Духовые, потише!
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ
ДУХОВЫЕ, ПОТИШЕ!
КАК ПРИГЛУШИТЬ "ТРУБНЫЕ" ЗВУКИ
Казалось бы, какое дело производителю воздушных фильтров "Манн + Хуммель" до звуков, издаваемых автомобилем? Оказывается, связь здесь прямая: до 11% общей звуковой картины от движущейся машины создается во впускном тракте, где стоит этот самый фильтр. Итак, движутся поршни, щелкают клапаны - и засасываемый в цилиндры воздух приходит в колебательное движение. Наше ухо воспринимает эти колебания давления как звук, изменяющийся с ростом оборотов или открытием дроссельной заслонки. Несмотря на звукоизоляцию, какая-то часть шума проникает в салон и вырывается из-под капота на улицу.
В технике давно известно явление интерференции, когда волны звукового давления, равные по величине и противоположные по фазе, взаимно уничтожаются - наступает тишина. Казалось бы, можно попытаться установить, скажем, в салоне микрофон, специальный усилитель и динамик, с тем чтобы активно гасить ненужные шумы. На деле, однако, все не так просто: поскольку наш динамик и источник звука не совпадают в пространстве, звуковые волны будут гаситься лишь на определенных частотах и в определенных точках салона. В других они могут даже складываться, лишь увеличивая шум.
С "трубными" звуками бороться проще: надо поставить датчик-микрофон и "динамик-звукоубийцу" вблизи среза впускной трубы, и тогда больших проблем с частотами и фазами не будет. Система активного звукоподавления ANC (Active Noise Control), разработанная фирмой, обеспечивает снижение уровня звукового давления от впускной системы на целых 10 дБ(А) (субъективно - в десять раз!). Электронный блок, однако, может не только скомпенсировать ненужные звуки, но и изменить их окраску. Например, придать трехцилиндровому "Лупо" звучание шестицилиндрового БМВ или спортивного родстера. Вы, вероятно, уже догадались, что звук выхлопа образуется, в принципе, точно так же, как и впуска. Так почему бы не ввести микрофон с динамиком в выпускную трубу? На "Манн + Хуммель" считают, что это вполне возможно - осталось разработать звуковые колонки, не боящиеся высоких температур.
Появятся ли динамики в трубах массовых автомобилей? Вполне возможно, ведь с 1980 года европейские законодатели уже четырежды снижали допустимый уровень шума от легкового автомобиля и опустили планку с 84 до 74 дБ(А).
Огромный глушитель на крыше нужен, чтобы подавить звук выпуска и без помех прислушаться к другим шумам.