По следам «Шелкового Пути»: подводим итоги ралли-рейда «Великая Степь-2015»

Четвертый этап Чемпионата России по ралли-рейдам в зачете автомобилей и грузовиков и третий этап Чемпионата и Кубка России по кросс-кантри ралли для мотоциклов, квадроциклов и багги– ралли-рейд «Великая Степь-2015» – завершен. Это, без преувеличения, главное событие года в российском чемпионате по ралли-рейдам и второе по значимости в мировом масштабе после великого и ужасного «Дакара». В этом сезоне гонка получилась особенно интересной и смогла привлечь под свои знамена не только российских спортсменов, но также гостей из Белоруссии и Финляндии.

На старт марафона вышли 24 легковушки, 11 грузовиков и многочисленные представители мотозачета, квадроциклов и багги, что легко позволило превзойти прошлогодний кворум в 33 участника.

Иначе и быть не могло. «Великая Степь» – наследница знаменитого международного рейда «Шёлковый Путь», который готовится к возрождению уже в следующем, 2016 году. Именно на этом этапе можно заработать максимальное количество очков в зачете чемпионата благодаря повышающему коэффициенту 1,2. Но и цена, которую приходится платить экипажам за участие, намного выше, чем где бы то ни было.

Нет-нет, я имею в виду вовсе не финансовую сторону вопроса. Слава богу, на помощь командам и организаторам приходят такие гранды, как «Газпромнефть-смазочные материалы», «Газпром добыча Астрахань», «Внешэкономбанк», «Бинбанк», отели «Азимут» и «Супербак», да и главы Калмыкии и Астраханской области лично ратуют за проведение автоспортивного праздника.

Дело в колоссальных трудозатратах, которые требуются каждому участнику, чтобы даже не выиграть, а элементарно добраться до финиша. Победы здесь достаются пÓтом и кровью. Коварнейшая трасса не прощает ни малейших ошибок и кое в чём даже дает прикурить самому «Дакару». Здесь есть и умопомрачительные скоростные прямики, и знаменитые «песочницы», глубокие промоины и солончаки, броды и густая трава. Словом, всё, что может отбить желание гоняться в ралли-рейдах или, напротив, поднять его на новую высоту. Это проверка на прочность и силу духа. А за чем еще, как не за этим, гонится каждый ралли-рейдист?!

Трасса

В этом сезоне организаторы ралли-рейда «Великая Степь» решили удивить участников совершенно новой трассой, проложенной, в основном, по не использовавшимся ранее дорожкам. Экипажам предстояло преодолеть в общей сложности 1145 километров, 1022 из которых пришлись на спецучастки. Стартовал марафон, как и прежде, в столице Калмыкии Элисте, 1 июля, а финишный створ команды пересекали уже в Астрахани, 4 июля.

Сюрпризы начались уже на так называемом Прологе – коротеньком 3,9-километровом СУ, по итогам которого распределялись стартовые места на первый полноценный спецучасток. Десятка быстрейших по итогам квалификации может выбирать стартовую позицию, что дает серьезное преимущество над соперниками. Ехать первым всегда опасно из-за сложностей навигации, зато всем последующим крайне трудно обгонять из-за сильнейшей пыли на степных участках.

Обрушившийся накануне пролога ливень превратил коротенький СУ в настоящий аттракцион с грязными скользкими лужами и бродами. Закрытые повороты и густая растительность придали отрезку дополнительную перчинку и подарила жителям Элисты прекрасное шоу.

Второй спецучасток протяженностью 321 км (Элиста–Элиста) запомнился экипажам сильнейшей пылью и быстрыми ходовыми отрезками, на которых местами удавалось разогнаться до 180 км/ч. Трасса получилась невероятно интересной и коварной. В густой растительности можно было запросто проморгать глубокие рвы, а рядом с кошарами пилотов подстерегала еще одна опасность – стада животных. В целом участок получился ходовым, хотя и сложным в плане навигации.

Самый длинный, третий СУ, Элиста–Астрахань, частично проходил по уже известным постоянным участникам дорожкам и отчасти повторял отрезок предыдущего дня. И без того высокая температура калмыцких степей сменилась изнуряющим астраханским зноем. Температура в кокпитах боевых машин порой достигала 70 градусов. Добавим сюда 50 км полного бездорожья, локальные дожди и невероятно сложную навигацию и получим самый настоящий ад как для людей, так и для техники. И всё это на протяжении умопомрачительных 456 километров.

Как и положено в хорошем триллере, самым опасным стал завершающий, 4-й СУ длиной 240 километров. Жесткое астраханское бездорожье заставляло автомобили рассыпа́ться на запчасти, людей – в прямом смысле стучать зубами. А в промежутках между этим аттракционом доставать лопаты и сэнд-траки и практиковаться в откапывании своего «железного друга» из зыбучих обжигающих песков. Густая растительность забивала радиаторы и не давала моторам вдохнуть полной грудью, а огромное напряжение перед финишем сбивало с курса штурманов и заставляло подолгу блуждать в поисках «канала».

Зачет грузовиков (Т4)

Класс грузовиков, как обычно, стал самым зрелищным и быстрым. «Синяя армада» выставила сразу шесть экипажей, белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» – еще три, а нижегородцы вывели на старт два грузовика «Садко» и «Садко NEXT» под управлением Болеслава Левицкого/Вячеслава Сучкова и Михаила Шкляева/Станислава Долгова соответственно.

Именно «Газон» Болеслава подошел к этапу лидером чемпионата в своем классе, но удержать позицию, увы, не смог. Жесткие и требовательные калмыцкие степи, как и в прошлом сезоне, в буквальном смысле разрушили силовую структуру нижегородского грузовика. Оба «Садко» добрались до финиша, но всерьез претендовать на подиум на этот раз не смогли. Утешительным призом можно считать второе место в командном зачете.

Главная борьба развернулась между пилотами заводской команды «КАМАЗ-Мастер». Удача попеременно сопутствовала каждому из экипажей челнинцев. В ходе ожесточенной борьбы в итоговом протоколе золото взял Андрей Каргинов, серебряным призером стал Айрат Мардеев, а бронза досталась Сергею Куприянову на газодизельном КАМАЗе, работающем на смеси дизеля и метана.

Белорусский ястреб Сергей Вязович начал гонку с первой позиции, но из-за тотального невезения постепенно откатился вниз и завершил этап на досадной пятой строчке.

Зачет прототипов (Т1)

В классе прототипов с первых же боевых километров обозначились явные фавориты – команда «ПЭК» в составе Евгения Фирсова/Вадима Филатова (Toyota Hilux) и Дмитрия Иевлева/Александра Шапошникова (Nissan Frontier). Дмитрий бодро начал и ещё на прологе дал понять, что намерен биться за победу любой ценой, за что и поплатился, буквально уничтожив свой прототип на третьем спецучастке. Этим несказанно помог своему товарищу по команде Евгению Фирсову, мертвой хваткой вцепившемуся в золото и уже не подпускавшему к себе никого на расстояние пушечного выстрела на протяжении всех СУ.

Борьба за второе и третье места получилась жаркой и непредсказуемой. В этих условиях прекрасно проявил себя дебютант ралли-рейда Владимир Мельников из команды G-Energy Rally Media Team. На третьем СУ Владимир финишировал вторым, вплотную приблизившись к дуэту Владимира Фролова/Кирилла Шубина из ATT-Racing. Однако последний спецучасток дался новичку сложно: из-за перегрева двигателя приходилось подолгу простаивать, а коварные астраханские пески отдали третье место подиума Антону Мельникову/Антону Николаеву из «Комиавтоспорт». Но лиха беда начало! Потенциал у Владимира большой, и нет никаких сомнений, что он себя ещё проявит.

Зачет джипов (Т2)

Явным фаворитом в классе Т2 был прошлогодний победитель «Великой Степи», дуэт Александра Терентьева/Алексея Беркута (Ford Raptor) из команды RE Autoclub. Именно они и оформили вторую для себя победу в «Великой Степи». Даже сложности с перегревом мотора и лопнувшее на последнем СУ колесо не дали шанса их преследователям Александру Колембету/Игорю Петенко (Toyota LC200) из команды «Космос» подняться выше второго места. Шедшие в тройке на протяжении большей части гоночных СУ Андрей Рудской/Евгений Загороднюк (Toyota LC200) из NRT Motorsport завершили гонку досрочно из-за отказа двигателя. Этим не преминул воспользоваться дуэт команды «Бинбанк» в составе Игоря Гутинского/Антона Плетнёва, с чем мы их и поздравляем.

Отдельно стоит упомянуть еще один экипаж из Финляндии, представлявший команду RE Autoclub на Mitsubishi Pajerо. Йоуни Ампуя/Марку Хурскайнен впервые принимали участие в ралли-рейде и столкнулись с проблемами с зажиганием на своём автомобиле, а также трудностями в навигации. У дуэта ранее не было опыта езды по столь экстремальным трассам, но это не помешало дебютантам продемонстрировать превосходный темп на финальном отрезке, где финны смогли попасть в первую шестерку лучших абсолютного зачета.

Зачет Т3

В классе Т3 безоговорочным лидером от старта до финиша был экипаж Александра Малькова/Владимира Романенко на Polaris RZR1000. Немного интриги внес лишь последний спецучасток, на котором автомобиль лидеров досадно сломался и был реанимирован не без помощи шедших вторыми Марии Опариной/Александра Терентьева (Polaris RZR1000). Третье место после многочисленных злоключений с техникой досталось дуэту Инны Мартьяновой/Дмитрия Кожухова на Can Am Maverick.

Зачет «Рейд» (R)

В классе «Рейд» интрига была убита на корню с самого старта и отсутствовала вплоть до клетчатого флага. Пара ГАЗелей NEXT под управлением Александра Кострукова/Евгения Павлова и Михаила Кострукова/Олега Нежнова команды «ГАЗ-Рейд Спорт» ни на минуту не дала усомниться в своем превосходстве над всеми другими участниками зачета. Гонка для них прошла на удивление гладко. Парни страховали друг друга и активно использовали командную тактику, что фактически обеспечило им победу в чемпионате этого года досрочно.

Третью строчку долгое время удерживали Александр Грачёв/Дмитрий Рожнов на ВАЗ 21213, но после поломки и пенализации уступили свою позицию экипажу Евгения Максимова/Олега Шорникова на Toyota LC80. На четвертой позиции этап завершил еще один экипаж «ГАЗ-Рейд Спорт» в составе Татьяны Елисеевой/Елены Правдиной (Соболь 4х4), о которых стоит рассказать отдельно.

Горячие новинки

Премьера самой ожидаемой новинки, перспективного капотного грузовика от хедлайнеров гоночной серии, заводской команды «КАМАЗ-Мастер», к огромному сожалению, на этапе так и не состоялась. Тем обиднее, что именно этот автомобиль должен был снять все вопросы о шансах команды на победу на предстоящем «Дакаре». Революционную машину с кабиной от Mercedes Zetros в Элисту не привезли. По неофициальной версии, виной тому не до конца отстроенный силовой агрегат производства Cummins, подготовкой которого занимается чешская бригада Buggyra. Не исключено, впрочем, что команда просто не спешит раскрывать карты и бережет свой джокер до лучших времён.

Нижегородская команда «ГАЗ Рейд Спорт», напротив, порадовала выходом в новую для себя категорию – Т1 (прежде газовцы выступали в категориях Т4 и «Рейд»). Впрочем, этот дебют пока еще нельзя назвать на 100% состоявшимся. Новейший прототип ГАЗель NEXT T1 под управлением опытной пары Вячеслава Субботина/Рамиля Замалетдинова пока делал лишь первые шаги и был заявлен в привычной для газовцев категории «Рейд Спорт». Впрочем, это не помешало экипажу выполнить главную боевую задачу на гонку – довести технику до финиша и попытаться найти с ней взаимопонимание.

Своей новинкой газовцы недвусмысленно намекнули, что не просто не собираются сворачивать гоночную программу, но нацелены дать бой мировым грандам на международной арене – знаменитом «Дакаре» и «Африка Эко Рейс».

ГАЗель NEXT T1 построена на уже знакомых агрегатах с использованием максимального количества компонентов от серийных газовских грузовичков. Однако эта машина создавалась по принципиально иным канонам и полностью соответствует действующим международным требованиям зачета Т1 (прототипы).

За основу взята укороченная газелевская рама с двухрядной кабиной от ГАЗели NEXT. Штатный турбодизель Cummins ISF 2,8, программно разогнанный до более чем 200 л.с. и совмещенный с коробкой передач Dymos, максимально сдвинут назад для лучшей развесовки и защиты от возможных ударов. Передние кузовные элементы выполнены из стеклопластика, топливный бак вынесен в кузов, а радиатор оставлен впереди и снабжен мощной листовой защитой. Это решение вкупе с двухрядной кабиной позволило упростить систему вентиляции салона и отказаться от выносного воздухозаборника.

На прототипе использовано совершенно новое для команды шасси с независимой передней подвеской. Применение рычажной схемы позволяет машине развивать большую комфортную скорость на неровных участках, а реечное рулевое управление повышает точность руления и дает прекрасную обратную связь. Задняя подвеска выполнена без рессор, на пружинах, с системой продольных V-образных тяг. Такое решение обеспечивает отличную артикуляцию в сочетании с высокой жесткостью на кручение.

Энергоемкость спортивных амортизаторов пока регулируется только снаружи, зато электронными блокировками переднего и заднего дифференциалов производства Eaton можно управлять прямо из кабины на любой скорости. Подключение полного привода также осуществляется нажатием кнопки в салоне. Ещё одним новшеством стало применение эффективной дисковой тормозной системы сзади вместо привычной для команды барабанной схемы. Обут автомобиль в легендарные всепогодные шины BF Goodrich All Terrain. В качестве смазочных материалов используется проверенное и надёжное малозольное масло производства Total, обеспечивающее прекрасное охлаждение механизмов в экстремальных условиях.

Прототип ГАЗель NEXT T1 успешно прошел боевое крещение самым сложным этапом российской серии чемпионата по ралли-рейдам. Экипаж автомобиля всю дистанцию ехал в тестовом режиме и не претендовал на победу, но высоко оценил возможности новой машины и собрал важные данные для последующих доработок главной надежды команды на участие в «Дакаре».

Женские экипажи

Ещё один приятный сюрприз преподнесла зрителям все та же нижегородская команда «ГАЗ Рейд Спорт» – полностью женский экипаж боевого «Соболя 4х4» в составе Татьяны Елисеевой/Елены Правдиной. Для этого дуэта гонка на заводском джипе стала дебютной в подобного уровня соревнованиях. И если у Елены уже имелся внушительный багаж участия в ралли-рейдах, то для Татьяны опыт марафона стал абсолютно новым.

Несмотря на выматывающую жару и нечеловеческие условия, экипаж великолепно справился с дистанцией, преодолел все спецучастки, завершив этап на достойном для дебюта 4-м месте в зачете «Рейд», и стал одним из главных открытий гонки. Стиснув зубы, бесстрашные девушки отважно штурмовали коварные пески и не бросали газ, продемонстрировав волю и стремление к победе. Уже сейчас понятно, что конкурентам этого необычного дуэта в дальнейшем придётся несладко. Когда девчонки раскатятся, смогут в полной мере реализовать огромный потенциал своего некогда чемпионского «Соболя».

Нельзя не отметить и выступление любимицы публики Инны Мартьяновой и ее штурмана Дмитрия Кожухова на багги Can Am Maverick (категория Т3). Несмотря на впечатляющий послужной список и огромный опыт, на этот раз фортуна отвернулась от дуэта. С самого старта гонки и до финишного створа их «кибитку» преследовали технические проблемы, что не позволило подняться выше итогового третьего места.

Еще одному багги – под управлением Марии Опариной/Александра Терентьева – в этой гонке везло чуть больше, что позволило экипажу завершить марафон на почетном втором месте в зачете Т3.

Поломки и сходы

Несмотря на экстремальные условия гонки, самый сложный этап российского первенства по ралли-рейдам на этот раз довольно легко дался большинству участников. Из стартовавших 35 экипажей до финиша не добрались лишь 5, что нетипично для подобного рода соревнований. Частично разгадка феномена кроется в тактике: в некоторых зачётах из-за крайне скромного числа претендентов на подиум было важно просто финишировать. С другой стороны, и сама трасса получилась не столь «убойной», как, к примеру, в прошлом году.

С мелкими неприятностями пришлось столкнуться всем без исключения участникам. Перегревы двигателей из-за 40-градусной жары и забитых травой радиаторов, поломки зажигания и GPS, разбортировавшиеся колеса и отказы «дворников» – лишь немногие напасти, подстерегавшие гонщиков в пути.

Больше других страдали те, кто не шел на компромиссы и боролся за лидерство. Уже на втором спецучастке гонка лишилась одного из претендентов на победу в абсолюте, камазовца Эдуарда Николаева. Спрямляя трассу по высокой траве, экипаж не заметил глубокую канаву. Результат – выбитый руль и трещина руки со смещением. По решению руководителя команды Владимира Чагина Эдуард завершил гонку и отправился в Курган в клинику Илизарова.

В жуткую аварию на 107-м километре третьего СУ угодил экипаж команды «ПЭК» на Nissan Frontier в составе Дмитрия Иевлева/Александра Шапошникова. В погоне за партнерами по конюшне Евгением Фирсовым и Вадимом Филатовым на более быстром Toyota Hilux гонщики переоценили свои возможности и разложили свой прототип на скорости свыше 100 км/ч. Автомобиль был полностью разрушен, поэтому о дальнейшем участии в гонке речи идти уже не могло. Жизни пилота и штурмана спасли прочный каркас безопасности и система ханс.

Настоящим украшением гонки стало выступление Сергея Вязовича («МАЗ-СПОРТавто»). Белорус на деле доказал, что боевой МАЗ способен на равных бороться с «Синей армадой» и ничем не уступает российским грузовикам. Минчанин вполне мог если не выиграть гонку, то, по крайней мере, оказаться в призах. Но фортуна с самого начала строила ему козни. Незадолго до финиша второго спецучастка на автомобиле Сергея отвалилось одно из задних колес – отвернулась ступичная гайка. В результате почти 30 километров пришлось ехать с черепашьей скоростью, один за одним пропуская КАМАЗы. На следующем СУ в лобовое стекло белорусской машины прилетела птица, и «дворники» потеряли эффективность. В результате до финиша экипаж добрался уже без лобового стекла. Вдобавок на ходу периодически отключались все приборы из-за обрыва проводки. На последнем спецучастке автомобилю не удалось попасть даже в тройку. Результат – досадное пятое место в итоговом протоколе. Но унывать белорусам не стоит. Удача наверняка им когда-нибудь улыбнется.

Младшие серии

Отдельных слов заслуживают мотоциклисты. В отличие от прошлого года, они также приняли участие в главном ралли-рейде страны в рамках третьего этапа Чемпионата и Кубка России по кросс-кантри ралли для мотоциклов, квадроциклов и багги. Зрителям и журналистам было тяжело отслеживать участников этой категории по вполне объяснимой причине – на старт каждого из этапов они выходили в самом конце и, учитывая относительно низкую скорость, проходили контрольные точки значительно позже грузовиков и джипов. Именно этим, а также малочисленностью участников объясняется скромный интерес публики. Но это вовсе не значит, что к мотоциклистам нужно относиться с прохладой.

В зачете 450 СС с самого старта и до клетчатого флага лидировал Дмитрий Меремьянин, вторым этап закончил Иван Ли, третьим стал Виктор Завьялов.

В классе Open основная борьба развернулась между Андреем Горожанкиным, Василием Глуховым и Никитой Гавриленко. Андрей лидировал на протяжении первых трех СУ, но на последнем победу у него вырвал Василий Глухов. Бронза досталась Никите Гавриленко.

В категории SSV уверенную победу одержал дуэт Александра Малькова/Владимира Романенко, а в классе «Гранд Эндуро» до финиша смог добраться единственный участник Ярослав Кнорозок.

Итоги и перспективы

Вопреки сложностям с организацией ралли-рейда в непростые для страны времена, «Великая Степь-2015» показала, что один из самых демократичных видов автоспорта живет, здравствует и вовсе не собирается на покой. Главная надежда болельщиков – команда «КАМАЗ-Мастер» полностью готова к «Дакару», и сместить ее с Олимпа едва ли кому-то по силам.

Приятных сюрпризов в недалеком будущем стоит ожидать и от заводской команды нижегородцев «ГАЗ Рейд Спорт», всерьез взявшейся за постройку прототипов Т1. Газовцы не скрывают, что с минуты на минуту начнут строить еще один, намного более совершенный джип, с которым выйдут на международный уровень высшей категории сложности. А там, чем черт не шутит, вполне могут и выиграть. Будем держать пальцы!

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о ГАЗ ГАЗель Next (35)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
/ срок владения: до 6 месяцев
Достоинства:
Хочу поделиться своими мыслями о пользовании Газели Некст. Сидений в салоне хватает. Кабина водителя так вообще очень комфортная. После обкатки авто стало ездить еще лучше. Расход горючки не высок, и это при такой цене. Я доволен.
Недостатки:
6 передачи и правда не хватает.
Комментарий:
советую авто
-2