Догоняя поезд

ДОГОНЯЯ ПОЕЗД

ЭКОНОМИКА

/ИНВЕСТИЦИИ

ДОГОНЯЯ ПОЕЗД

НУЖНЫ ЛИ НАШЕМУ АВТОПРОМУ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОГО УРОВНЯ?

ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ

Почему у нас не могут делать хорошие машины? Очень многие задают этот невинный вопрос, затрагивающий массу обстоятельств - от конструкции автомобиля до компонентов, из которых он состоит. О них-то и поговорим. Как справедливо заметил на заседании правительства РФ глава Минпромнауки Илья Клебанов, "без новых, соответствующих мировым стандартам компонентов, что бы мы с вами ни придумали, качественного автомобиля нам не создать".

Сегодня часто услышишь: отечественные предприятия не способны производить такие компоненты: технология и оборудование устарели, на покупку новых нет средств, а потому не обойтись без инвестора, лучше всего - иностранного. К сожалению, это правда, но - не вся. Дайте сейчас нашему производителю все самое современное - и он, скорее всего, вылетит в трубу. Потому что АвтоВАЗу, ГАЗу и др., вообще говоря, компоненты мирового уровня не нужны. Им подавай попроще, чтобы можно было собирать автомобили ценой 5 тысяч долларов, ведь дешевизна - единственное достоинство родимых "лад" и "волг".

Предприятиям с иностранными инвестициями все же легче по многим статьям, особенно если инвестор именит, богат и чувствует себя на предприятии хозяином. Такого интересует не сиюминутная прибыль, а выход на перспективный рынок страны, имеющей вдобавок недорогие ресурсы. Он может позволить себе работать на тот же тольяттинский конвейер по приемлемым для АвтоВАЗа ценам.

Вот примеры. В Чистополе (Татарстан) фирма "Сименс ФДО" имеет 76% в уставном фонде совместного предприятия, которое возникло в 1996 году на базе местного часового завода "Восток" (немецкая сторона вложила несколько миллионов марок). СП поставляет АвтоВАЗу комбинации приборов для 50-55% автомобилей "девятого" семейства и для 80-85% "пятнадцатого". Кроме того, обеспечивает тахографами ("черными ящиками") КамАЗ, ПАЗ и белорусский МАЗ. "Разместив производство большинства комплектующих в России, мы вышли на уровень российских цен", - поделился с нами директор СП Владимир Киржнер.

В Саратове фирма "Бош" имеет СП с АвтоВАЗом (доля "Бош" - около 99%) по выпуску компонентов электронного впрыска топлива. В 2002 году изготовлено 293 тыс. блоков управления двигателем, более 2 млн. датчиков кислорода и т. д. Комплектующие тоже локализованы (поступают от российских производителей).

Но оставим пока примеры. Лучше напомним о тех препонах, которые сдерживают инвесторов.

- Больше всего мешает таможня с ее придирками и волокитой, - рассказал нам В. Киржнер. - Мы ввозим некоторые комплектующие, которые в России сегодня не могут производить, - и оформление деклараций длится до трех недель вместо 10 дней, предусмотренных таможенным законодательством. Иностранцам трудно понять такие особенности нашего рынка.

Да, непонимание национальных особенностей губительно для инвестора. Мы позвонили в подмосковное ЗАО "Аутолив", принадлежащее на 100% одноименному шведскому концерну. От фирмы в Дубне, основанной в 1996 году и выпускавшей ремни безопасности, остался только юридический адрес. Оборудование вывезено за рубеж, прошедшие обучение в Швеции работники уволены. "Аутолив" делал главную ставку не на ремни, а на подушки безопасности и наивно предлагал их нашим автозаводам. Не понадобились.

Кто-то скажет: плохо изучали наши законы. Впрочем, в них зачастую сам черт ногу сломит, а не то что иностранец.

- Они неоднозначны, можно понимать их и так и сяк! - возмущается Александр Клевлин, президент вазовской Ассоциации производителей автомобильных компонентов. - А закон о защите иностранных инвестиций вообще не работает - одни лозунги да декларации.

Каков же общий объем иностранных инвестиций в производство автомобильных компонентов в России и как он изменялся по годам? Куда мы только не стучались с этим вопросом, но так и не получили ответ. В комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи высказали мнение, что этих цифр вообще никто не знает.

Крайне сомнительно, что где-то существует и реестр российских производителей автокомпонентов. АвтоВАЗ, разумеется, знает своих поставщиков, а НАПАК (Национальная ассоциация производителей автокомпонентов) - 80 своих членов, но ведь производителей, не говоря уже о потенциальных, в десятки раз больше!

"Форд" держит в России 25 специалистов, которые мотаются по стране в поисках достойных партнеров. Перебрав более двухсот предприятий-кандидатов, отобрали пять. Эти цифры говорят не только о низком уровне нашей автокомпонентной промышленности, но и о том, что никто по-настоящему не заинтересован в притоке туда иностранных инвестиций. Иначе бы создали информационную базу - скажем, под эгидой Торгово-промышленной палаты, - чтобы каждый следующий инвестор не начинал поиски с нуля и не транжирил время, которое, как известно, деньги...

И все же, несмотря ни на что, иностранные инвесторы тянутся в Россию. Пара свежих примеров: в Жигулевске строится аккумуляторный завод мощностью 1 млн. батарей в год, принадлежащий на 90% испанской компании "Тюдор", а в Воронеже на базе шинного завода финская компания "Нокиан Тайрес" и российская "Амтел" собираются выпускать на паритетных началах современную "обувь" для автомобилей...

"Упускаем, может быть, последнюю возможность войти в мировой рынок комплектующих изделий для автопрома", - писали мы около двух лет назад (ЗР, 2001, № 1). Спокойно! Кажется, все-таки вскочим на подножку уходящего поезда.

Подпишитесь на «За рулем» в