Говорящие батареи

ГОВОРЯЩИЕ БАТАРЕИ

/ПОСЕЩЕНИЕ

ГОВОРЯЩИЕ БАТАРЕИ

АККУМУЛЯТОРЫ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

ТЕКСТ/ МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Я приближался к месту моего назначения. До цели с труднопроизносимым для россиянина названием VB Autobatterie GmbH оставалось меньше 200 км – полтора часа езды от Гамбургского аэропорта до Ганновера. Отсюда разбегаются по свету аккумуляторы «Бош» – главные герои прошлогодней экспертизы «За рулем», наделавшей немало шуму. И хотя инцидент давно исчерпан, обратная связь «завод-журнал» сохранилась.

– Нам очень важно развеять малейшие сомнения в качестве нашей продукции, – спокойно поясняет герр Вайнвурм, руководитель продаж в Восточной Европе. – Российский рынок очень перспективный.

Вот и завод. Довоенные корпуса тридцатых годов, спрятавшиеся в лесопарке, отнюдь не выглядят эдакими «графскими развалинами» – скорее напоминают древние напольные часы, уверенно шагающие по времени.

– Доходит до смешного, – делится своими проблемами доктор Герольф Рихтер, начальник отдела разработок. – Как только заказчик обнаруживает, что какие-то параметры наших батарей оказываются лучше заявленных, он немедленно протестует и требует дать ему скидку! Дескать, я согласен отдать лишние ампер-часы обратно, а за это вы сбавляете мне цену…

Минут через пятнадцать после общих фраз о качестве, сервисе и крещенских морозах удалось повернуть беседу с фирмачами в нужную колею. В итоге выяснили – фирма не несет ответственности за РАЗРЯЖЕННЫЕ батареи. Напряжение на клеммах аккумулятора, который устанавливается в машину, должно быть более 12,2 В – если же вольтметр покажет менее 12 В, батарее – капут! Например, если в той же Германии новенький автомобиль простоял без движения год, то аккумулятору автоматически выносится смертный приговор. Та же судьба ожидает батареи, провалявшиеся дольше положенного на складах, – поэтому все просроченные «Бош-Сильверы», попавшие после «зарулевской» экспертизы «в опалу», будут уничтожены.

Нас интересовало еще и другое – какой ток должна выдавать батарея и как его правильно измерить?

Ответ звучал так – заявленный ток проверяется в течение 10 с, затем – такая же пауза, после чего ток нагрузки снижают до 0,6 от начального. Общая длительность испытания – 150 с для северных стран и 90 с – для южных. Что ж, Россия – страна северная, а услышать лишний раз подтверждение правильности «зарулевских» методик всегда приятно…

Пора задать вопрос «что новенького?» Так называемые белые батареи – это, по здешним меркам, позавчерашний день, однако отказываться от них пока не собираются. Такие аккумуляторы поставляют сухими, а электролит в них заливает продавец. Белая батарея – необслуживаемая. Согласно нормам стандарта EN, это означает, что расход воды составляет менее 4 г/А.ч. В общем, для обслуживания этой необслуживаемой батареи нужно открутить пробку и долить водички.

Батареи «Бош-Сильвер» для VB Autobatterie GmbH – день вчерашний. «Сильверы» на самом деле необслуживаемые – пробки наглухо заклеены: в них даже захочешь – ничего не зальешь. Это и не нужно – срок службы изделий, выполненных по технологии с добавлением серебра, и без того на 20% выше, чем у стандартных.

День сегодняшний – это «Бош-Сильвер Плюс»: их выпускают с 1999 года. Такие батареи на 30% мощнее обыкновенных «сильверов» благодаря применению большего количества тонких пластин. День завтрашний… Дизайнер фирмы показывает рисунок необычной формы аккумулятора – нечто футуристическое. Проект одобрен – скоро увидим. А вот это… а вот это не только увидим, но и услышим!

Новое изделие будет сообщать владельцу о своем самочувствии – вплоть до числа оставшихся успешных попыток пуска мотора. Варианты конкретного исполнения могут быть разными – синтезатор речи, световое табло, звуковые сигналы – все зависит от конкретного заказа. Кстати, неожиданно выясняется, что никакой это не завтрашний день – говорящие аккумуляторы с июля этого года уже поставляются на «Даймлер-Крайслер» и «Ауди»…

Очень интересно. Не «говорилка» сама по себе, а датчики – что конкретно оценивает «умный» аккумулятор? Ведь не в глазок же он смотрит – известную игрушку, сделанную в угоду покупателю. Доктор Рихтер после некоторого раздумья сообщает, что основных измеряемых параметров четыре: температура датчика, температура двигателя, напряжение при пуске мотора и затраченное на старт время. Представляете, вам говорят: «Хозяин, обратно поедешь на такси»…

Вернемся к завтрашнему дню – что еще можно увеличить, повысить? Оказывается, напряжение в бортсети – причем втрое! Количество бортовых потребителей электроэнергии стремительно растет – современная иномарка потребляет на стоянке до 100 мА! А тут еще электротормоза, электрический руль – никакой «Сильвер» не потянет. Да и меди не хватит, чтобы десятки ампер передавать по километрам проводов без потерь. Остается одно – увеличить напряжение: сегодня все чаще говорят о 42 В. Что касается гибридных автомобилей, то для них потребуется вольт 300–400… Отсюда и живое внимание к новейшим технологиям – никель-металло-гидридной и литий-ионной. Увы, самый подходящий для России аккумулятор – белый, позавчерашний. Или купим современную батарею, чтобы приделать к ней все остальное? z

Подпишитесь на «За рулем» в