На волне памяти
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ФЕСТИВАЛЬ
НА ВОЛНЕ ПАМЯТИ
"ЭКЗОТИКА-2002" - СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН, АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ
На стоянке перед въездом на Тушинский аэродром в Москве "дачная", с обширным багажником на крыше, "четверка" расположилась бок о бок с чопорным "Бентли". А на самом поле обвешанная, как новогодняя елка, "красивостями" "Ока" мирно соседствовала с великолепно отреставрированным "Майбахом". Это - "Экзотика" - шумная и сумбурная, эклектичная и народная, немного обалдевшая от палящего зноя, пива и... как никогда, интересная.
Мало кто ожидал, что представляемый здесь из года в год "дежурный" набор экспонатов вдруг взорвется неожиданными премьерами - такими, которые дают счастливую возможность прикоснуться к истории автомобиля. И не по-книжному, а ощущая дыхание времени, скажем, через причудливые изгибы крыльев, к которым можно притронуться, через воздух кожи и дерева салонов, которым можно подышать.
Московскому фестивалю нынче стукнуло шесть лет. "Экзотика" - не только "колеса", а еще и летопись прошедшего века - история взаимоотношений автомобиля и нескольких поколений наших автомобилистов...
Романтические 30-е - первый золотой век автомобиля. Вот представители народных машин: простенький, тесный, но обаятельный "БМВ-Дикси" - немецкий потомок английского "Остина" и миниатюрный кабриолет НСУ-ФИАТ 500 - германская версия знаменитого итальянского "Тополино". По соседству высокая экзотика - гоночный французский "Делаэ-135 МS" - 140 породистых "скакунов" под капотом и изящный "Мерседес-Бенц 230", помнящий еще страшные времена расцвета "тысячелетнего рейха".
Во второй половине 40-х такие машины поражали наших дедушек комфортом, надежностью, красотой. Для кого-то из вчерашних солдат трофейный автомобиль впервые дал возможность стать "частником".
Немного машин с тех пор сохранилось в первозданном виде. Увы, теперь на "Экзотике" почти не увидишь тех, кто прожил с авто полвека, сумев поддерживать его на ходу, почти не используя современные узлы и детали. Потомки первых владельцев относились к наследству проще: пристраивали под капоты моторы "Волги" и "газона", под кузов - новые мосты, а в салон - "москвичовские" и "жигулевские" сиденья. Кузова перекрашивали (в последние годы все больше металликом, запасы которого у "реставраторов", похоже, неиссякаемы) и "украшали" хромом.
Но времена, когда "старичок" служил единственным транспортным средством деду, отцу, а затем и внуку, к счастью, уходят, да и "реставрация" путем имплантации современных узлов, похоже, уже не в моде. Нынче на "Экзотике" дебютировали несколько профессионально восстановленных машин родом из 30-х. Качество работы их реставраторов способно привлечь внимание даже на солидных международных выставках.
Машины 40-50-х совсем недавно числили не заслуженными ветеранами, а просто престарелыми тружениками. Где-нибудь в глубинке четыреста первые "москвичи" и "победы" и сегодня неторопливо возят своих владельцев по будничным делам. Еще пару лет назад в Тушине стояли длинные ряды разрушаемых ржавчиной, неухоженных машин. Нынче таких почти нет. Лицо сегодняшней "Экзотики" - аккуратно, близко к оригиналу, восстановленные отечественные автомобили.
Рядом с ностальгическими "волгами" и ЗИМами шикарные заокеанские гости - свидетели эпохи, когда мы верили, что скоро "догоним и перегоним Америку". Отпрыски тех, кто с замиранием сердца рассматривал абсолютно недоступные "кадиллаки" и "форды" на московской выставке 1959-го, до дыр залистывал красочные заморские проспекты, сегодня привозят в Россию и выкатывают на всеобщее обозрение те самые дорожные крейсеры. Необъятные мягкие диваны, гигантские моторы, увенчанные огромными "шляпами" воздушных фильтров, и килограммы хрома, блестящего на сегодняшнем московском солнце, как некогда на калифорнийском.
Машины 60-70-х тоже становятся историей. Много ли вы встречали оригинальных, а не "улучшенных" поздними наслоениями "горбатых" "запорожцев" и несгнивших "мерседесов" тех лет? Нынче их легче всего увидеть на "Экзотике".
В век массовых моделей нам, конечно, хочется чего-то индивидуального, необычного. Каждый решает эту проблему сообразно своим возможностям и пристрастиям. Можно ошеломить зрителей полноприводным монстром с кузовом "Волги" или оглушить публику сверхмощной самодвижущейся аудиосистемой. Но далеко не всех это волнует.
Те, кому сам по себе автомобиль все же интересней, находят на московском фестивале бальзам для души. Кого-то привлекают шведские оригиналы - СААБы, иных очаровывают итальянки от "Альфа-Ромео", а истинные "жуководы" не изменяют народному немцу. Заметим, между прочим: толчок клубному движению (теперь в столице несколько десятков неформальных объединений!) в свое время дала именно "Экзотика..."
Говорят, рижский "Мотор-музей" приобрел недавно хорошо сохранившийся VAZ 2103, не дожидаясь, когда самые престижные некогда "Жигули" придется поднимать из руин. Судя по нынешней "Экзотике", мы тоже сможем показывать детям 40-е "москвичи", первые "двадцатьчетверки" и даже ЗИСы не только на фотографиях.
Одна из самых заметных премьер "Экзотики" - герой спортивных трасс "Делаэ-135 МS" 1936 года с 3,6-литровой "шестеркой", позволяющей развивать 150 км/ч.
С таким материалом работают реставраторы. Пройдет время и "Хорьх-951" обретет вторую молодость.
В 1933-1936 гг. было сделано чуть больше 3500 "мерседес-бенцев 290" на стандартном (не удлиненном) шасси. Этот "кабриолет В" восстановлен мастерской "Техноклассика".
Стопроцентный американец - " Шевроле Импала" 1958 года - 8 цилиндров, 6 литров, 250 "лошадей".
Первый владелец "Альфа-Ромео Джулия" со 130-сильным мотором и кузовом "Бертоне" вывел ее из римского автосалона на улице Грегорио VII дом 392 (на машине сохранилась соответствующая табличка) 30 лет назад. Спортивная "Альфа" по-прежнему в полном здравии и даже приехала в Москву с Украины.
Бабушка нынешней "Шкоды" - "Фелиция" 1959 года.
В мире осталось совсем немного "живых" "майбахов". Из них несколько в России, в том числе 120-сильный SW 42 с кузовом прославленного немецкого ателье "Шпон".
Оттепель, кукуруза, курс на коммунизм и... ЗИЛ-111. Лимузин с 200-сильным двигателем представила мастерская "Молотов-Гараж".