Каким банкам доверять
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
КАКИМ БАНКАМ ДОВЕРЯТЬ
ВПЕРВЫЕ! ПРОВЕРЯЕМ 40 БАТАРЕЙ НА 55 А Ч
"Трактовка эксперимента - это дело вкуса".
Петр Капица
ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН, ВАДИМ КРЮЧКОВ
Автомобильные аккумуляторы - это как воспитание чужих детей: каждый мнит себя знатоком и специалистом. Даже самый далекий от техники автовладелец прекрасно знает, что где-то под капотом (а может быть, и не там) прячется такая большая тяжелая коробка - главная деталь в электрооборудовании. И уж если она закапризничает... нет, не надо.
Экспертиза двухлетней давности (ЗР, 2000, № 10) запомнилась многим весьма неожиданным выводом: вероятность приобрести неважную или даже откровенно плохую батарею была куда выше, чем хорошую, не говоря об отличной. А как обстоят дела сегодня? Открываешь рекламу новой батареи, а там емкость в каких-то новых единицах указана: А/ч. Что ж, давайте разберемся еще раз.
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА
Начнем с принципиального отличия этой экспертизы от предыдущей - каждый брэнд теперь представлен не одним изделием, а двумя. При этом один аккумулятор нам добровольно передавала на испытания каждая из фирм, а второй, точно такой же, мы покупали сами в торговой сети. Это исключало всякую возможность нарваться на подделку или залежалый товар - не будет же фирма сама себе вредить. В то же время опыт предыдущей экспертизы показал кое-что еще - все производители, недовольные опубликованными результатами, присылали для повторных замеров изделия такого высокого качества, что невольно закрадывалось подозрение - а серийная ли это батарея? Чтобы снять такого рода сомнения, как раз и нужен второй аккумулятор: интересно же сравнить "принца" и "нищего"...
УГОЛОК МЕТРОЛОГА
Основные документы, согласно которым шло тестирование, - стандарт DIN EN 60095-1, ГОСТ 959-91, стандарт ГОСТ 959, а также сопроводительные материалы на переданные и проданные нам батареи. Испытания включали в себя внешний осмотр, контроль массогабаритных характеристик, определение резервной емкости, снятие характеристик стартерного разряда, испытания током холодной прокрутки, а также проверку узлов пайки и токоведущих деталей.
Если строго следовать букве закона, то к испытаниям могут быть допущены образцы со сроком не более 30 суток после наполнения электролитом и формования пластин. Кроме того, перед началом тестирования батареи должны быть полностью заряжены. Так-то оно так, только мы решили от этих канонов немножко отойти...
Зачем? Мы не ставим задачу дублировать Госстандарт, у нас свои интересы и основной из них - понять, в каком состоянии батарея попадает к потребителю. И еще. Хотя половина батарей и поступила непосредственно от фирм, где все-таки гарантия, что указанный срок в точности соответствует правилам?
Действовали мы так: все испытания - строго по стандартным методикам, однако первую проверку резервной емкости проводим безо всякой подготовки: что получится, то получится. То же и в отношении 30 суток - рядовой потребитель приобретает батарею, которую вправе сразу ставить на автомобиль и пользоваться ей на всю катушку. Вот и посмотрим, получится ли это?
Последовательность электрических испытаний такова. Батареи проверяют на резервную емкость в первый раз, затем заряжают. После этого оценивают ток холодной прокрутки и вновь заряжают. Затем следуют второй замер резервной емкости, очередная зарядка и замер стартерных характеристик. Следующий этап - новая зарядка, третье измерение резервной емкости, затем - последняя зарядка и завершающий замер стартерных характеристик. Заключительное электрическое испытание - проверка узлов пайки и токоведущих деталей при токе 495 А. Уфф... Именно такой порядок рекомендуют действующие стандарты.
И еще немножко "алаверды"... При проверке током холодной прокрутки аккумуляторы попадают в неравные условия - один производитель заявляет ток в 600 А, другой довольствуется минимумом в 420 А, третий вообще не указывает величины этого тока и тоже испытывается "по минимуму". Весьма интересно, но как сравнить один образец с другим? Для этого решили при втором и третьем измерении стартерных способностей батарей дать им одинаковые токи разряда - по 255 А.
НАЧНЕМ, ПОЖАЛУЙ...
Сорок испытываемых батарей - по две каждого брэнда - представляют собой три разные группы необслуживаемых аккумуляторов. Первая (фото 1 и 2) - батареи с герметично заделанной крышкой: доступа внутрь нет в принципе. Вторая группа (фото 3-7) с наклейкой на крышке - под ней расположены заливные отверстия. Третья (фото 8-20) имеет доступ ко всем секциям аккумуляторов.
При проверке массогабаритных характеристик выяснилось, что разница между самой легкой и самой тяжелой батареями составила три с лишним килограмма! Самой легкой оказалась "Топла" (13,6 кг), а самой тяжелой - "Востсибаккумулятор" (16,77 кг). Любопытно, что если самыми "одинаковыми" стали батареи "Пилот", то "Инджи Аку" разошлись друг с другом на 1,25 кг.
Проверка батарей на невыливаемость электролита прошла успешно для всех. Наш ГОСТ требует наклона на 45 градусов в течение 5 мин, а EN - 55 градусов, но в течение всего лишь трех секунд.
Резервная емкость в состоянии поставки имеет огромный разброс - от 41 мин для "Катода" до 95мин у "Хоппеке". Низкое значение этого параметра говорит о длительном отсутствии подзаряда при хранении. К третьему замеру резервная емкость всех батарей увеличилась - рубежа 104 мин достигли тюменская батарея и корейский "Пауэр".
Проверку током холодной прокрутки лучше всех прошла батарея "Престолайт формула Эс30" - при огромном заявленном токе в 600 А она показала лучший результат по напряжению - 8,3 В вместо допустимых 7,5! Кроме нее в "отличники" попали "Пауэр Интернэшнл", "Титан" и "Медалист". На этом этапе немножко не повезло батареям "Инджи Аку" и ЗИД. Второй этап стартерных замеров вновь выиграла "формула", за ней финишировали "Титан", "Тюменские батареи", "Медалист", "Пауэр Интернэшнл" и еще несколько батарей. В отстающие же здесь попали "Инджи Аку". Третий этап вновь выиграла "формула Эс30" - немного отстали от нее другие лидеры: "Пауэр Интернэшнл", "Титан", "Медалист" и "Топла".
Проверка узлов пайки и токоведущих деталей, проводимая при токе 495 А, никаких нарушений не выявила.
ЛИДЕРЫ И ПОБЕДИТЕЛИ
В номинации "Гербалайф" - за минимум веса при максимуме возможностей - "Топла", "Титан", "Хоппэнерджи".
В номинации "Лучший крутильщик" - "Престолайт формула Эс30", "Пауэр Интернэшнл", "Медалист".
В номинации "Лучший резервист" - за лучшую резервную емкость - "Хоппеке" и "Престолайт формула Эс30" (лучшее состояние поставки), а также "Тюменские батареи" и "Пауэр Интернэшнл" (лучшие показатели по результатам трех циклов).
В номинации "Тандем" - за максимальное совпадение характеристик обеих батарей - "Медалист", "Престолайт формула Эс30", "Пилот".
В номинации "Цена/качество" - "Медалист", "Титан", "Тюменские батареи".
В номинации "Абсолютное первенство" - "Престолайт формула Эс30", "Пауэр Интернэшнл", "Титан", "Медалист", "Тюменские батареи" и "Топла".
ЛЮБОЙ,
ЛИШЬ БЫ СВЕЖИЙ
А теперь подведем итоги. Как видите, в нашем аккумуляторном королевстве обозначились перемены к лучшему. Все современные необслуживаемые батареи, участвовавшие в испытаниях, признаны кондиционными. Откровенных провалов нет: одна модель чуть лучше, другая чуть хуже, но любую, прямо из магазина, можно смело ставить на автомобиль без каких-либо подготовительных операций.
Радует и то, что нет большого разброса показателей у изделий из "первых рук" и покупных. А это значит: все фирмы предоставили товарную продукцию, а не выставочные образцы, да и торговля нынче предлагает покупателям вполне исправный товар от производителя.
ПОЯСНЕНИЯ К ПИКТОГРАММАМ
- заявленный ток разряда при минус 18°С, А
- масса, кг
- резервная емкость, мин (три замера)
- стартерные характеристики по EN (проверка током холодной прокрутки) - первое испытание
- стартерные характеристики по ГОСТ при втором испытании
- стартерные характеристики по ГОСТ при третьем испытании.
Результаты через дробь относятся к первой и второй батареям из каждой пары.
Цветом выделены показатели, не соответствующие нормативам.
Фото 1
Заявленная MEDALIST
торговая (Медалист),
марка Южная Корея
Фирма, ООО
предоста- "Фирма Шанс +",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 940 руб.
вочная цена
- 430EN, 255DIN
- 15,14/15,17
- 81-92-103/78-92-102
- 8,1 В - 142 с/
8,1 В - 146 с
- 9,2 В - 2,68 мин/
9,3 В - 2,76 мин
- 9,5 В - 2,9 мин/
9,6 В - 2,91 мин
У обеих батарей практически одинаковая масса - далеко не все могут этим похвастаться. Очень высокая резервная емкость - как в состоянии поставки, так и после трех испытаний. Прекрасные показатели по итогам проверки током холодной прокрутки согласно EN и очень уверенное превышение соответствующих требований ГОСТ. Кроме того, отметим, что такие батареи очень быстро принимают заряд.
Фото 2
Заявленная BOSCH SILVER
торговая (Бош Сильвер),
марка Испания
Фирма, ТОО
предоста- "Роберт Бош",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1405 руб.
вочная цена
- 420EN
- 15,68/15,0
- 71-85-92/76-81-90
- 7,8 В - 133 с/
7,9 В - 145 с
- 9,2 В - 2,17 мин/
9,3 В - 2,47 мин
- 9,2 В - 2,6 мин/
9,3 В - 2,7 мин
В общем-то, неплохо, хотя звезд с неба именитые батареи на сей раз не хватали. Удивил разброс по массе - что это за 680 г разницы? На втором испытании стартерных характеристик "боши" немножко запнулись, но к третьему выдали нужные вольты и минуты.
Фото 3
Заявленная PRESTOLITE
торговая FORMULA S30
марка (Престолайт
формула Эс30),
ООО "Электро-
заряд", Щелково,
Россия
Фирма, ООО
предоста- "ПКФ
вившая "Транссервис",
изделие Москва
Ориентиро- 1635 руб.
вочная цена
- 600EN, 380NE
- 16,0/15,77
- 94-101-103/90-98-101
- 8,2 В - 135 с/
8,3 В - 143 с
- 9,8 В - 3,73 мин/
9,9 В - 3,2 мин
- 10 В - 3,8 мин/
10 В - 3,65 мин
Очень хорошая резервная емкость. Лучшие результаты проверки током холодной прокрутки: 8,3 В - рекорд соревнований, а вторая батарея отстала всего на "десяточку". Обратите внимание - это при заявленном токе 600 А! При втором измерении стартерных характеристик снова рекорд - 9,9 В и 3,2 мин, причем "подружка" показала почти такие же результаты. Третье испытание - и снова лучше всех: два раза по десять вольт при отличном времени.
Фото 4
Заявленная TUDOR
торговая (ТЮДОР),
марка Испания
Фирма, ООО
предоста- "АКБопторг",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1020 руб.
вочная цена
- 470EN
- 14,18/14,35
- 85-93-100/74-81-96
- 7,6 В - 123 с/
7,9 В - 149 с
- 9,2 В - 2,63 мин/
9,2 В - 2,66 мин
- 9,3 В - 2,83 мин/
9,3 В - 2,81 мин
В лидеры батареи не выбились, но показали себя более чем достойно - стандарты соблюдены и даже превышены.
Фото 5
Заявленная HOPPECKE
торговая duplex plus
марка (Хоппеке дуплекс
плюс), Германия
Фирма, Фирма
предоста- "Автоюнион",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1600 руб.
вочная цена
- 420EN
- 14,9/14,96
- 81-93-101/95-98-102
- 7,9 В - 138 с/
7,8 В - 138 с
- 9,2 В - 2,8 мин/
9,1 В - 2,15 мин
- 9,2 В - 2,91 мин/
9,2 В - 2,59 мин
Одна из немецких батарей продемонстрировала лучшую резервную емкость в состоянии поставки - 95 мин. В целом все хорошо - единственная запинка при снятии стартерных характеристик на втором этапе (2,15 мин) была исправлена при третьей попытке.
Фото 6
Заявленная ТИТАН, ООО
торговая "ТУБОР", Ниже-
марка городская обл.,
Россия
Фирма, ООО
предоста- "АКБопторг",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 870 руб.
вочная цена
- 255DIN
- 14,4/14,43
- 81-95-103/84-91-99
- 8,1 В - 157 с/
8,0 В - 146 с
- 9,3 В - 3,02 мин/
9,3 В - 2,47 мин
- 9,6 В - 3,08 мин/
9,5 В - 2,76 мин
У обеих батарей практически одинаковая масса. Резервная емкость - очень хорошая. Высокие результаты при проверке током холодной прокрутки. Одни из лучших результатов при снятии стартерных характеристик по ГОСТ.
Фото 7
Заявленная INCI AKU EXIDE
торговая (Инджи Аку
марка Иксайд), Турция
Фирма, ЗАО
предоста- "Бат-Трейд",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1400 руб.
вочная цена
- 510EN
- 15,05/16,3
- 82-99-103/81-96-101
- 7,4 В - 129 с/
6,7 В - 120 с
- 9,2 В - 2,17 мин/
9,0 В - 1,57 мин
- 9,3 В - 2,59 мин/
9,2 В - 2,42 мин
Самая неодинаковая по массе пара. В состоянии поставки резервная емкость неплохая, а после трех испытаний - просто хорошая. При проверке током холодной прокрутки не дотянули до требований EN, особенно батарея из магазина. Требования ГОСТ удалось выполнить по параметру "напряжение на выводах" - а вот время в стандарт не уложилось.
Фото 8
Заявленная TYUMEN
торговая BATTERY
марка (Тюменские
батареи), Россия
Фирма, ОАО "Тюменский
предоста- аккумуляторный
вившая завод",
изделие Тюмень
Ориентиро- 750 руб.
вочная цена
- 270 А
- 15,95/16,0
- 72-96-103/81-98-104
- 7,7 В - 128 с/
7,7 В - 141 с
- 9,1 В - 2,56 мин/
9,3 В - 2,9 мин
- 9,2 В - 2,68 мин/
9,5 В - 2,98 мин
У обеих батарей практически одинаковая масса. На третьем измерении резервной емкости одна из батарей вышла в лидеры, разделив первенство с "Пауэр Интернэшнл". Впрочем, и вторая "сибирячка" отстала всего на минуту. Стартерные характеристики - достойные, замечаний нет.
Фото 9
Заявленная ПАУЭР
торговая ИНТЕРНЭШНЛ,
марка Южная Корея
Фирма, ООО "Пауэр
предоста- Интернэшнл-
вившая аккумулятор",
изделие Москва
Ориентиро- 1120 руб.
вочная цена
- 420EN, 255DIN
- 14,8/15,05
- 89-95-103/87-96-104
- 8,1 В - 149 с/
8,2 В - 158 с
- 9,3 В - 2,71 мин/
9,4 В - 2,8 мин
- 9,5 В - 2,91 мин/
9,6 В - 3,01 мин
При третьем измерении резервной емкости одна из корейских батарей показала лучшее время - 104 мин, разделив первенство в этой номинации с тюменской батареей. Вторая "кореянка" отстала всего на минуту - очень хороший результат. Отличные стартерные характеристики у обеих батарей во всех трех циклах испытаний при ощущении, что эти характеристики занижены.
Фото 10
Заявленная PRESTOLITE
торговая (Престолайт),
марка ООО "Электро-
заряд", Щелково,
Россия
Фирма, ООО "ПКФ
предоста- "Транссервис",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 870 руб.
вочная цена
- 420EUZO, 255DIN, 295CEL
- 14,43/14,58
- 82-96-101/83-89-99
- 8,0 В - 139 с/
7,9 В - 138 с
- 9,4 В - 2,5 мин/
9,2 В - 2,6 мин
- 9,4 В - 2,75 мин/
9,4 В - 2,8 мин
Хорошая резервная емкость - как в состоянии поставки, так и после "тренировки". Стартерные характеристики... тоже хорошие.
Фото 11
Заявленная ПИЛОТ,
торговая Саратов,
марка Россия
Фирма, ОАО
предоста- "Электро-
вившая источник",
изделие Саратов
Ориентиро- 970 руб.
вочная цена
- 440EN
- 16,01/16,02
- 56-89-100/64-91-100
- 7,8 В - 149 с/
7,9 В - 142 с
- 9,1В - 2,7 мин/
9,2 В - 2,75 мин
- 9,3 В - 2, 9 мин/
9,3 В - 2,85 мин
Чемпион по идентичности массы - разница всего 10 г! Резервная емкость под конец достигла очень пристойных значений. Стартерные характеристики хорошие.
Фото 12
Заявленная ПОДОЛЬСКИЕ
торговая АККУМУЛЯ-
марка ТОРЫ, Россия
Фирма, ЗАО "Подольский
предоста- аккумуляторный
вившая завод"
изделие
Ориентиро- 850 руб.
вочная цена
- 440EN, 270DIN
- 16,44/16,13
- 66-92-100/82-94-100
- 7,9 В - 131 с/
8,0 В - 148 с
- 9,2 В - 2,86 мин/
9,1 В - 2,68 мин
- 9,3 В - 2,83 мин/
9,2 В - 3,01 мин
Без замечаний.
Фото 13
Заявленная TOPLA
торговая (Топла),
марка Словения
Фирма, ООО
предоста- "АКБопторг",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1140 руб.
вочная цена
- 480EN, 280DIN, 320IEC
- 13,6/13,65
- 69-97-100/87-91-96
- 8,0 В - 149 с/
8,0 В - 151 с
- 9,4 В - 2,69 мин/
9,2 В - 2,4 мин
- 9,6 В - 2,82 мин/
9,5 В - 2,73 мин
Самые легкие из всех испытанных батарей, при этом их масса практически одинакова. Магазинная батарея неожиданно споткнулась при втором замере стартерных характеристик, но затем показала, что это была случайность: цифры - одни из лучших.
Фото 14
Заявленная POWER BULL
торговая (Пауэр булл),
марка ООО "Электро-
заряд", Щелково,
Россия
Фирма, ООО "ПКФ
предоста- "Транссервис",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 920 руб.
вочная цена
- 420EN, 255DIN
- 14,32/14,5
- 85-91-102/88-96-102
- 8,0 В - 125 с/
7,9 В - 140 с
- 9,2 В - 2,1 мин/
9,3 В - 2,81 мин
- 9,3 В - 2,58 мин/
9,3 В - 3,03 мин
Хорошая резервная емкость. Один из "бычков" споткнулся на втором испытании стартерных токов, не показав нужных минут, но затем исправился.
Фото 15
Заявленная КАТОД
торговая CALCIUM
марка (Катод кальциум),
Санкт-Петербург,
Россия
Фирма, МОИИ
предоста- "Катод",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 1050 руб.
вочная цена
- 430EN, 255DIN
- 15,84/16,13
- 72-93-96/77-94-101
- 7,8 В - 117 с/
7,9 В - 133 с
- 9,2 В - 1,9 мин/
9,3 В - 2,7 мин
- 9,2 В - 2,52 мин/
9,4 В - 2,85 мин
В целом - неплохо. Сбой при втором испытании стартерных характеристик был исправлен при последней попытке.
Фото 16
Заявленная АКТЕХ,
торговая Свирск,
марка Россия
Фирма, Московское
предоста- представительство
вившая ООО "АкТех"
изделие
Ориентиро- 990 руб.
вочная цена
- 425EN, 255DIN
- 15,97/15,66
- 70-94-101/52-93-98
- 7,7 В - 125 с/
7,8 В - 139 с
- 9,2 В - 2,45 мин/
9,2 В - 2,5 мин
- 9,3 В - 2,63 мин/
9,3 В - 2,71 мин
Батарея из магазина явно залежалась - ее резервная емкость достигла приемлемой величины только к третьему измерению. На втором испытании стартерных характеристик один аккумулятор чуть-чуть не добрал до требований ГОСТ, но затем исправился.
Фото 17
Заявленная HOPPENERGY
торговая (Хоппэнерджи),
марка ООО "Электро-
заряд", Щелково,
Россия
Фирма, ООО "ПКФ
предоста- "Транссервис",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 890 руб.
вочная цена
- 420EN, 255DIN
- 14,37/14,55
- 86-90-95/87-89-101
- 7,9 В - 150 с/
8,0 В - 158 с
- 9,0 В - 2,97 мин/
9,2 В - 2,28 мин
- 9,2 В - 3,01 мин/
9,3 В - 2,64 мин
Хорошая резервная емкость и нормальные стартерные характеристики.
Фото 18
Заявленная ВСА
торговая (Востсиб-
марка аккумулятор),
Свирск, Россия
Фирма, ООО
предоста- "ВСА",
вившая
изделие Екатеринбург
Ориентиро- 680 руб.
вочная цена
- 420EN, 255DIN
- 16,3/16,77
- 53-90-96/49-81-94
- 7,7 В - 128 с/
7,9 В - 123 с
- 9,2 В - 2,02 мин/
9,4 В - 2,33 мин
- 9,3 В - 2,57 мин/
9,4 В - 2,68 мин
Одна "сибирячка" оказалась самой тяжелой из всех - аж 16,77 кг. Резервная емкость в состоянии поставки маловата - недаром после третьего цикла она удвоилась. Стартерные характеристики нормальные - сбой на втором этапе был исправлен на третьем.
Фото 19
Заявленная КАТОД,
торговая Санкт-Петербург,
марка Россия
Фирма, МОИИ
предоста- "Катод",
вившая
изделие Москва
Ориентиро- 990 руб.
вочная цена
- 430EN, 255DIN
- 14,64/14,22
- 71-90-98/41-78-90
- 7,7 В - 148 с/
7,8 В - 110 с
- 9,1 В - 2,88 мин/
9,2 В - 1,63 мин
- 9,3 В - 2,92 мин/
9,4 В - 2,29 мин
Магазинный "петербуржец" оказался хуже фирменного - тот замечаний не вызвал, а вот этот и резервную емкость имел маленькую, и нашему ГОСТу соответствует не полностью. Бывает...
Фото 20
Заявленная ЗИД (Завод
торговая имени Дегтярева),
марка Ковров, Россия
Фирма, ОАО
предоста- "Завод имени
вившая В. А. Дегтярева",
изделие Ковров, Россия
Ориентиро- 900 руб.
вочная цена
- 255 А
- 16,4/16,24
- 50-89-95/88-95-100
- 7,0 В - 163 с/
6,9 В - 148 с
- 8,8 В - 3,07 мин/
9,2 В - 2,85 мин
- 9,3 В - 2,9 мин/
9,3 В - 2,95 мин
Резервная емкость в состоянии поставки могла бы быть и побольше, но после трех циклов батареи "очухались", особенно первая. Европейский стандарт им не по душе - не дотянули. Зато наш ГОСТ им понравился больше - не с первого раза, но выдержали.
СЛОВАРИК
Резервная емкость - величина, характеризующая период, в течение которого батарея обеспечивает разряд током 25 А до напряжения 10,5 В. Фактически резервная емкость определяет время, в течение которого аккумуляторная батарея способна поддерживать работу бортовых энергопотребителей суммарной нагрузкой в 25 А при движении автомобиля с неисправным генератором ночью в условиях плохой видимости. Конкретная величина резервной емкости современными стандартами не оговаривается.
Так выглядел в XVIII столетии наш испытательный центр... Ныне здесь расположен Научно-исследовательский испытательный институт МО РФ.
СЛОВАРИК
Ток холодной прокрутки - это указанный изготовителем согласно стандарту EN ток разряда, который отдает батарея при температуре минус 18°С в течение 10 с. Напряжение на клеммах при этом не должно снижаться ниже 7,5 В. Вторая фаза испытаний проходит при величине тока, равной 0,6 от предыдущей - время разряда до напряжения 6 В не должно быть менее 90 с. Подобный алгоритм объясняется тем, что самая большая нагрузка на батарею приходится на первые секунды пуска, особенно при низких температурах.
СЛОВАРИК
Стартерный ток, указанный изготовителем согласно ГОСТ, - это ток разряда, который отдает батарея при температуре минус 18°С в течение 30 с, при этом напряжение на клеммах не должно упасть ниже 9,0 В. Дальнейший разряд указанным током до напряжения 6,0 В должен продолжаться не менее 2,5 мин.
НЕ ОШИБИСЬ (наша справка)
Говорят, что емкость измеряется в ампер-часах...
В ампер-часах измеряют не емкость, а количество электричества ("заряд"). Единица его - кулон. 1 Кл = 1 А.с. Соответственно 1 А.ч = 3600 Кл. Количество электричества, запасаемое в аккумуляторе, зависит от напряжения. Поэтому емкость определяется не просто зарядом, который способен принять аккумулятор, а тем, который можно в него "закачать" при определенном напряжении на выводах батареи. А это, согласитесь, не одно и то же. Если при "закачке" одного кулона напряжение поднимается на один вольт, такая емкость равна одной фараде. 1 Ф - это единица измерения емкости в системе СИ. Кстати, в популярной некогда системе СГС емкость измеряли... в сантиметрах!
Отметим, что "бошевский" справочник, говоря об аккумуляторах, дипломатично указывает: "Емкость ОЦЕНИВАЮТ в ампер-часах..." Не измеряют, а оценивают! Аналогично в европейском стандарте EN - его составители знают, что под номинальной емкостью понимают электрический заряд в ампер-часах...
НЕ ОШИБИСЬ (наша справка)
На аккумуляторе написано: 75 А.ч. Кто-то посчитает, что сможет "выкачивать" из него по одному амперу в течение 75 часов, либо 75 ампер в течение 1 часа...
Ничего подобного! Эта надпись говорит только о том, что в течение 20 часов при температуре 25°С вы можете разряжать свой аккумулятор током, равным 75/20=3,75 А - и не более! При этом в конце разряда напряжение на выводах аккумулятора не должно опуститься ниже 10,5 В. Емкость аккумулятора очень зависит от величины разрядного тока (см. рис.). И если вам захочется разрядить его током, скажем, 150 А, то считайте, что надпись 75 А.ч "превратилась" в 25 А.ч - несколько минут он протянет... Американцы давно считают подобные надписи бесполезными и перестали ими пользоваться. Для них главное - ток.
Зависимость емкости батареи 6СТ-75 от величины разрядного тока при 25°С.
НЕ ОШИБИСЬ (наша справка)
Напряжение и ЭДС - это одно и то же?
Не совсем так и даже совсем не так. Любой аккумулятор всегда имеет внутреннее сопротивление, поэтому при заряде батареи напряжение всегда больше, чем ЭДС, а при разряде - всегда меньше. Напряжение зависит от величины тока и внутреннего сопротивления аккумулятора, а ЭДС в основном определяется плотностью электролита.