Citroen DS: из Парижа с любовью
То ли Citroen DS по-прежнему воспринимают как символ технологических достижений страны, то ли сказалась любовь французов к генералу де Голлю, который симпатизировал этой машине, – так или иначе, ее юбилей во Франции отмечали как национальный праздник. Сотни DS, выставленных на площади Согласия в Париже, привлекали не меньше внимания, чем 60 лет назад, когда они только начали появляться на дорогах.
История модели не проста. Проект зародился в 1938 году и развивался стараниями главы Ситроена Пьера-Жюля Буланже, инженеров Андре Лефевра и Поля Маже и дизайнера Фламинио Бертони. Разработка автомобиля растянулась на 17 лет: сказались и оккупация Франции во время Второй мировой, и перфекционизм создателей, желавших оказаться впереди мирового автопрома и постоянно вносивших коррективы в облик и конструкцию. Старания оказались не напрасны: когда серийный Citroen DS наконец увидел свет на Парижском автосалоне 1955 года, он произвел фурор. Авангардный дизайн сразил французов, и в день премьеры компания собрала 12 тысяч заказов на DS!
Модель была необычной не только внешне – уникальны многие технические особенности. Гидропневматическая подвеска позволяла регулировать дорожный просвет и обеспечивала отменный компромисс между комфортом и управляемостью. Гидравлика вдобавок управляла тормозами, усилителем рулевого управления, а также автоматическим сцеплением, что на тот момент было оригинальным решением.
А вот запланированный шестицилиндровый оппозитник не смогли довести до ума, и место под капотом занял модернизированный довоенный четырехцилиндровый 75‑сильный двигатель объемом 1,9 литра. Позже появились новые силовые агрегаты – объемом 2,1 и 2,3 литра, система впрыска, поворачивающиеся вслед за рулем фары. До 1975 года выпустили множество версий DS – от упрощенного ID 19 до дорогих Prestige и Pallas (Паллá – так по-французски звучит имя греческой богини Паллады).
В честь 60‑летия модели французы объявили Неделю DS: в парижском парке Тюильри открылась выставка, посвященная судьбе модели от начала разработки до современности, состоялась встреча владельцев на автодроме «Линá-Монлери» (Linas-Montlhery) и прошел парад по центру Парижа. Среди частных Ситроенов оказалось много редких и необычных – оригинальные автомобили полиции и скорой помощи, самодельные пикапы и родстеры на базе DS, гоночные машины, участвовавшие в легендарных ралли, и их современные реплики. Разве что Фантомас не прилетел.
Поскольку за 20 лет с конвейера сошло почти полтора миллиона «богинь» (DS созвучно с фр. déesse – богиня), их нынешняя стоимость по меркам столь культовой модели не так уж и велика – от 60 тысяч до 70 тысяч евро за хорошо сохранившийся экземпляр. Для коллекционеров есть и эксклюзив – оригинальные кабриолеты, изготовленные известным кузовным ателье Анри Шапрона в количестве примерно 1300 штук; каждый из них теперь стоит сотни тысяч евро. Покупают! Эти вложения оправданны, поскольку и через следующие 60 лет Citroen DS едва ли утратит звание самого знаменитого французского автомобиля.
Боги современности
В XXI веке идейными последователями автомобиля-легенды стали машины премиальной линейки DS. Ее современная история отсчитывается с 2009 года, когда запустили производство компактного хэтчбека Citroen DS3. Нынешние «дээсы» создаются на серийных платформах концерна PSA и не столь революционны, как их прародитель. В 2014 году модели DS выделили в отдельный бренд. При следующем обновлении они расстанутся с двойным шевроном, что уже произошло с DS5. Со временем для продажи и обслуживания DS создадут собственную дилерскую сеть.
Основным рынком сбыта станет Китай, где автомобили DS продаются очень успешно. Никого не удивляет, что первый выставочный зал DS World открылся в Шанхае, а парижский оказался лишь вторым.
О будущем DS можно судить по концепткару Divine (Дивин; фр. divine – божественная), который показали на Парижском автосалоне 2014 года. На праздновании юбилея его прокатили по улицам города. Характерный граненый облик чем-то роднит Divine с истребителем Stealth. Интерьер подразумевает несколько вариантов «дресс-кода», которые можно менять благодаря съемным панелям. Предлагается, например, дизайн «Роковой панк» – с отделкой черной кожей и стразами Сваровски.