Елистратов. По его словам, россияне просто пересаживаются с дорогих автомобилей на более дешевые.

«Кризис ударил в первую очередь по среднему классу. За последние три месяца были зафиксированы рост продаж автомобилей дешевого сегмента и стабильный спрос на автомобили люкс-класса – от 4-5 млн рублей. В свою очередь, продажи автомобилей в диапазоне от 1 до 3 млн существенно замедлились, и эта тенденция пока продолжается», – резюмирует Юрий Елистратов.

Подпишитесь на «За рулем» в