Тачка за 50 тысяч рублей: мыслимо ли?
За последние двадцать лет мы здорово эволюционировали. Суп греется в микроволновке куда быстрее, чем раньше на плите, телевизор обзавелся функцией 3D, а утюг не испепелит квартиру, даже если оставить его включенным на шелковой рубашке. Наступление технологий сделало доступными некогда непозволительные вещи даже для людей, чей средний месячный доход измеряется несколькими мешками картошки. Вот вы могли в начале 1990-х похвастать видеомагнитофоном дома? Сегодня же любой подросток по пути в школу выйдет в Интернет, чтобы скачать Pink Floyd, посмотреть фото Манхеттена, снятые вчера со спутника, и поболтать по Skype с Беаром Гриллсом, поедающим ящериц и свисающим над пропастью. Хотя нет, с Гриллсом я, пожалуй, загнул… Но в остальном все в точности так. Словом, прогресс идет семимильными шагами. Но знаете, что я заметил? На машины это правило не распространяется: в автомобильной промышленности прогресс ползет по-черепашьи.
Вы, вероятно, тут же возразите, мол, а как же подключаемый iPod или спутниковая навигация? Но к прогрессу они не имеют никакого отношения. Голосовое управление и массаж – опции, безусловно, полезные, но если взглянуть в корень, то движения нет. Мощность с литра за 20 лет увеличилась у массового автомобиля в среднем всего в полтора раза. То же можно сказать о снижении расхода, а также о подвеске, тормозах и почти обо всем остальном. И, боюсь, если заглянуть еще на 20 лет назад, то картина будет схожей. Технологии автомобилестроения продвигаются несравнимо медленнее рынка электроники.
Тем не менее машина сегодня стала шокирующе доступной. В скором времени авто смогут покупать школьники, экономя деньги на обедах. Но что это за машины? Что можно купить, откладывая по 150 рублей в день в течение года?
ВАЗ 2107
Первое, на что обращаешь взор, – вазовская «классика». А конкретно – «семерка», динозавр российского рынка, неумирающий автомобиль конструкции 1960-х годов. Нет смысла говорить о недостатках этого автомобиля, так как главный из них – присутствие этого авто на наших дорогах до сих пор. А раз есть спрос – есть и предложение. Я намеренно не стал рассматривать «Самары». Цель была найти одну машину для той категории, что хочет что-то не слишком старое. И такое решение есть! В объявлениях в Сети можно найти экземпляр 2010 года выпуска ровно за 50 тыс. руб. Получить пятилетнее авто за эти деньги столь же немыслимо, как и фраза в описании «кузов имеет сквозную коррозию».
Стоит отметить, что, несмотря на год выпуска, эта «семерка» имеет на порядок более старую конструкцию, чем представители конца 1980-х из нашего списка ниже. Но несомненное преимущество этот автомобиль будет иметь в глубинке, где важна минимальная стоимость обслуживания, а также возможность ремонта «на коленке». Да чего уж там: многие запчасти на «классику» вообще дешевле еды! К плюсам этой «Лады» можно отнести инжекторный двигатель, мягкую подвеску, объемный багажник и высокий клиренс.
BMW 3-й серии (Е30)
Это звучит дико, но за цену смартфона можно взять купе со спортивными повадками! Автомобиль 1985 года выпуска, две двери, двигатель 1,8 л (100 л.с.), задний привод, «механика» – за все это ровно 50 тысяч. Признаться, когда я увидел подобное, то моментально захотел себе такую – просто чтобы была, на всякий случай. Разумеется, такой автомобиль будет иметь букет проблем, которые несведущему принесут массу неприятностей. Она подойдет тому, кто заезды на СТО считает чем-то грешным и не боится запачкать руки. Осознав последнее, я тут же передумал, вспомнив ребят с руками по локоть в мазуте.
Из плюсов – машина с драйверским огоньком, потрясающе рулится, лаконично выглядит. Как только возьмете себе такую, сразу отправляйтесь на все разборки в округе и запишите их номера. Запарольте их как следует. Наверняка понадобятся. У старушек тех лет нередко ржавеют пороги (10 тыс. руб.), а мотор имеет склонность к перегреву. Некоторые решают проблему установкой дополнительного вентилятора с принудительным включением. Всему виной маленький радиатор и вискомуфта (2500 руб.), которая со временем перестает нормально работать. Конечно, это далеко не весь перечень проблем, но, согласитесь, возмущаться недостатками BMW, которая стоит 800 долларов, просто бессовестно!
Volkswagen Golf II
Тут уже машинка посвежее, 1990 года выпуска. Настоящая легенда, икона автомобилестроения и родоначальник целого класса машин. В свое время Golf сделал со многими конкурентами то же самое, что Интернет сделал с видеопрокатом. Этот автомобиль придется по душе многим – трехдверка (или пятидверка, как на фото) с мотором объемом 1,6 л (80 л.с.) и механической трансмиссией. Одно из найденных мною объявлений имеет следующее описание: «Полностью на ходу, все работает исправно, коробка отличная! Внутри абсолютно не гнилой». Если хотя бы половина из этого правда, то этот Golf – настоящий подарок. Цена, к слову, 40 тысяч. То есть можно еще и сэкономить!
Имея простую конструкцию и довольно высокое качество, в целом этот Volkswagen свои деньги отработает с лихвой. Поломками второй Golf не сильно досаждает своих владельцев – обычно меняются только те вещи, которые просто отходили свой ресурс. Поэтому просто приведем цены на некоторые из них: ШРУС (от 2500 руб.), ступичные подшипники передние и задние (850 и 400 руб. соответственно), сцепление в сборе (от 4000 руб.), помпа (500 руб.). А датчик Холла, например, некоторые умудряются и вовсе заменить слегка модифицированной вазовской деталью, которая стоит 200 рублей.
Практичный салон на пять мест, небольшие габариты и умеренный аппетит делают второй Golf привлекательной покупкой как для новичка, которому страшно сесть за руль дорогой машины, так и для доставщика пиццы или цветов. В общем, рабочая лошадка, не иначе. Если поискать, можно встретить за эти деньги и Volkswagen Scirocco второго поколения. По большому счету тот же Golf, только с более симпатичным кузовом. На такой ездил даже знаменитый сноб Джереми Кларксон.
Toyota Corolla
Без нее этот обзор был бы словно торт без свечей – самая массовая модель на планете Земля как-никак. Вот уж где выбор действительно огромный. Вполне ожидаемо, что мы без труда отыскали «живой» экземпляр 1989 года, ухоженный и чистый, со всем работающим оборудованием и даже – подумать только! – левым рулем. Машина в прекраснейшем для своих лет состоянии, и, признаюсь, я не отдал бы такую за 45 тысяч, даже если бы меня прижали пятеро неформалов в темном переулке. Но владелец готов распрощаться с ней именно за эти деньги.
Что любопытно, многие владельцы отмечают, что Corolla тех лет имеет дар ездить даже с целым букетом неисправностей – потрясающая выносливость. Тем не менее следует знать цены на некоторые запчасти: амортизаторы передние (3100 руб./шт.) и задние (2100 руб.), колодки (800-1000 руб. на ось), частое явление – прогоревший глушитель, который вам смогут заварить (1000 руб.). В целом цены не сильно кусаются. Инжекторный двигатель 1,3 л (82 л.с.) и «механика». Отличное решение для девушки-новичка и даже таксиста. При желании можно без труда отыскать аналогичный седан.
Ford Ka
«Малыш» от крупной корпорации, продающей каждую минуту более одного пикапа. Не спорю, вариант экзотический, но это идеальный вариант для тех, кто хочет разумное решение за малые деньги и имеет потребность в юркости и экономичности. Короткая колесная база, пятиступенчатая «механика», четыре места и мотор 1,3 л (60 л.с.) – вот стандартный набор, который ждет вас за 40–60 тыс. руб.
Мы отыскали вариант 1999 года выпуска за установленную сумму. Машина имеет приемлемый внешний вид и, со слов владельца, прекрасно заводится и передвигается. «Но почему же так дешево, это ведь Ford?» – спросите вы. Малая цена автомобиля обусловлена двумя причинами: отчасти тем, что машинка не просто маленькая – она гораздо меньше Fiesta, что уже говорит о многом. Объясняется это и тем, что оснащен Ford Ka не богаче, чем ночлежка для бездомных в Зимбабве. Назовите любое оборудование, которое придет в голову, и его тут не окажется. Комплектация включает в себя дворники и воздух в салоне.
Характерные признаки Ford Ka тех лет – ржавеющие капот и низ дверей. Также болезнью этой малютки является рейка – на многих экземплярах течет. Ремонт с запчастями стоит порядка 10 тыс. руб. Новой неоригинальной запчасти (около 9 тыс. руб.) лучше предпочесть аналогичную оригинальную: стоит так же, а «ходит», как правило, куда дольше. Низкий бампер Ford Ka легко повредить о бордюр во время парковок. Плюс в том, что состоит он из трех частей (1500–2000 руб. за каждую), которые можно менять по отдельности.
Подводя итог, стоит отметить, что ни один из перечисленных автомобилей – давайте будем честны– не станет совсем уж беспроблемным. Но ведь и поездки на общественном транспорте не лишены недостатков. Поиск стоящих экземпляров – процесс кропотливый и небыстрый. Тем не менее будьте уверены: среди гор автохлама есть немало «живых» экземпляров, которые ждут своего часа. И если вы надумаете найти такой, то при должной усидчивости вас непременно ждет хорошая сделка.
От автора: пишите в комментариях, был ли у вас опыт покупки авто за подобную сумму и чем все закончилось.