Голосистые двери

ГОЛОСИСТЫЕ ДВЕРИ

РЫНОК

/МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН

ГОЛОСИСТЫЕ ДВЕРИ

ПОДБИРАЕМ И МОНТИРУЕМ АКУСТИКУ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

Помечтав о привлекательных перспективах типа чейнджеров и проигрывателей МР3, возвращаемся к первоначальной задаче. Напомним: хотелось нам добиться максимально возможного качества звучания при минимальном ущербе бюджету. Нехватку наличных не возбранялось компенсировать приложением подручных средств и умелых рук. Что ж, продолжим путь к цели.

В статье "Звук бюджетного окраса" (ЗР, 2002, № 4) мы уже размышляли о том, как улучшить звучание "автомузыки", обойдясь вовсе без капиталовложений. Занятие увлекательное, но увы: было заранее ясно, что дальнейший прирост качества все же потребует некоторых финансовых вливаний. А самое сложное, самое главное и самое трудоемкое в любом автомобильном "оркестрике" можно объединить одним термином - акустика. Именно ее желательно сделать, как говорится, раз и навсегда - она будет востребована при любом раскладе сил. Этим и займемся - начнем с фронтальной акустики. А финансовую планку установим на отметке 100 долларов.

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА

В дверях современных переднеприводных ВАЗов уже предусмотрены неплохие штатные места под акустику - именно туда обычно прикручивают динамики диаметром 13 см умельцы из автосалонов. А мы торопиться не будем.

Дело - не в размере. Конечно, 16 см лучше, чем 13, но подробнее об этом чуть попозже. А пока отметим: даже 13-сантиметровые динамики смогут зазвучать так, чтобы испортить настроение завистливому соседу. Только для этого ни в коем случае нельзя прикручивать их "в лоб" к дверным потрохам. В первую очередь это относится к дешевеньким изделиям, которыми одаривают хитрые дилеры при "предпродажной подготовке". А почему?

Да потому, что динамик нужно устанавливать только на ровную и плоскую поверхность - наличие ребер жесткости и выштамповок противопоказано ему по определению. Попытки силой притянуть динамик к штатным дыркам обязательно перекосят нежную конструкцию, что приведет к заметным искажениям его голоса. И хотя понятно, что при этом штампованные "корзинки" ширпотребовских акустических систем сдадутся гораздо быстрее, чем литые каркасы именитых изделий, не стоит портить жизнь ни тем, ни другим. Тем более, что проблему можно решить с помощью пары кусков фанеры...

Простейший способ получить требуемую плоскость - вырезать из подходящей деревяшки кольцо-проставку толщиной от 6 до 20 мм. Конкретные размеры вычислить несложно - габаритные шаблоны для "самоделкиных" придаются в комплекте с динамиками, а толщину проставки определяем по месту: динамик нужно максимально удалить от поверхности дверного стекла, но не выйти при этом за границы наружной обшивки двери.

Можно, конечно, и выйти, но такая работа требует отдельного описания. Сегодня постараемся обшивку не трогать.

Подготовленную проставку хорошо бы пропитать олифой или покрасить, чтобы не сгнила раньше времени. А если в хозяйстве найдется герметик, стоит обработать им посадочные места в двери - щели нам не нужны. Теперь на гладенькую поверхность ставим динамик.

...А КАКОЙ?

Здесь-то и понадобятся припасенные денежки - предстоит купить хорошие компонентные динамики с высокой отдачей. Вариантов довольно много - от необъятного множества изделий независимых производителей до продукции фирм-гигантов Sony, JVC, Alpine, Pioneer, Clarion, Kenwood и т. д. Возьмем на себя смелость порекомендовать следующие три: MTX T 3.5e, MB QUART DSC 213 или Morel Millenium 5. Все - достойные двухкомпонентники, краснеть за них не придется. В комплекте - "пищалочки", НЧ/СЧ-динамики и кроссоверы (напоминаем, что так называют разделительный фильтр, через который динамики подключают к усилителю). "Пищалочки" из комплекта поставим на стойки ветрового стекла, чуть отвернув их от слушателя - как правило, этот нехитрый прием срабатывает сразу, без дальнейших подстроек и перестановок. А кроссовер лучше приладить не внутри двери, а под "торпедо" - там климат лучше. Но в любом случае постарайтесь вскрыть коробочку с этим самым кроссовером и промазать выводы радиоэлементов термоклеем - хуже не будет.

Заговорив про клей, мы невольно вспомнили про одну важную технологическую операцию, которую чуть было не упустили из виду. Поскольку передние двери машины превращаются в... корпуса колонок, их необходимо вибродемпфировать.

"КЛАССИЧЕСКОЕ" РЕШЕНИЕ

Обладателям "жигулей" аналогичные музыкальные проблемы покажутся чуть менее сложными - все дело в дверях. Это на моделях от 2108 и далее они непростой формы, а на "классике" - плоские. А раз так, то и возни меньше. Более того, есть шанс отличиться: в такие двери легко пристроить не только 13-, но и 16-сантиметровые динамики! Конечно, первые разместить проще, они влезают чуть ли не в любое свободное место, но возможность добавить по несколько "дюймов музыки" в каждую дверь упускать не стоит. В остальном, как говорится, смотри параграф первый.

САМАРСКИЕ НАПЕВЫ

Возвращаясь к "восьмеркам" и "девяткам", посоветуем их владельцам ни в коем случае не запихивать динамик выше подлокотника. Влезть он влезет, а вот разгуляться ему будет негде: все его труды достанутся вашим локтям...

Тот, кто ну очень не хочет копаться во внутренностях дверей, попытается схалтурить. На "Самаре" с "высокой" панелью можно задействовать ее штатные места. Повозиться все равно придется, чтобы заткнуть подходящим мягким материалом все щели и дыры, создавая динамикам герметичный объем. Результат окажется... скажем так, на два порядка хуже, чем при доработке дверей, но лучше, чем "ничегонеделание". К тому же этих динамиков не будет видно снаружи.

А как же упомянутое выше вибродемпфирование и прочие тонкости? Обязательно о них поговорим, но - в следующий раз.

Подпишитесь на «За рулем» в