Тест-драйв Citroen Jumpy Multispace: всему свое место
Трудно быть похожим
Соображали PSA Peugeot Citroen и Fiat, как в известной поговорке, на троих. Причем давно и по принципу «вы — нам, мы — вам». Как итог, линейки трех марок удалось пополнить от компактных «каблучков» до полноценных фургонов. Второе поколение Citroen Jumpy (он же Peugeot Expert и Fiat Scudo) появилось в 2007 году, а в 2012-м автомобиль, предлагающийся в грузовой версии Fourgon и «оживленной» Multispace, пережил рестайлинг. Обе ипостаси доступны с короткой и удлиненной колесной базами. К нам на тест попала именно длиннобазная версия (между осями — 3122 мм) с низкой крышей, вмещающая восьмерых человек (рядом с водителем одиночное кресло, хотя встречается и сдвоенное). Причем в максимальной версии Exclusive, которую внешне можно вычислить по единому цвету кузова, бамперов и молдингов. Что ж, посмотрим, что в этой машине эксклюзивного.
Внешность? Отнюдь. На фото ниже — машина в компании своих братьев-близнецов. Что называется, найдите десять отличий. Интерьер? Опять мимо. Даже изрядно поднадоевшая PSA-шная магнитола в центральной консоли Fiat Scudo тут как тут. И все же некоторые различия на нашем рынке у машин отыскать можно.
Подкапотные дебри
Мотор семейства DW10 (коммерческое название HDi) был первым турбодизелем PSA с системой common rail — в 1999 году он вытеснил из гаммы концерна устаревший XUD9. Агрегат этот известен и по легковым моделям PSA, устанавливался он и на десяток-другой моделей Ford, Volvo, Suzuki и прочих марок. 16-клапанная 163-сильная версия DW10С, что стоит под капотом нашего подопытного, по сравнению со старым DW10В получила поднятое с максимальных 1 до 1,6 бара давление в турбине, из-за чего выросли мощность (со 136 до 163 л.с.) и тяга (с 320 до 340 Нм). На самом деле изменений было куда больше: от впуска и выпуска до системы питания двигателя, его охлаждения и ШПГ. Все это было в 2009-м. Почему мы говорим об этом только сейчас? Потому что Jumpy появился в наших краях лишь после обновления.
Продолжая тему с мотором, отмечу, что после рестайлинга шум от его работы снизился на целый децибел. Даже не знаю, с чем провести аналогию, чтобы продемонстрировать прогресс, так что просто думайте, что его не случилось. К тому же моторный отсек по-легковому неплохо изолирован, поэтому дизельное тарахтение седоков не досаждает. Но если вы хотите девятиместный минивэн с «автоматом», милости просим к французам — только у них в конфигураторе топовый агрегат, что у нас под капотом.
Разгон? Скажем так, под нагрузкой машина ведет себя предсказуемо. Не будет вам тут улетных ускорений, ведь даже без нагрузки по паспорту до 100 км/ч это вечность длиною в 13,6 с. А когда общая масса автомобиля с пустых двух доходит до максимальных трех тонн, то вам за рулем кровно необходимо вспомнить все навыки грузового вождения: под бампер не пялимся, выцеливаем горизонт и продавливаем педаль газа, семь раз отмерив, один раз отрезав. К «автомату» претензий быть не может — шесть ступеней перебираются четко, без толчков и нервозности. Зато в смешанном режиме (городские пробки и загородная езда до 110 км/ч) во время теста вышло 8,7 л/100 км, что весьма неплохо с учетом половины загрузки и работающего кондиционера.
По ходу отмечаем отличную обзорность — минивэны этим всегда славились. Помогает здесь задняя подъемная дверь (в «базе» у Jumpy Multispace — распашные «ворота») — в центре нет портящих вид рамок. Правда, за время теста я так и не научился захлопывать ее с первого раза: пневматические стойки здорово гасят усилие, так что к концу хода от инерции ничего не остается. Для парковки тем не менее лучше заказать парковочного ассистента, бордюры при параллельной парковке помогут разглядеть специальные сферические секции в наружных зеркалах. К слову, автомобиль наш чуть менее 2 м высотой, то есть беспроблемный въезд почти на все паркинги вам обеспечен. Ну и раз уж забрался за руль, не буду молчать об отсутствии троекратного повторения указателя поворота. Ребята, будущее ведь на дворе!
Грузимся
Отдельно — о системе трансформации салона. Французы в этом, пожалуй, лучшие в мире. Седокам в Citroen Jumpy Multispace грех жаловаться. В трех рядах раздельные спинки для каждого из них, а некоторым повезло и с персональными подлокотниками. Причем правые кресла для удобства демонтажа вовсе сделаны отдельными. В перевозке людей сегодня нет нужды, требуется перевезти груз? Не вопрос! Легким движением руки (ну как легким — с учетом веса даже одного кресла под 20 кг, что уж говорить о сдвоенных диванах?) демонтируем второй и третий ряды в требуемой конфигурации — и вуаля, до семи кубометров пространства у вас в активе (грузоподъемность 988 кг). Причем плюс длиннобазной версии именно в пространстве за третьим рядом сидений. Даже при его наличии объем для поклажи до полки составляет 553 л — примерно как у чемпиона по этому показателю в гольф-классе Skoda Octavia. До потолка же здесь разместится почти вдвое двое больше скарба.
Да, во втором и третьем рядах нет продольных салазок, как, скажем, в Hyundai H1, но все без исключения спинки имеют регулировку угла наклона. Очень удобно! И конечно, сдвижные двери с обеих сторон (левая — опция)! До сих пор тоскую о Mazda 5 с ее слайдерами, которой когда-то владел, — на парковке они просто незаменимы.
Добавим сюда и должный акустический комфорт (насколько он может быть должным в LCV), даже несмотря на обилие сочлененных конструкций в виде съемных сидений. Послушать бы все это великолепие еще зимой…
Эргономический гурман
А что припасли для водителя? Помимо удобства регулировки руля (по высоте и по вылету) это лифт сиденья. Пассажиру сбоку он недоступен, но ниже него усесться все равно не выйдет, как бы ни хотелось. В остальном к эргономике никаких вопросов нет. То, что ты за баранкой продукта PSA, ощущаешь тактильно по фирменному отростку рычажка управления мультимедиа под рулем. Еще один знакомый рычажок — регулятор круиз-контроля и ограничитель скорости движения (прерогатива комплектации Exclusive). И опять же — куча мест для всякой мелочевки. Здесь они над головой и под рулем, в дверных проемах и даже в самом торпедо, из которого выкидываются оригинальные подстаканники и боксы. Довершают картину вместительный бардачок и «корыто» над ним. Важно: с водительского места его содержимое не всегда видно, не забудьте при выходе здесь что-то ценное — можете не обнаружить по приходу.
И напоследок о грустном — о рыночных реалиях. В свое время дилеры PSA (говорил в ходе подготовки материала с одним из них) просили поскорей завезти Expert/Jumpy как замену ушедшей модели Peugeot 807. Клиентам нужен был вместительный вэн с «автоматом». Но импорт случился лишь в конце 2013 — начале 2014 года, к тому же поначалу ввозились только версии с «механикой». Едва начались продажи (тот же Jumpy Multispace стартовал с отметки 999 000 руб., а топовую версию, что в нашем тесте, можно было взять за 1,4 млн), в дело вмешался кризис. Ситроеновцы говорят, что до начала текущего года им удалось реализовать 662 экземпляра Jumpy (Fourgon + Multispace), а за этот год данные попросту не раскрывают. У Peugeot дела идут не лучше — 1116 машин (включая данные 2015-го), Fiat продал с лета прошлого года 550 Scudo.
Как бы там ни было, с учетом дизайна и заявленных эксплуатационных характеристик (ТО — каждые 20 тыс. км пробега) Multispace отлично подойдет не только корпоративным клиентам, но и частным лицам с большими семьями или работой, связанной с перевозкой людей и грузов. Причем я бы рекомендовал брать автомобиль никак не ниже версии со 120-сильным дизелем в паре с «механикой» (для извоза можно взять версию попроще) или уже замахнуться на 163-сильное исполнение для себя любимого.