Подглядывай на здоровье
/ФОРМУЛА 1
ПОДГЛЯДЫВАЙ НА ЗДОРОВЬЕ
ЗАЧЕМ ПРОВОДЯТ ТЕСТЫ
ТЕКСТ, ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ
Нашим поклонникам формулы 1 не приходится сегодня, как это было раньше, добывать информацию по крупицам. Все самое интересное о гонках и событиях вокруг них несложно найти в СМИ. За «кадром» остаются, как правило, только тесты. Может быть, все связанное с доводкой болидов засекречено так, что не подглядишь и в замочную скважину? Тайны, конечно же, есть, но к заветной скважине охотно подпускают всех, кто пожелает, точнее, кто заплатит: формула 1 не только спорт, но и часть отлаженной машины шоу-индустрии. Итак – очередные тесты на итальянской трассе «Монца», где нам удалось побывать.
КОМАНДЫ
«Конюшни» формулы 1, как известно, подразделяют на богатые и очень богатые. Тем не менее никто из них не может позволить себе роскошь арендовать трассу в одиночку – только в складчину. Боксы «Монцы» оккупировали сразу восемь команд: «Мак-Ларен», «Феррари», «Ягуар», «Минарди», «Вильямс», «Бенеттон», «Джордан» и БАР. Длилось это два дня – с девяти утра до пяти вечера с двухчасовым перерывом на обед и обслуживание болидов. Длинные паузы неспроста: пока механики крутят гайки, в гостевых зонах команд расстилают «скатерти-самобранки», откупоривают бутылки с вином, разливают спонсорское пиво. Сопровождается все это речами гонщиков, менеджеров и прокруткой рекламных видеосюжетов.
Отладка и настройка техники – не единственная цель тестов. Здесь все обходится без суеты, нервозности, сопровождающих любой Гран-при, а значит, есть возможность ублажить VIP-персон, поразвлекать друзей команды, расположить потенциальных спонсоров или партнеров и при всем при том лишний раз напомнить о себе прессе. Российские журналисты получили возможность поближе познакомиться здесь с жизнью «Вест Мак-Ларен Мерседес».
СПОНСОРЫ
Случайное ли это совпадение? Тесты проходят в стране, где на трассе не запрещена табачная реклама. На болидах, служебных автомобилях, мотор-хоумах, комбинезонах пилотов, одежде механиков, менеджеров – логотипы табачных гигантов. В гостевой зоне на каждом столе зажигалки и несколько пачек сигарет какой-либо фирмы. Даже развозной автобус нашпигован куревом. В империи «Веста» пользовать «Мальборо» неприлично. Гонки, техника, борьба – это, конечно, хорошо, но ведь и генеральных спонсоров надо ублажать. Без табачных долларов захиреют лучшие команды – вот и приходится отрабатывать рекламные обязательства по полной программе. На тестах «выхватить» кадр, чтобы в нем не присутствовали никотиновые логотипы, просто невозможно. Не родился еще такой виртуозный фотограф.
ТАЙНЫ
Обилие сувениров и рекламной продукции, табачно-костюмированные балы, пышные презентации, вой проносящихся по трассе «формул» – все это впечатляет, создает «атмосферу». Но попробуйте узнать технические подробности. Сейчас нельзя, чуть позже. Съемка в боксах строго по расписанию – пять минут в ходе утренней сессии. И все! Видео запрещено, разрешается только фото. Наделенный властью менеджер картинно всплескивает руками: «Что у вас на камере – телеобъектив? Немедленно снимите и поставьте широкоугольник!»
Гостеприимных хозяев приходится уважить. Но, полноте, заинтересованный в секретах профессионал запросто сделает десяток шпионских снимков. Современная аппаратура, знаете ли, может многое. Потом прозвучит более или менее внятное объяснение: мы, дескать, готовы и хотим показать своим гостям все или почти все, но сейчас под угрозой штрафа действуем на свой страх и риск – Международная автомобильная федерация запрещает неаккредитованным журналистам фотографировать в боксах.
Или другое. Болид возвращается с трассы в пит-лайн, и механики первым делом набрасывают на задний спойлер маскировочный «гробик», чтобы конкуренты, боже упаси, не увидели регулировку антикрыла. Это не просто чересчур картинно – бессмысленно. Сфотографируй машину на трассе, увеличь отпечаток и рассматривай регулировку сколько хочешь. Ладно бы маскировались только лидеры, но когда суетливо зачехляют «Минарди», еле сдерживаешь улыбку – цирк, да и только.
ЗРИТЕЛИ
Даже на тестах масса народу. Толпы любителей формулы 1 приезжают на трассу, невзирая на то, что будний день и билеты дорогие. Семьями, парами, группами. Скупают разнообразные сувениры в многочисленных киосках, прогуливаются вдоль ограды закрытого парка в надежде увидеть своих любимцев и заполучить автограф. На трибунах добрая половина – фанаты-болельщики. Наряжены в цвета команд, веселятся, шумят, машут флагами и длинными шарфами. Основная масса – поклонники «Феррари». От Италии другого и не ждешь. Вторые по численности – почитатели «Мак-Ларена», но не столько команды, сколько персонально Мики Хаккинена. Эти предпочитают полотнища с рекламой «Веста» или финский национальный флаг с надписью «Мика». Поначалу, глядя на болельщицкие кланы, опасаешься потасовок. Но фанаты тусуются мирно, во всяком случае, на тестах. Кумиров же поддерживают рьяно – на дорожке-то временами царит почти гоночная борьба.
ПИЛОТЫ
Исполнители главных ролей, как всегда, капризны и непредсказуемы. Это относится не только к гонщикам основного состава, но и к тест-пилотам. Словно сговорившись, они скрываются от зрителей и репортеров в глубине боксов, игнорируют пресс-конференции, внезапно появляются и исчезают. Правда, гонщики, даже самые именитые, народ заводной: планомерное движение по трассе постепенно переходит в бои местного значения. С утра на дорожку въезжали поочередно – не больше двух-трех болидов одновременно. Это еще напоминало ритмичную тестовую работу, но к середине дня повалили толпой. Начались атаки, обгоны, попытки улучшить время прохождения круга, схватиться в очной встрече с соперниками. Стоит из боксов вынырнуть «Феррари» Рубенса Баррикелло, будьте уверены – «Мак-Ларен» сделает ответный ход. Вместо тест-пилота Александра Вурца тут же выпустит на трассу самого Мику Хаккинена. Не успеют они проехать и пару кругов, как компанию дополнят «Вильямс» и «Ягуар». А дальше, в условиях приближенных к боевым, случаются и вылеты, и сходы по техническим причинам. Такое вот интересное занятие – тесты.
Итог тоже почти гоночный – неофициальная табель о рангах, которую определяют по времени, как на контрольных заездах. В «Монце» самым быстрым был Эдди Ирвайн, за ним – Педро де ла Роса, Рубенс Баррикелло, Ярно Трулли и Мика Хаккинен. z