Казахстан автомобильный: автоцентр Евразии

Какие машины собирают в Казахстане? А на каких предпочитают ездить? И что слышно о грядущем экспорте автомобилей из Казахстана в Россию?

Люблю летать национальными авиакомпаниями. Сразу можно составить первое впечатление о стране. «Эйр Астана» не подкачала: чистый самолет, обаятельные стюардессы, отличное обслуживание. Наконец, столовые приборы не пластиковые, а металлические – даже в эконом-классе. Неужели и всё остальное на столь же приличном уровне?

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Автопром в Казахстане – один из наиболее быстро развивающихся секторов промышленности. Начало было положено в 2002 году, тогда приступили к сборке всего одной модели – Лады 4×4, а теперь в стране работает уже шесть автопроизводств. Самое мощное – в Усть-Каменогорске, где компания «Азия Авто» производит 37 моделей четырех брендов: Chevrolet, Kia, Skoda и Лада. Помимо легковых моделей в этом центре Евразии выпускают сельхозтехнику – тракторы, автобусы, фургоны и грузовики.

Некоторые дилеры не делят продуктовую линейку на легковую и коммерческую и продают всё подряд – от маленьких хэтчбеков до седельных тягачей.

Это от нас корпорация GM, считай, сбежала – а в Казахстане производит не только знакомые нам модели Opel и Chevrolet. Например, компактный кроссовер Сhevrolet Tracker, который так и не доехал до России.

Kia на мощностях компании «Азия Авто» собирает компактвэны Carens и Сarnival. Список можно продолжить автобусами Daewoo и вседорожником Toyota Fortuner.

Наряду с Renault здесь продается его южнокорейский собрат Samsung, а любителям экзотики адресована продукция некогда знаменитой марки MG, которая в очередной раз пытается возродиться, словно птица феникс, при поддержке китайской корпорации SAIC.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в январе – феврале 2014 года доля автопрома составляла 9,31% всего выпуска в машиностроении. В нынешнем году этот показатель вырастет до 26%. Собственное производство и развитый импорт позволяют республике занимать 58‑е место в мире по уровню автомобилизации. По данным pоссийского агентства Автостат, только за первые четыре месяца 2015 года в Казахстане зарегистрировано 60 415 новых автомобилей, что на 33,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сборочный конвейер завода «Азия Авто», на долю которого приходится 80% продукции казахстанского автопрома.

АВТОРЫНОК

Во многом такой рост обеспечила российская валютная чехарда конца 2014 года. Являясь гражданами страны – члена Таможенного союза, казахстанцы, как и белорусы, ринулись скупать новые автомобили в России: разница в цене составляла более 10 000 долларов. По некоторым данным, в Казахстан за зимние месяцы ввезли около 100 000 новых и подержанных автомобилей.

А вот официальные дилеры в первом квартале сумели продать всего 24 954 машины. Дело дошло до того, что в феврале вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау заявил, что нужно поставлять автомобили в страну только через официальных дилеров.В правительстве поговаривают о лицензировании поставщиков и внесении особых отметок в документы на автомобиль – мол, ввезен официально. Прорабатывают вопрос прямого квотирования поставок новых машин.

Правда, пока никаких запретительных мер не последовало. Чтобы не упускать выгоду, местные дилеры рьяно взялись обслуживать автомобили, купленные в России. Некоторые официалы теперь привечают машины своей марки независимо от года выпуска, другие вовсе приглашают на обслуживание всех желающих.

Улицы крупных городов все чаще «патрулируют» радарами и камерами. Кстати, минимальный штраф в Казахстане равен примерно 1944 рублям.

Чтобы остановить 27‑процентное падение продаж (результат первого квартала года), цены на некоторые местные модели снизили до 35%. Более того, в апреле заработала президентская программа «Нурлы жол» («Светлый путь»; предполагает льготное кредитование). Шесть банков получили 15 миллиардов тенге (около четырех миллиардов рублей) для кредитования покупок автомобилей местной сборки.

ПЕРЕДОВИКИ

Гуляя по улицам Алма-Аты, видел новые Лады с кокетливой наклейкой: «Зато не в кредит». Несмотря на кризис, Лада сохранила за собой статус бренда № 1, поскольку с начала года цены на автовазовские машины снизили до уровня российских. Гранта, Ларгус и Приора возглавили национальный рейтинг продаж. С января по апрель было продано 12 460 автомобилей: Лада держит 37% местного рынка. Учитывая натиск конкурентов и серых дилеров, результат можно признать отличным.

Более того, официальный дилер, холдинг «БИПЭК Авто – Азия Авто», так наловчился продавать и обслуживать Лады, что с благословения Бу Андерссона занимается этим с конца 2014 года и на территории РФ. Пока речь идет о шести городах, расположенных на Урале и в Западной Сибири, но это только начало.

По популярности в Казахстане Лада 4×4 уступает лишь кроссоверу Renault Duste

В ближайших планах АО «Азия Авто» – строительство в Усть-Каменогорске крупнейшего автопромышленного кластера, который будет производить автомобили Лада, Renault и Nissan по полному циклу, включая сварку и окраску, а также выпуск автокомпонентов. Проект рассчитан на 120 000 автомобилей в год, большая часть которых пойдет на экспорт в Россию.

На рынке подержанных машин ситуация аналогична российской: ввоз «правого руля» запрещен, а в тренде то, что предлагается в первичной продаже. Самые дешевые бэушные модели попадают сюда из соседней Киргизии, но их техническое состояние оставляет желать лучшего. Былого оживления на рынке нет. В базарный день в конце мая на огромной площадке стояло не более 100–150 автомобилей. И это легко объяснить: за пятилетний Ford Escape просят, на наши деньги, 1 190 000 рублей, а за новый Kia Sportage – от 1 080 000 рублей.

Что на вторичке расходится быстро, так это 10–12‑летние «немцы» и «японцы». Запчасти заказывают в соседнем Китае либо в Арабских Эмиратах. Кстати, это государство становится все более популярным у казахстанцев. Оттуда везут даже автомобили.

Toyota Fortuner. Made in Kazakhstan. Рамный семиместный вседорожник с бензиновым мотором объемом 2,7 л от родственного Prado.

За последние четыре года доля автопрома в структуре ВВП страны увеличилась в четыре с половиной раза. Создано более 120 000 рабочих мест со средней заработной платой до 44 000 рублей. А каждое рабочее место в автомобильной промышленности создает минимум восемь в смежных отраслях.

В планах – увеличить степень локализации сборки, развивая производство автокомпонентов, осваивать новые технологии, привлекать на рынок новых инвесторов. К 2017 году валовая добавленная стоимость автопрома (прибыль, которую он приносит в бюджет страны) составит 134 миллиарда тенге (примерно 37 миллиардов рублей). И если всё намеченное будет выполнено, Казахстан вполне сможет попасть в тридцатку самых развитых государств мира.

Дословно

Ержан МАНДИЕВ, генеральный директор АО «Азия Авто Казахстан»

С 2001 года, когда «БИПЭК Авто» получил статус генерального партнера АВТОВАЗа в Казахстане, мы инвестировали в развитие инфраструктуры и продвижение марки Лада около 102 миллионов долларов. «Приглашение» на рынок России можно считать признанием нашего опыта. Совместно с АВТОВАЗом наша группа развернула обширную работу по модернизации российской дилерской сети марки Лада. Мы уже начали работу в Новокузнецке, Барнауле, Новосибирске, Омске, Шадринске, Челябинске и рассматриваем перспективы присутствия в таких городах, как Курган, Тюмень, Магнитогорск, Кемерово и Томск.

Дословно

Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса

Мы изучили опыт Таиланда, Кореи, Малайзии и считаем, что при том потенциале, который у нас сейчас есть, нам нужен собственный, казахстанский автомобиль: если другие страны смогли, то и мы сможем! Скорее всего, это будет легковой автомобиль класса В или С ценой до 12 500–13 500 долларов.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в