Элемент новизны
/ПЕРСПЕКТИВА
ЭЛЕМЕНТ НОВИЗНЫ
ВПЕРВЫЕ В РОССИИ: НА СМЕНУ ВЫХЛОПУ - ДЫХАНИЕ
ТЕКСТ / ГЕОРГИЙ МИРЗОЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА "ЛАДА-АНТЭЛ",
ПРОФЕССОР, К. Т. Н.*
Ведущие фирмы мира одна за другой демонстрируют опытные модели, в которых ДВС заменен топливными элементами. Настойчивый интерес к ним легко объясним: такие установки не только обеспечивают безвредный "выхлоп", но и позволяют резко сократить потребление углеводородного топлива, запасы которого отнюдь не беспредельны. Ни аккумуляторные электромобили, ни малотоксичные ДВС не решают экологическую проблему столь радикально.
Хотя принцип работы топливных элементов (ТЭ) известен с XIX века, применять их стали сравнительно недавно, да и то в специфических областях (почему, станет ясно ниже).
Впервые ТЭ появились на космических аппаратах - щелочные и твердопленочные. У них разные электрохимические процессы, но суть одна - получение электричества при соединении водорода и кислорода. Разработкой ТЭ для автомобилей лет десять назад занялась канадская фирма "Баллард", финансируемая ведущими автомобильными компаниями - около миллиарда долларов в год. Предложенная ею конструкция "автомобильного" твердопленочного ТЭ - это ячейка с двумя электродами и разделительной мембраной, на которую нанесен катализатор (платина). Внутри ячейки циркулирует вода для отвода тепла. К одному из электродов подается водород, к другому - кислород. Под действием катализатора молекула водорода расщепляется на электроны и протоны. Последние проникают через мембрану в ту половинку емкости, где находится кислород и, соединяясь с ним, образуют воду. А свободные электроны уходят по электроду на катод, создавая электрический ток. Внешне просто, но на пути к работоспособному устройству решили множество практических задач; тут и "сосуществование" кислорода и водорода, тут и мембрана, и катализатор...
Но что же, возить с собой баллоны с водородом и кислородом? Подобная идея была на первых порах. Позже выяснилось, что кислород можно брать из атмосферного воздуха, водород - добывать прямо на борту автомобиля из любого углеводородного топлива, например бензина.
Однако проблем больше, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, кислорода в атмосфере лишь около 20% - нужен компрессор, а это дополнительный расход энергии. Во-вторых, атмосфера - штука многосложная: азот не влияет на работу элемента, дорожную пыль поглотят обычные фильтры, а вот СО2 и выбросы химзаводов значительно снижают эффективность процесса. Так что здесь еще огромное поле работы. Ну а в-третьих, для добывания водорода из бензина на борту автомобиля нужна специальная установка - реформер или, иначе, конвертер. Он-то, говоря химическим языком, и ведет двойной передел углеводородов, производя водород и... углекислый газ.
Но известно, что двуокись углерода способствует развитию парникового эффекта в атмосфере, поэтому уже есть проекты "брикетирования" СО2 в виде сухого льда - так хоть польза от нее будет.
Главное, что "выхлоп" автомобиля на ТЭ даже не "пахнет" окисью углерода, углеводородами и окислами азота - вредными выбросами, свойственными ДВС. Одна вода! И только если добывать водород из бензина на борту автомобиля, появляется углекислый газ, но его вдвое меньше, чем у сегодняшних машин с ДВС.
Коэффициент полезного действия силовой установки у "оксигидромобиля" в два раза выше, чем у современного двигателя внутреннего сгорания, а значит, потребление топлива на единицу мощности в два раза меньше.
Сегодня удельная цена новой установки около 15 тыс. долл. за 1 кВт мощности, тогда как у бензинового эквивалента - 3-5 долларов. Отсюда самая серьезная проблема - создать технологию массового (а значит, недорогого) изготовления топливных элементов. А еще - довести конструкцию бортового конвертера для выработки водорода.
Как видите, топливные элементы стоят немало. И все же ВАЗу удалось реализовать такой проект, но не одному, а в целой компании предприятий. Этой проблемой давно занимались Российский научный центр "Курчатовский институт", ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева и Уральский электрохимический комбинат.
В свое время для космического челнока "Буран" уральцы создали батарею щелочных топливных элементов мощностью 15 кВт - электрохимический генератор "Фотон". Его-то мы и решили адаптировать к земным условиям. Из переработанного "Фотона" удалось выжать 25 кВт при ресурсе около 5000 часов - вдвое больше, чем у бензинового двигателя внутреннего сгорания.
Специалисты "Энергии" разработали и изготовили все навесное оборудование и сложнейшую автоматизированную систему управления - алгоритм работы топливных элементов сродни программе для ядерного реактора.
ВАЗ выступил застрельщиком проекта и предоставил свой опыт создания электромобилей.
Так при весьма ограниченном финансировании нам удалось создать ходовой макет автомобиля на топливных элементах.
Носителем выбрали пятидверную "Ниву"
Привод оставили только передний - пока его достаточно. Все оборудование, включая баллоны с водородом и кислородом под давлением 280 кгс/см2, удалось скомпоновать в багажнике. Масса "начинки" примерно вдвое больше, чем у стандартного силового агрегата. Поэтому и вся машина слегка потяжелела по сравнению с серийной. Получился пятиместный "автомобиль", только без багажника, с удобством управления как у электромобиля и запасом хода 200 км - для городских условий вполне достаточно.
А у конструкторов появилась пища для размышлений и стимул движения вперед. Топливные элементы, питающиеся водородом и кислородом, - это первый этап; на очереди замена кислорода атмосферным воздухом. Потом на смену баллонам с водородом придет конвертер - добывать этот газ из бензина. И дальше - шаг за шагом.
*Автор - в прошлом главный конструктор ВАЗа, ныне советник вице-президента ОАО "АвтоВАЗ" по техническому развитию.
Схема работы твердопленочного топливного элемента.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
АВТОМОБИЛЕЙ
С ДВС С энергоустановкой
и нейтрализа- на топливных
тором (Евро III) элементах
Топливо Бензин Водород
Расход энергии
при 60 км/ч,
кВт.ч/100 км 87,2 43,6
Выбросы токсичных
компонентов, г/км
CO 2,3 0
CH 0,2 0
NOx 0,15 0
CO2 213,0 0
H2O 98,0 117,0