Не дрова везешь!

НЕ ДРОВА ВЕЗЕШЬ!

/АВТОБУСЫ

НЕ ДРОВА ВЕЗЕШЬ!

НОВИНКИ НЕФТЕКАМСКОГО ЗАВОДА АВТОСАМОСВАЛОВ

ТЕКСТ, ФОТО / АНДРЕЙ СИДОРОВ

Маркетологи утверждают, что в России городские автобусы дороже 55–60 тыс. долл. покупают неохотно. Из импортных в эту нишу укладываются только весьма подержанные машины. Вместе с тем деньги не такие уж маленькие – на автобусах вполне можно заработать. И зарабатывают. Сегодня в России автобусы делает, кроме НефАЗа, 31 (!) завод.

Нефтекамцы тут не новички – строят автобусы с 1980 года. Только специфика другая – «вахтовки» на шасси КамАЗ-4310 повышенной проходимости. Немалый опыт позволил заняться городским автобусом. Спрос устойчивый, технологии схожи – дело-то стоящее!

Задумано – сделано. Опытный образец был готов уже через четыре месяца! Срок просто рекордный, обычно на это уходит полтора-два года. Однако быстро – не значит кое-как. Автобус получился очень симпатичным, при том, что цена его 1509 тыс. рублей.

Секреты столь скорой подготовки производства и относительно невысокой (по автобусным меркам) цены просты – умеренная доля импортных комплектующих и «бесштамповая» технология изготовления кузова.

Шасси автобуса делает КамАЗ. На пространственную раму устанавливают передний и задний (с колесными редукторами) мосты, двигатель, коробку передач, другое оборудование и в таком виде поставляют в Нефтекамск, где самоходное шасси превращается в автобус. Пока нет кузова, самое время рассмотреть, как устроена ходовая часть.

Силовой агрегат – наддувный дизель КамАЗ-740.11-240 с пятиступенчатой коробкой передач КамАЗ-14 – установлен в заднем свесе рамы. Конструкция хорошо знакома эксплуатационникам по грузовикам КамАЗ – с запчастями, обслуживанием и ремонтом проблем не будет. Некоторые отличия в компоновке навесных узлов непринципиальны.

Подвеска мостов – на пневмобаллонах и реактивных штангах. Благодаря такой конструкции (впрочем, типичной для городских автобусов) НефАЗу обеспечена высокая плавность хода и постоянный, независимый от нагрузки дорожный просвет – ступеньки для входа-выхода пассажиров всегда остаются на небольшой высоте.

Кузов: каркас из стального прямоугольного профиля обшит оцинкованным листом. Трубы каркаса изнутри тщательно «промовилены». Колесные арки – из нержавеющей стали, передок – стеклопластиковые панели, выклеенные по шаблону. При таком подходе проблемы со ржавчиной если и появятся, то очень нескоро.

Огромная площадь остекления пассажирского салона создает иллюзию простора. Сами стекла вклеены в каркас кузова и дверей, а чтобы в переполненном автобусе их не повыдавливали, вдоль окон – поручни. По желанию заказчика вставят тонированные стекла – поставщик, «Саратовстекло», этой технологией владеет.

Учтены и наши морозы – кузов оклеен пенопластовым утеплителем, а отапливается автономной «печкой» на дизтопливе. (Тепла от системы охлаждения двигателя может не хватить, поэтому на него особо и не рассчитывают, сохранив этот вариант как резервный.)

В пассажирском салоне не только тепло, но и тихо – моторный отсек обшит термошумоизоляционными панелями. На холостых оборотах рокот двигателя едва слышен. В движении, конечно, чуть громче, но вполне приемлемо, не раздражает. А вот в кабине водителя (она отделена перегородкой) и вовсе тишина. За работой мотора приходится следить по тахометру.

Насколько позволяет судить недолгая поездка за рулем автобуса, о комфорте водителя думали не в последнюю очередь. Ему просторно, удобно, пассажиры в затылок не дышат, отдельный вход (одна створка передней двери – только для водителя). Показалось несколько «ватным» управление коробкой передач – тросами в жестких оболочках. Возможно, все дело в привычке – на старинном ЛАЗе были тяги во всю длину автобуса и рычаг «болтался» куда свободнее, однако справлялись. Впрочем, буквально каждый последующий автобус НефАЗа избавляется от недостатков предыдущего – процесс доводки идет непрерывно.

Говорить о том, что эта машина совершит революцию в пассажирских перевозках, пока рано – в июле собрали только двадцать третий автобус. К концу года их наберется уже 50, а в перспективе – по тысяче ежегодно. Но и сейчас ясно, что фразу, вынесенную в заголовок этого материала, водитель может услышать только по своей оплошности.

ГОРОДСКОЙ АВТОБУС НефАЗ-5299

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: кузов – каркасный, трехдверный, вагонного типа, с термоизоляцией; число мест: максимальное – 114, для сидения – 26; полная масса – 17 000 кг; снаряженная масса – 8350 кг; нагрузка на переднюю ось – 6000 кг; заднюю – 11 000 кг; скорость – 70 км/ч. РАЗМЕРЫ, мм: длина – 11 700; ширина – 2500; высота – 2985; база – 5840. ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, восьмицилиндровый, V-образный, с турбонаддувом КамАЗ-740.11-240 (Евро I); рабочий объем – 10850 смз; мощность – 176 кВт/240 л. с. при 2600 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод – на задние колеса; коробка передач – механическая, трехходовая, пятиступенчатая, модели КамАЗ-14, с синхронизаторами на II–V передачах. ПОДВЕСКА: зависимая, на пневмобаллонах и реактивных штангах, с автоматическим поддержанием уровня пола (дорожного просвета). ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ: напряжение – 24 В; аккумуляторные батареи – две 6СТ-190А; генератор – 28 В; 2000 Вт. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ: основная – от автономного жидкостного отопителя, резервная – от системы охлаждения двигателя; вентиляция – через форточки и люки крыши. ТОРМОЗА: пневматические. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: с гидроусилителем.

РАЗМЕР ШИН: 11/70R22,5.

Рабочее место водителя отделено от салона прозрачной перегородкой.

Двигатель – хорошо изученный КамАЗ-740.

Автономная «печка» в нашем климате не рос

Оригинальная передняя подвеска – на пневмобаллонах и двойной направляющей штанге, спереди закрепленной на шаровом шарнире.

Таков он, новый городской автобус.

В таком виде шасси КамАЗ-5297 поступает на НефАЗ.

z

Подпишитесь на «За рулем» в