Газобаллонные версии Scania: смена цикла

Фирма Scania начала поставки в Россию газобаллонных версий развозных грузовиков и седельных тягачей. Чем отличаются эти машины от обычных «Сканий»?

Мировая тенденция последних десяти лет – газобаллонные автомобили. Они есть практически у каждой фирмы. А самым перспективным газомоторным топливом считают природный газ метан: он дешевле не только бензина и солярки, но и пропан-бутана, а выбросы CO 2 при его сгорании минимальны. Грузовик на природном газе экологичнее дизельного и на 15% дешевле в обслуживании и эксплуатации.

В России первым заказчиком газобаллонных грузовиков Scania стала компания РУЛОГ, российское подразделение фирмы HAVI Logistics, глобального логистического оператора сети McDonald’s. И акцент делали вовсе не на дешевизне метана, а на экологии – утверждают, такова политика компании, вне зависимости от региона деятельности.

Трехосное шасси 6×2 отлично подошло под изотермический фургон. Рефрижераторная установка работает на солярке

Пока в Россию поставляются газобаллонные развозные трехосные Скании в двух вариантах: P 280 6×2HNB и P 340 6×2HNB полной массой 26,5 тонны, а также 19-тонные седельные тягачи P 340 LA4×2MNA. Первые несколько автомобилей уже эксплуатируются в Московской области.

ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА

Оптимальное место для размещения баллонов на большом грузовике – на раме, по бокам. И на развозной Скании, и на седельных тягачах применены одинаковые резервуары под сжатый метан: стальные баллоны производства итальянской компании BRC – восемь штук по 103 литра. Они тяжелее стеклопластиковых баллонов на 200 кг, зато дешевле.

Газовая «пятерка» Scania на 70% унифицирована с дизелем DC9.

Запас хода развозной Скании (без прицепа) со стальными баллонами составляет 400–600 км. Есть вариант и с композитными баллонами: их тоже восемь, но объем каждого всего 80 л из-за более толстых стенок.

У каждого баллона перекрывается расходный вентиль – это удобно при обслуживании автомобиля. И есть общий магистральный вентиль: с него начинается и им заканчивается рабочий день водителя газобаллонного грузовика.

Применены два разных заправочных вентиля: европейский NGV1 и «советский» – чтобы грузовик не остался без топлива из-за особенностей технологического оснащения какой-либо АГНКС.

И в газовом моторе дополнительный источник мощности – хороший турбонаддув.

Есть комбинированный блок подготовки газа: он проходит через фильтр и регулятор давления. При полностью заполненных баллонах давление составляет от 200 до 240 кг/см² (от 200 бар), но, пройдя через понижающий редуктор, газ поступает к двигателю уже под давлением около 10 атмосфер.

Количество заправленного или израсходованного газа контролируется по приборам. В регуляторе давления газ очень сильно охлаждается, поэтому для подогрева к редуктору подается охлаждающая жидкость из мотора.

Мотор короче, чем «шестерка» DC13, поэтому вал вентилятора длиннее.

С ЦИКЛОМ НИКОЛАУСА ОТТО

Самый маленький современный дизель у фирмы Scania – рядная «пятерка» DC9 объемом 9,3 литра; ее устанавливают в основном на двухосные грузовики Scania Distribution, а кроме того – на городские автобусы Scania OmniLink. Как ни странно, именно этот двигатель конвертирован для газобаллонных грузовиков. Хотя говорят, что позже будет применяться и более мощный двигатель, объемом 13 литров.

У мотора Scania OC09 (так называется газовая версия) две настройки: 280 л.с. при 1900 об/мин и 1350 Н·м при 1100–1400 об/мин или 340 л.с. и 1600 Н·м при тех же оборотах. Несмотря на то что вместо солярки с ее хорошей теплотворностью используется «тощий» метан, мотор не потерял в мощности! В этом велика заслуга механизма ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр, интеркулера и турбины.

Особенность мотора DC9: в нижней части блока цилиндров установлены два уравновешивающих балансирных вала. Если бы не эти валы, мотор DC9 был бы близнецом известного шестицилиндрового дизеля Scania DC11, а так – стал «младшим братом». Ведь конструктивно все рядные моторы «скамеек» сходны – модульный подход!

Катушки – индивидуальные для каждого цилиндра.

Газовую версию мотора Scania DC9 перевели на цикл Отто: у него есть свечи и катушки зажигания, даже дроссельная заслонка есть. Степень сжатия не 16–17 единиц, как на дизеле с турбонаддувом, а всего 12,6. Для этого изменили поршни и головки блока цилиндров. Напомним, у метана или пропан-бутана октановое число выше 100, то есть степень сжатия нужна даже бόльшая, чем под 98‑й бензин.

Свеча зажигания – DENSO SK20R5‑G. Фактически это обычная наша свеча А‑17 от Жигулей или А‑20. В смысле – их аналог. Электронное управление зажиганием, раздельные катушки и подача газа в двигатель схожи с современными системами обычного бензинового мотора.

Электронных блоков управления два: один – на зажигание, другой – на газ.

Количество подаваемого газа зависит от количества воздуха, требуемого двигателю в данный момент. Есть лямбда-датчик, поэтому смесь стехиометрическая, наиболее экономичная. Из выхлопной трубы не видно не то что сажи – даже дымка! В Европе газовым моторам присваивают индекс Евро‑5 и EEV, а Scania OC09 заявлена как отвечающая нормам Евро‑6.

Обычно, чтобы метановый грузовик «нормально ехал», мотор приходится крутить активнее, чем дизель. А здесь обороты максимальной мощности и момента остались практически прежними, как на солярке, и мотор работает совсем по-другому – мягче и без вибраций. И, что особенно важно, газовое оборудование жизнеспособно при морозах до 40 градусов!

Коробка передач – автомат Allison 3200 с гидротрансформатором.

Из оригинальных деталей – впускной коллектор. В нем на стыке с головками установлены газовые форсунки с электронным управлением. На каждый впускной клапан приходится по форсунке, в каждой головке их две. Итого десять.

Мотор Scania OC09 унифицирован с дизелем почти на 70% – проблем с запчастями быть не должно. Кстати, у газовых моторов, если сравнивать с дизелями и тем более с бензиновыми двигателями, в значительно меньшей степени изнашивается цилиндропоршневая группа: газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндра. Убить поршневую может только дырявый воздушный фильтр. Моторное масло тоже служит дольше – 45 000 км.

Глушитель не такой хитрый, как с системой SCR, но тоже из нержавейки.

ЗОНА КОМФОРТА

Из других особенностей машины отмечу автоматическую коробку GA766R – так по классификации фирмы Scania, но на самом деле это шестидиапазонная Allison МD 3200, как честно пишут шведы в спецификации.

Коробка рассчитана на автомобили полной массой от 15 до 45 тонн, то есть и в составе автопоезда. Созданы универсальные программы управления для более тонкой настройки под конкретные условия работы. Для газобаллонных грузовиков Scania поставляются две программы.

В коробку встроен трансмиссионный замедлитель-ретардер, повышающий эффективность торможения и сокращающий износ тормозных колодок.

Четыре стальных газовых баллона установлены вместо бака для солярки.

Как вариант рассматривается установка механической коробки. Это было бы неплохо, особенно если будут предлагать робот Opticruise.

Напомним, Scania издавна сама делает не только механические коробки, но и автоматы на их основе (с 1994 года). В отличие от роботизированных коробок других производителей, у робота Opticruise механизм переключения с электропневматическим управлением установлен на стандартную механическую коробку – сохранены даже синхронизаторы!

Интересно, что на развозных машинах Scania P 2 806×2HNB и P 340 6×2HNB применяется пневматическая подвеска на всех трех осях. «Ленивая» ось сделана еще и подруливающей – для снижения износа шин и улучшения управляемости.

На каждом баллоне свой расходный вентиль.

У седельного тягача подвеска обычная: спереди – на рессорах, сзади – четырехбаллонная пневматическая.

А подвеска кабины пневматическая на всех машинах – чтобы еще больше облегчить труд водителя, работающего на «общепит».

ГДЕ ЗАПРАВЛЯТЬСЯ

В конце 2014 года были утверждены правила предоставления субсидий на закупку газомоторных автобусов и техники для нужд ЖКХ. По мнению Минэнерго России, стимулирование использования газомоторного топлива к 2030 году приведет к увеличению производства газомоторных автомобилей до 3,8 млн штук, а количества газозаправочных станций – до 8400.

Но пока газокомпрессорных станций мало. Благодаря Интернету все же можно выстроить маршрут движения газобаллонных автомобилей, занятых в межрегиональных перевозках, но лучше не отъезжать от «колонки» дальше чем на 150–200 километров. Шведы считают оптимальным плечо 300 километров, в России придется крутиться вокруг областных центров.

В Москве сжатым метаном можно заправиться на пяти АГНКС, расположенных на МКАД. Еще три заправки есть в Московской области: в Сергиевом Посаде, Коломне и Орехово‑Зуеве. В Нижегородской области три АГНКС: одна в Дзержинске и две на окраинах Нижнего. Трасса Москва – Петербург: есть заправка на окружной дороге в Твери, потом в Великом Новгороде, далее – в Тосно. В Петербурге три заправки. А в Татарстане восемь АГНКС, из которых три – в окрестностях Казани.

И НАШИМ, И ВАШИМ

На выставке IAA‑2014 в Ганновере была представлена Scania, работающая и на сжатом метане, и на сжиженном газе. У нее разные баллоны: для сжиженного газа – криогенный «термос», дополненный испарителем. Запас хода – до 1100 км. Схожая схема применяется и на обычной пропановой аппаратуре, но здесь испаритель не объединен с редуктором низкого давления, а размещен отдельно. В России еще нет заправок со сжиженным метаном, а поскольку ни одна компания не бежит впереди паровоза, к нам такие машины не поставляют.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в