У истоков «оки»

У ИСТОКОВ «ОКИ»

/РЕВИЗОР

У ИСТОКОВ «ОКИ»

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА НА СЕРПУХОВСКОМ АВТОЗАВОДЕ

ТЕКСТ / МИХАИЛ ЛИСТОВ

ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ

Едва появившись в журнале, рубрика «Авто из магазина» вызвала отклики производителей. Но не всех. ВАЗ отмолчался, ГАЗ попытался свалить вину на дилеров. Руководству самого маленького нашего автозавода – СеАЗа статья об «Оке» («Машинокомплект», ЗР, 2001, № 5) вряд ли пришлась по душе. Но сторониться неудобной темы серпуховчане не стали: побывали в редакции и пригласили к себе. Мол, посмотрите завод – сами все увидите. Что ж, принято.

Около шестидесяти разноцветных автомобильчиков стоят рядами, а между ними снуют покупатели. Чудно’? Но небольшому (менее 2000 работников) Серпуховскому заводу свой магазин помогает выжить и сохранить кадры: ведь наличными деньгами можно выплатить зарплату. А если работник регулярно получает «живые» деньги, дорожит своим местом – с него и спрос есть. Своих дилеров (а их в России уже 36) СеАЗ тоже не обижает: на заводе «Ока» стоит дороже, чем в автосалонах. Если клиент хочет с пылу, с жару да чтоб чужие руки не касались, пусть едет в Серпухов, на завод и платит на несколько тысяч больше.

Представив себя покупателями, выбираем для контрольного осмотра «табуреточку» в комплектации «Престиж», то есть крашенную металликом, с тканевой обивкой и… допотопными ремнями безопасности без катушек – завод экономит.

Придираться к кузову не хочется – покрашен отлично, а сантиметровые зазоры меж панелями для нашего автопрома – норма. Увы, с этим «Оке» жить до смерти: ведь чтобы отремонтировать штампы Камского прессово-рамного завода, откуда в Серпухов приходит «жестянка», придется остановить производство «Оки» и здесь, и в Набережных Челнах. Впрочем, если уплотнители дверей дождевую воду держат – как-нибудь обойдемся.

Открываем капот – там все в порядке, только резиновая втулка жгута проводов не вставлена в отверстие кузова и колпачок датчика температуры болтается на проводе. А ведь маленькая втулка может наделать много бед, когда протрется. Жгут «сядет» на «массу» – будет много дыма, а может, и огня. Такое уже случалось. Огорчили форсунки стеклоомывателя, слишком свободно сидящие в отверстиях капота. Экономия в 8 рублей с машины оборачивается поливом дороги вместо стекла. А в целом машина к продаже подготовлена. Все, что можно посмотреть, пощупать и померить без разборки узлов (давление в шинах, натяжение ремня генератора, уровни масел, жидкостей и т. д.), оказалось в норме. Теперь пройдем в цеха.

Пост окончательной проверки на выезде из сборочного цеха, со стендом для измерения тормозных усилий, не минует ни одна машина. Затяжку болтов и гаек снизу автомобиля здесь же проверяют вручную – динамометрическим ключом, регулируют по приборам свет фар и содержание СО в отработавших газах. Затем каждую пятую «Оку» отводят в сторонку для повторной проверки схода-развала колес. Если что не так, проверяют уже все машины, а назад по конвейеру идет сигнал, и с халтурщиками разбираются. Из щелочек кузова тут и там торчат записки вроде: «гудит выжимной» и официальные карты с подписями участников сборки – всегда можно вычислить бракодела.

Дальше «вверх по течению» стоит гордость СеАЗа – «дождевальная» камера, не предусмотренная вазовской технологией и смонтированная местными умельцами всего два года назад. До того, как бедную падчерицу ВАЗа выгнали из отчего дома, ее кузов варили на трех (!) разных заводах из одних и тех же штамповок. Со временем выяснилось, что размеры кузовов сестренок «ушли» и отличаются на один, два, а то и более миллиметров. Новые штампы заводу пока не по карману. Через три минуты в дождевальной установке места потеков сразу показывают, где подогнать отбортовку или заложить мастику, чтобы закрыть щели.

Экскурсия продолжается в сборочном цехе. Вызывает интерес сборка силового агрегата с подвеской и рулевой трапецией на подрамнике – вполне современное решение. Стенд вазовского производства позволяет отрегулировать углы установки колес вне машины и лишь потом «половинку» шасси в сборе поднимают и присоединяют к кузову.

На всем протяжении конвейера множество «стрелок», как на железной дороге – дефектный автомобиль или кузов можно выдернуть из общей цепи практически в любом месте; не нарушая очереди, он пойдет на ручную доделку. Много дефектных кузовов скапливается на входе в сборочный сразу после малярки. Вот почему именно серпуховскую «Оку» хвалят за качество окраски – если б не записки с координатами дефектов, мы бы и не нашли те незначительные потеки и царапинки, из-за которых многие кузова сняли с конвейера.

В окрасочном цехе все как надо: катафорезное и эпоксидное грунтование, но без роботов – 18 тысяч машин (годовой выпуск СеАЗа) успевают красить и вручную. Отдельной линии для металлика не предусмотрено – просто притормаживают конвейер, чтобы успеть нанести и высушить дополнительные слои основы и лака. Материалы, как и на ВАЗе: есть ярославские, есть импортные. Где можно, применяют подешевле, где нужно – подороже.

В сварочном цехе постоянная битва с «жестянкой». Все, что удается поправить, проходит через цех рихтовки, неисправимый брак возвращают на КамАЗ.

И наконец, цех доделки, куда поступают машины, снятые с конвейера из-за серьезных дефектов. В основном, тут лечат силовые агрегаты – часть поступающих из Тольятти моторов и коробок приходится перебирать, избавляя будущих покупателей от мытарств гарантийного ремонта.

Все, осмотр закончен. От нас и впрямь ничего не скрывали, по первой просьбе показывали технологические документы, открывали двери цехов. Работает завод – здания не зияют пустыми глазницами окон, как на соседних, когда-то престижных и секретных «ящиках», в них не устроили складов импортного ширпотреба, а каждые 11 минут с конвейера сходит новая «Ока»… Маленький автомобиль здесь стараются собирать на совесть, и производственных огрехов в нем мы увидели не больше, чем на прочих российских машинах.

Тем не менее с кадрами здесь хуже, чем на ВАЗе: до Москвы от Серпухова пара часов езды, и молодежь рвется в столицу. Отсюда и «сезонники» на конвейере, и не заправленные в отверстия втулки. Но главная проблема – покупные детали, составляющие 82% стоимости «Оки». Разогнать недобросовестных поставщиков пока нельзя: рентабельность «Оки» с трудом довели до 5% (долгое время машина была и вовсе убыточна), так что тратить еще больше на фирменные комплектующие не получится. Поднимать отпускные цены? Но «Оку» по цене «Жигулей» брать перестанут. Вот разбогатеет Россия, тогда и самые дешевые машины будут сделаны не хуже дорогих. А сегодня? Мы увидели стремление делать машину как следует. На заводе внедряют действенную систему контроля качества, приглашают толковых специалистов, и сдвиги к лучшему уже заметны. Современная «Ока» отличается от нашей «семимесячной» сестрицы. Отрадно, что в лучшую сторону.

Проблем на заводе немало, однако вероятность купить «машинокомплект» падает с каждым днем. Надеемся, скоро и вовсе исчезнет. Поживем, проверим.

Шасси + кузов = автомобиль.

Дождевальная камера: «Внутри сижу – на течь гляжу».

Проверку проема ветрового стекла шаблоном проходят 100% кузовов – иначе протекание в дождь неизбежно.

z

Подпишитесь на «За рулем» в