Лицензия на... взятку

ЛИЦЕНЗИЯ НА... ВЗЯТКУ

ДОКУМЕНТ

ЛИЦЕНЗИЯ НА... ВЗЯТКУ

СМОЖЕТ ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН ОБЛЕГЧИТЬ НАМ ЖИЗНЬ?

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Давно Государственная Дума с такой страстностью не обсуждала вроде бы рядовой нормативный акт - закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Пусть это не Земельный кодекс или годовой бюджет - тем не менее затрагиваются интересы очень многих. Разработчики проекта из Минэкономразвития предложили упростить процедуру: по сравнению с действующим пока законом от 1998 года в пять раз (!) сократить число лицензируемых видов деятельности, а минимальный срок действия лицензии установить 5 лет (в отдельных случаях даже выдавать бессрочную). По словам председателя комитета по собственности Виктора Плескачевского, 90% замечаний к проекту были однотипны: "Все виды лицензирования можно отменить, но вот мой - необходим, поэтому его надо оставить".

КОМУ ЛИЦЕНЗИЯ - МАТЬ РОДНА

Согласно статье 4 закона, "к лицензируемым... относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами (выделено нами - ред.), кроме как лицензированием". Уф... Суть, кажется, ясна: лицензировать (выдавать разрешения) только на опасные виды деятельности, которые требуют дополнительной проверки - профессиональных качеств работников, оборудования и т.д. Все остальное - разрешено. Так что хочешь торговать оружием, производить аспирин или перевозить концентрированную серную кислоту - докажи, что это тебе по силам. И тут все, кажется, за подобный закон. А если я решил печатать детские книжки или по вечерам подрабатывать таксистом на своей "Волге" - мне-то зачем лицензия? По обычной логике, вполне достаточно зарегистрироваться как частному предпринимателю, встать на учет в налоговом органе - и вперед, за работу!

Однако по логике чиновничьей не все так просто. Руководители Минтранса, например, уверены: если таксиста не "благословила" транспортная инспекция - жизнь его потенциальных пассажиров подвергнется смертельной опасности. Но позвольте: каким образом наличие или отсутствие лицензии сказывается на безопасности движения? Техническое состояние автомобиля проверяют органы ГИБДД при техосмотре (а в таксопарке перед каждым выездом - механик). Экзамены на "права" тоже принимают автоинспекторы; они же раз в год интересуются здоровьем водителя (пусть формально проверяя наличие медсправки, но все-таки...) Словом, есть лицензия, нет ее - как говорится, на скорость не влияет.

Зато ой как влияет на благосостояние отдельных министерств и ведомств! В Минтрансе, например, разными видами лицензирования занимается львиная доля сотрудников (какая точно, не узнаете - государственная тайна!). В каждом регионе - от нескольких десятков человек до сотни. Официально лицензия на право водить такси или перевозить грузы (до 3,5 т) стоит, например, в Москве вроде бы недорого - 4 минимальных оклада или 400 руб. Но еще надо заплатить за то, что заявление на выдачу лицензии рассмотрят (300 руб.) и за ее предоставление (1000 руб.)! Кроме того, для рассмотрения заявления отводится 30 суток, но (по закону!) в отдельных случаях этот процесс может затянуться на полгода. Естественно, рядом с каждой транспортной инспекцией возникает множество фирмочек, которые "помогают" оформить все необходимые бумаги, причем в кратчайшие сроки. Правда, обойдется это в несколько раз дороже, зато клиент экономит время и нервы...

И вы хотите, чтобы чиновник добровольно расстался со своим неоспоримым правом на выдачу лицензии?

БИТВА С ПОЧТИ

ИЗВЕСТНЫМ ИСХОДОМ

Если по замыслу авторов проекта список видов деятельности, подлежащих лицензированию, должен был сократиться с 500 до 100, то в окончательном варианте их 120. Но радоваться рано. Сколько, например, говорили, что в интересах малого бизнеса отменить лицензирование перевозок пассажиров на машинах, в которых менее восьми мест (те самые такси!), и грузов автомобилями грузоподъемностью до 3,5 т. Но представители Минтранса и ряд поддержавших их депутатов с этим в корне не согласны (доводы см. выше). В результате по-прежнему надо получать лицензию, если вы собираетесь возить людей на машине, в которой больше восьми мест, либо грузы на автомобиле грузоподъемностью свыше 3,5 т, а также подвозить пассажиров на коммерческой основе в легковой машине. Впрочем, проверить, берет водитель деньги с пассажира или нет, невозможно. А значит, закон в этой части как не работал, так и не будет работать...

Зато теперь для того, чтобы построить и эксплуатировать АЗС или нефтехранилище, надо получить только одну лицензию (все-таки объект считается пожароопасным!), а не две, как раньше. И действовать такая будет пять лет, а не три. И если вы используете грузовик или автобус "для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя" (например, для переездов от цеха к цеху внутри завода) - лицензия не нужна. Да и список документов, представляемых для ее получения, сократился. Более того, записано, что требовать от соискателя еще какие-то документы незаконно... Уже немало!

Закон вступит в силу в начале будущего года.

ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

Это, конечно, здорово, что меньше теперь "разрешаемых" видов деятельности - заняться предпринимательством станет немного легче. Но ведь кроме нового закона "О лицензировании..." (который, кстати, должны еще утвердить Совет Федерации и Президент РФ) есть и другие федеральные законы, где речь... тоже идет о лицензировании. Так, закон "О безопасности дорожного движения" (ст. 17) прямо говорит, что лицензированию подлежат перевозка пассажиров и грузов, транспортно-экспедиционная деятельность, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, подготовка водителей, строительство, ремонт и содержание дорог, проведение инструментальной проверки технического состояния транспортных средств, торговля автомобилями... По общему правилу, когда новый закон вступит в силу, он отменит действие старого. Только правило это нигде не записано - оно подразумевается, оттого на уровне местных властей обязательно возникнет неразбериха. Скажем, в Пензе, ссылаясь на статьи закона "О лицензировании" больше не будут требовать, чтобы каждая автошкола получила лицензию, а в Саратове по-прежнему будут отсылать всех сомневающихся к закону "О безопасности дорожного движения". Так что если наши депутаты на следующей сессии не приведут в соответствие старые и новые законы - не избежать многочисленных судебных разбирательств по всей России и нервотрепки для миллионов людей, которым "думцы" вообще-то собирались облегчить жизнь.

Подпишитесь на «За рулем» в