Audi A1 Sportback и Mini Cooper: золотая молодежь
Компактные престижные хэтчбеки пользуются у нас не слишком большим, но стабильным спросом. Их всегда покупала молодежь (та, что золотая или хотя бы «позолоченная»), которой от автомобиля нужны яркий имидж, выразительность. Казалось бы, практичность для них – дело десятое!
Но похоже, что эти «предустановки» больше не работают. Оказывается, в выпендрежных машинках теперь ищут не только высокий стиль. Недаром фирма Audi прекратила поставки в Россию трехдверных хэтчбеков А1 – теперь у нас продаются более функциональные пятидверные Спортбеки, которые до сей поры выбирала львиная доля покупателей.
Вот и англичане не удержались. Плодя всевозможные версии Mini, они не смели замахиваться на святое – на базовую модель, которая, как искренне предполагали поклонники марки, навсегда останется трехдверной. Ага, щас! Рынок заставит и не так изворачиваться – и в конце прошлого года на сцену вышел растянутый пятидверный Mini. Это самые что ни на есть прямые конкуренты – поджарый Audi A1 Sportback и… не хочется так говорить, но придется: слегка раздобревшая английская пятидверка. Кто из них спортивнее и, прости господи, практичнее?
ДВА ПОЛЮСА
Если вам показалось, что пятидверный Cooper выглядит крупнее и взрослее, нежели озорная трехдверка, которая в последнем поколении и так непривычно разрослась, знайте, что вы зрите в самый корень. Колесная база вытянулась на 72 мм, а общая длина машины увеличилась на 161 мм. Кроме того, на 11 мм приподнялась крыша. Не такой уж это теперь и «мини»! Исчезла былая миниатюрность, улетучилась. Но что греха таить, многим мужикам нравятся пышечки, а уж как пожирают взглядами наш Cooper 5d владельцы трехдверок!
С Audi иная история. A1 Sportback не превосходит размерами трехдверную модификацию – просто у него на две двери больше.
После прошлогоднего рестайлинга А1 щеголяет светодиодной оптикой. Но странное дело: на Mini пялятся, но Audi никто не провожает взглядом. Даже владельцы дорестайлинговых версий абсолютно равнодушны. Может, цвет не тот?
Зато по части качества немцы держат планку. Мягкий податливый пластик, крутилки с алюминиевой насечкой, кнопки-переключатели с выверенным фидбеком. Сразу понимаешь, что имеешь дело с представителем благородной фамилии.
Оснащение? В тестовом Audi нет ни навигатора, ни камеры заднего вида, ни парктроника. И климат-контроль тут простенький – однозонный. За плюшки надо доплачивать, и немало.
А вот Mini остался верен себе – его экстравагантный салон ни с каким другим не спутаешь. Буйство форм! А стильные тумблеры на консоли и потолке? Ни у кого таких нет!
Сиденья хороши: идеально спрофилированные, с выверенной боковой поддержкой. Диапазоны регулировок огромны. Если отодвинуть водительское кресло до конца назад, человек ростом 190 см не дотянется до педалей.
Никак не могу привыкнуть лишь к слишком узкому ветровому стеклу, которое является отличительной чертой всех Mini. Главное же в другом: наконец-то в салоне «англичанина» появился лоск, ощущение премиума. В прежних Mini я постоянно вопрошал: за что такие деньги?
Узкий круг
Выбор престижных компактных пятидверок ограничен только героями нашего теста. А близких по статусу трехдверных хэтчбеков побольше будет. К узкому кругу примыкают Alfa Romeo MiTo (105–170 л.с.), Citroen DS3 (120–150 л.с.), VW Beetle (105–210 л.с.). Сюда же можно присовокупить и «короткий» Mini (136–231 л.с.). А вот Audi A1 3d в Россию больше не поставляют.
ЕЗДИМ И ЛЕТАЕМ
Версия Cooper – трехцилиндровая. Благодаря турбонаддуву полуторалитровый мотор развивает 136 л.с. и 220 Н·м (а в режиме Overboost – все 230 Н·м). Прилично. Смущает лишь звук работающего на холостых двигателя – храпит, что твой мопс!
Дал по газам – и храп исчез. Посмотрите на наши замеры: Mini аж на девять децибелов тише Спортбека! И при этом быстрее. На динамометрической дороге автополигона мы не смогли достичь заявленных заводских данных, но и девять с половиной секунд до сотни, которые зафиксировал наш измерительный комплекс, – достойный результат. Добрых слов заслуживает шестиступенчатый автомат Aisin – переключения моментальные и безошибочные. В спортивном режиме смена передач происходит резковато, но в обычном – всё в норме. Устал от суеты? Выбирай режим Green Mode и наслаждайся флегматичностью коробки. Но вряд ли владельцы Mini дойдут до такой тоскливой жизни.
Силовой агрегат Спортбека скроен по другим лекалам. Четырехцилиндровый 1,4‑литровый 125‑сильный двигатель работает в тандеме с семиступенчатым роботом с двумя сцеплениями S tronic. В стандартном режиме коробка заточена на экономичную езду: охотно выбирает повышенные передачи и не особо спешит с переключениями вниз. Я пару раз завис при обгонах – и перевел коробку в спортрежим. Навсегда.
Да уж, активных водителей Audi вряд ли порадует. На узеньких 15‑дюймовых шинках он рано уходит в скольжение, хрестоматийно уплывая наружу поворота, что тут же пресекает система стабилизации. И руль неожиданно легкий. Впрочем, особых неудобств это не доставляет, благо с обратной связью всё в порядке.
Пятидверный Cooper и на мелочовку реагирует не так нервно, и на драном асфальте успешно гасит удары, причем практически бесшумно. Разительный прогресс по сравнению с хэтчбеком-костотрясом прежнего поколения! Сказываются гены BMW? Ведь на этой же платформе UKL построены баварский минивэн второй серии и грядущий кроссовер X1, который проходит сейчас финальные испытания.
Управляемость не скучно-выверенная, а озорная! На недостаточную поворачиваемость Mini даже не намекает, охотно ныряя в виражи. Он готов вовлечь в водоворот драйверского кайфа даже безнадежно меланхоличного водителя.
Сам того не замечая, начинаешь проходить (вернее сказать, пролетать) связки поворотов всё быстрее и быстрее. А сносов и заносов всё нет и нет – «держак» отменный! Британский хэтч чешет по траектории, как спортивный боб по желобу. Высший пилотаж!
Помнится, прежний Mini утомлял ультимативной жесткостью рулевого управления – резкий, злой автомобиль. А у пятидверки усилие на баранке помягче, причем информативность от этого ничуть не страдает.
А тормоза! Тормозной путь Купера со 100 км/ч – всего 35,5 м. Не каждое спорткупе радует нас такими результатами. Педаль короткоходная, жесткая, чем-то напоминает по отклику тормоза суперкаров.
У A1 привод тормозов, напротив, мягкий, что никак не сказывается на их эффективности: 38 м с сотни – тоже достойный показатель.
Трансмиссия S tronic заточена на экономичную езду и не особо спешит с переключениями вниз. Я пару раз завис при обгонах – и перевел коробку Audi в спортрежим. Навсегда
Audi A1 Sportback не столь ярок – запомнился прежде всего продуманным салоном, багажником и скромным расходом топлива. Выбор прагматика?
Судя по тому, как часто Спортбеки мелькают на наших улицах, таких не столь уж и мало!
Запал мне в душу Mini! Стильный, драйверский. Но с ролью единственного автомобиля в семье он вряд ли справится – две дополнительные двери не сделали его по-настоящему практичным. А вот грядущая модификация с удлиненным задним свесом и увеличенным багажником мне бы подошла.
Юрий Тимкин
Багажнички?..
Багажный отсек Mini оказался просторным – по меркам малолитражек, конечно. Ровные прямые стенки, четыре крепежные петли для фиксации поклажи. И в качестве бонуса – подпол, в который можно закинуть, скажем, мокрые или грязные вещи. Вместимостью грузовой отсек Audi уступает конкуренту, зато он практичнее. Помимо проушин тут имеется крючок, на который можно подвесить сумку или пакет. Кроме того, здесь дополнительные фонари на крыльях – они автоматически загораются, когда поднимаешь пятую дверь.
До 16 и старше
Демонстрируя пятидверный Mini, англичане заявляли о небывалом просторе сзади. Чтобы в этом убедиться, для начала надо туда протиснуться – а это непросто! Двери узенькие, мешает изгиб колесной арки, ступни буквально втискиваешь между основанием дивана и передним креслом. Но коль забрался, не чувствуешь себя обманутым – особенно когда вспоминаешь отчаянную тесноту трехдверной версии. Головой не касаешься крыши, а колени не упираются в переднее сиденье. И с функциональностью здесь всё в порядке: предусмотрены кармашки, индивидуальная подсветка, подстаканник и потолочные ручки, а стекла опускаются полностью.
В Спортбеке на сиденья второго ряда садиться удобнее – проем заметно шире. Но это, пожалуй, единственное его преимущество. Sportback ощутимо теснее: колени упираются в спинку переднего кресла (может, поэтому на них нет кармашков?), а макушка касается потолка. Более-менее комфортно здесь себя почувствуют разве что дошколята, но ведь им положено ездить в детских креслах… Кстати, стекла в Спортбеке опускаются не полностью. Индивидуальной подсветки нет, равно как потолочных ручек и подстаканников.