«Обойдемся без клиентов»: как нас обманывают дилеры
Диалог при получении машины из сервиса:
– А что это за строчка в счете: «Прокатило – 10 000 рублей»?
– Не прокатило. Вычеркиваем.
Анекдот
У многих автовладельцев понятие «официальный дилер» ассоциируется с качественным сервисом и ответственным подходом к делу. Так оно и должно быть – по идее. Но оказывается, что даже сейчас, в жесточайший кризис, когда нужно бороться за каждую копейку, официалы позволяют себе такие выкрутасы, словно решили отвадить клиентов. Вот лишь три случая из моей практики и опыта коллег за последние несколько месяцев. Все они произошли в столице, где дилеру, казалось бы, следует дорожить клиентом, поскольку выбор у того богатый – того и гляди переметнется к конкуренту.
ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ
Много любопытного вычитал наш фотограф Константин Якубов в предварительном заказ-наряде на первое ТО своего лифтбека Skoda Octavia, составленном официальным дилером (Москва, улица Обручева).
В первой же строке владельцу предлагалось заплатить без малого тысячу рублей за снятие-установку свечей зажигания. Конечно, бензин у нас не лучший в мире. Но что же это за свечи, которые, по мнению сервисменов, умирают уже через 12 тысяч километров пробега? Судя по цене, проверять мастера намеревались все четыре свечи, хотя, по всей логике, вполне хватило бы взгляда на одну. Это сразу снизило бы стоимость услуги вчетверо. Глядишь, 250 рублей Костя не пожалел бы за лишнюю проверку. А так – спасибо, не надо.
В таблице с перечислением использованных материалов не скрылась от бдительного Костиного взгляда «присадка универсальная для бензина» за 650 рублей. По заверениям приемщика, опять-таки виноват отечественный бензин. Дескать, воды в нем много, а чудо-химия выведет ее из бензобака. Но ведь остальные машины как-то обходятся без волшебного раствора! Эту строчку тоже без возражений вычеркнули. Удивительно, но мастер даже не пытался объяснить, зачем нужна эта услуга. Похоже, что выполнять предлагаемые операции, заведомо бесполезные, и не собираются. Вдруг попадется покладистый клиент и, что называется, «прокатит»? И прокатывает!
Были в заказ-наряде и другие парадоксы. К примеру, для сданного 11 апреля автомобиля ориентировочный срок готовности – 26 мая! А указанная остаточная стоимость годовалой Октавии – всего 150 тысяч рублей. Мелочи, формальности? Как знать. Случись судебное разбирательство, дилер прикроется заказ-нарядом, который подписан владельцем.
ПО СТАНДАРТАМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Как я уже рассказывал (ЗР, 2014, № 12), редакционный Nissan Almera попал в аварию. Под замену среди прочего пошла металлическая панель, закрывающая со стороны багажника левый фонарь – сквозь нее проходят винты его крепления. Поставить деталь жестянщики официального дилера, базирующегося на 26-м километре МКАД, не забыли, а вот красить не стали (фото вверху). Видимо, в заботе о следующем покупателе машины: факт кузовного ремонта он наверняка обнаружит. Хотя мы и без того ничего не стали бы скрывать – не в наших правилах.
Может, законодательно запретить окраску замененных деталей? И мошенничества с перепродажей битых машин сойдут на нет? Шутка, конечно. Хотя совсем не до шуток, когда даже официальные дилеры ни в грош не ставят своих клиентов.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Но чаще всего мы страдаем от банального разгильдяйства – когда вредят не по умыслу, а по принципу «так вышло».
Например, у той же редакционной Алмеры после кузовного ремонта мы обнаружили, что не работают стоп-сигналы в фонарях – загорается лишь центральный «стопарь» под стеклом. Странно. Должны же проверять автомобиль перед тем, как выпустить его за ворота?
Думаете, подобным грешат только те центры, которые обслуживают бюджетные модели? Дилер респектабельного Мерседеса на Волгоградском проспекте собирался выдать моей сестре Mercedes-Benz CLA из кузовного цеха, исправленный лишь наполовину: дверь отремонтировали, а накладку порога под ней не заменили. Дефект был заметен невооруженным глазом даже при закрытой двери.
Машину снова забрали в ремзону с просьбой подождать полчасика. Разве можно окрасить деталь за полчаса? Представьте себе, справились! Сняли с другой машины, чтобы не потерять лицо перед клиентом? Или другая деталь была окрашена загодя, но ее забыли поставить? Это так и осталось загадкой.
* * *
Автолюбители, общавшиеся с официальными дилерами, могут прислать нам вагон писем и с более яркими историями. Особенно часто конфликты происходят в регионах, где один-единственный дилер на сотни километров вокруг, а докричаться до представительства марки в Москве не так-то просто. Поэтому смысл моих советов прост: не теряйте бдительность – это сохранит вам время, нервы и деньги.
Совет первый.
Внимательно изучайте перечень предлагаемых работ и деталей. Например, с семейными машинами я практикую следующую схему: прошу выполнить минимально необходимый для штампа в сервисной книжке объем работ, а остальное предлагаю перечислить в рекомендациях – и после обмозговываю их обоснованность.
Совет второй.
При получении машины из ремонта внимательно осматривайте не только видимые элементы, но и скрытые от глаз – по возможности, конечно. В потайных углах легко схалтурить с крепежом или окраской.
Совет третий.
Не обольщайтесь: недостаток может оказаться на самом виду. Я неоднократно наблюдал, как дилер пытался вернуть автомобиль с деталью, явно не попадающей в цвет кузова. Или, как в описанном случае с Мерседесом, вовсе забывал что-то отремонтировать. Объяснения мастеров о причинах недоделок вполне уместны на страницах ненаучной фантастики, а вы требуйте исполнения полного объема работ.