Светлый образ

СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ

/ПРОЖЕКТОР

СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ

КСЕНОН ПО-ГРЕЧЕСКИ – ЧУЖОЙ, СТРАННЫЙ,

ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ

Более полувека автомобили рассеивали мглу лампами накаливания. Совершенствовались лампы, лучше становились фары – рассеиватель и прожектор, но источником света неизменно служила

ВОЛЬФРАМОВАЯ НИТЬ

У обычной лампы накаливания колба из силикатного стекла. Воздух из нее выкачан, а к электродам прикреплена вольфрамовая спираль. Недостатков у таких ламп хватает: вольфрам понемногу испаряется, оседает на стенках колбы, и стекло теряет прозрачность. Спираль истончается, растет ее сопротивление, и она перегорает. Вольфрам нельзя раскалять беспредельно – расплавится нить. Значит, свечение будет желтоватым. Чтобы увеличить силу света и яркость, приходится удлинять и утолщать нить, а чем она длиннее, тем труднее фокусируется фарой. Наконец, КПД лампы накаливания крайне низок – около 3%. Львиная доля электроэнергии бесполезно превращается в тепло. Во второй половине двадцатого века появилось новое поколение ламп накаливания:

ГАЛОГЕН

У этих ламп колба заполняется газами из группы галогенов. Особенность в том, что галоген возвращает частицы испарившегося вольфрама с колбы на спираль. Значит, ее можно разогреть до большей температуры, реально до 2700–3000°С. Светоотдача «галогенок» достигает 22–25 лм/Вт – в два раза больше, чем у классических ламп. Простой пример: световой поток обычной автомобильной 45-ваттной лампы – 600 люменов, а 55-ваттной «галогенки» – более полутора тысяч! Стекло «галогенок» не загрязняется со временем, а срок службы ощутимо больше. Колба из жаростойкого кварцевого стекла и повышенные требования к точности сборки спирали сказались на цене: «галогенка» дороже обычной лампы в несколько раз. Лампа накаливания достигла здесь предела своих возможностей. Уменьшать размеры источника света с одновременным усилением яркости можно только кардинально новым способом. И в начале 90-х годов на автомобилях появились

ГАЗОРАЗРЯДНЫЕ ЛАМПЫ

В них нет раскаленной нити. Свет дает крошечная сфера с газами (один из них – ксенон), нагретая почти до солнечной температуры (более 4000°С). Он настолько ярок, что порой кажется голубым, хотя на самом деле белый. 35-ваттная газоразрядная лампа дает световой поток в 3000 люменов! Свет такой лампы легко сформировать в точный световой пучок. Ксеноновые лампы долговечны, не боятся вибраций, но есть и недостатки: их нельзя зажечь мгновенно – нужно несколько секунд для разогрева; невозможно объединить в одной колбе два источника света – значит, нужны отдельные отражатели для ближнего и дальнего света; необходим высоковольтный блок для «поджига» лампы. Но главный недостаток – цена. Фирменная лампа от «Филипса» или ОСРАМ стоит около 100 долларов, а электронный блок – 150. Более того: фары придется заменить новыми – цоколь «ксенонов» невзаимозаменяем с «галогеном». Переоборудование иномарки по всем правилам обойдется в 1000–1500 долларов. Дорого? Но многие готовы на

ЖЕРТВЫ МОДЕ

Голубой свет фар – это круто, почти как черные стекла на них. Появились голубые светофильтры на фарах. Проку от них – ноль. Свет слабеет, рассеивается, бьет в глаза встречным. Крашеные лампочки накаливания – такая же глупость. Ничего общего с газоразрядными лампами у них нет. Это обыкновенная имитация, рассчитанная на простаков. Для компенсации потерь на светофильтре «лжексенон» делают более мощным – 100–180 Вт. Длинная нить не попадает в фокус фары, и световое пятно получается размытым. Кроме того, горят контакты и провода, не рассчитанные на такой большой ток. Ездить по неосвещенным улицам с ними утомительно – светят куда угодно, кроме дороги. Такой вариант с негодованием отметаем. Платить несусветные деньги за модный, но бестолковый свет не хочется. А хочется – настоящий ксенон на отечественный автомобиль. Чтоб было

НЕДОРОГО, НО СВЕТЛО

Оказывается, возможно и это! В одной только Москве более десятка фирм готовы переоборудовать обычный свет в любом автомобиле на ксеноновый. Их не смущает, что в большинстве случаев исчезает дальний свет, перегружается электросистема. При этом сама технология установки восхищает простотой и безграмотностью. Цоколь ксеноновой лампы обдирают... напильником, чтобы она поместилась внутрь фары, после чего на глазок выставляют в фокус, а лампу насмерть приклеивают эпоксидкой! А ведь ошибка всего на пару миллиметров приводит к расфокусировке пучка и ослеплению встречного водителя ярчайшим светом. Нет, и такой путь не годится.

И все же поиски не прошли даром. В конце концов нам удалось найти для редакционной «десятки»

ДОСТОЙНЫЙ «КСЕНОН»

Это – коробочка от фирмы «Союз-96» из Питера. В комплекте две лампочки, два высоковольтных блока собственной разработки, крепеж, паспорт и объемистая инструкция по установке. Чем же набор так привлек наше внимание? В первую очередь – лампочками. Их цоколи не требуют доработки и входят в гнездо штатной «галогенки» без проблем. Колба и электроды изготовлены на «Филипсе», а значит, точность установки лампы гарантирована. Пусковой ток адаптирован под отечественные автомобили и не превышает 8 А (у импортных достигает 14 А при пуске). Высоковольтных проводов – два. На одном «висит» +12,5 кВ при пуске, на другом – -12,5 (у заграничных «+25 кВ» и «земля»). Поскольку нагрузка на изоляцию провода возрастает при повышении напряжения по квадратичному закону – фактор немаловажный. Сам блок герметично залит силиконом и, как утверждает изготовитель, способен работать хоть под водой. А потому его можно установить под капотом в любом месте. Цена же комплекта из двух ламп с блоками питания – 400 долларов. Их и поставили.

Читателю советуем не гнаться за дешевкой. Уж если хочется красивый свет, то пусть он будет настоящим. Фальшь видна всегда и выглядит смешной. А от латунного «золота» на коже остаются зеленые следы. z

Почувствуйте разницу: галоген;

ксенон – виден автомобиль, водитель и человек в поле.

Так выглядит высоковольтный блок снаружи...

...и внутри.

А так - ксеноновая лампа.

В «десятке» для блоков левой фары удобное место нашлось под бачком омывателя...

...а для правой - под абсорбером. Кузов сверлить не пришлось - блоки, обернутые пенополиэтиленом, оказались плотно прижатыми к брызговикам.

В крышках корпусов фар проделаны отверстия диаметром 22 мм для высоковольтных проводов. Уплотнитель - в комплекте.

Подпишитесь на «За рулем» в