Будьте здоровы!
ТЕХНИКА
/ПРОФЕССИЯ
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ И ФИРМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Первые санитарные автомобили появились на рубеже XIX- XX вв. Уже тогда медицинские машины можно было разделить на две группы. Одну составили фургоны, в которых перевозили больных: по современной терминологии - "скорая помощь". На электромобиле "Коламбия" осенью 1901-го в больницу доставили раненого президента США Уильяма Мак-Кинли. Во второй категории - обычные легковые машины, используемые докторами на вызовах, по назначению близки к современным "неотложкам". Их век принято отсчитывать от двухместного "Опеля-4/8 PS Докторваген" 1908 года - недорогого и крепкого транспорта, полюбившегося сельским врачам.
В принципе, "неотложкой" может стать любой автомобиль. Ведь основная задача машины - привезти врача к больному, которому не требуется госпитализация. У нас относительно недавно эту роль играли даже обычные "москвичи". Впрочем, машины, где на всякий случай есть носилки, все-таки предпочтительней. Поэтому когда-то для медиков переоборудовали длинные представительские модели, например ЗИМ и даже лимузин ЗИС-110; теперь используют универсалы.
Наращивая их длину и высоту, делают "скорую помощь" - машину, в которой врач может работать в пути. Такие автомобили и сегодня в небольших количествах строят даже на базе дорогих "мерседесов". Однако удобней, конечно, микроавтобус.
Стандартный набор линейной (то бишь многофункциональной) машины - носилки, легко превращающиеся в тележку, кресло-каталка, приспособления для фиксации переломов, "кислород", дефибриллятор, кардиограф. Помимо этого, на борту - большой запас медикаментов, одноразовое (увы, не везде) белье. Собственно, городские службы до сих пор не могут похвастать богатым оборудованием... зато благодаря страховой медицине, не всем, правда, доступной, появились прямо-таки западные "амбулансы".
Автомобили для специальных бригад - педиатрических, реанимационных, травматологических отличаются от "линеек" оборудованием. Внутренняя высота реанимобилей, как правило, не менее 1800 мм (впрочем, сейчас большинство линейных "скорых" такие же). Носилки двигаются по салону, чтобы врач мог, как в операционной, подойти к пациенту с любой стороны.
Медицинским оборудованием автомобиль начиняют, как правило, специализированные фирмы. Иногда комплектный врачебный модуль просто монтируют на стандартное шасси. Так часто делают американцы, используя рамную конструкцию больших пикапов.
Чтобы обслуживать больных, от машины или шасси требуются прочная и одновременно обеспечивающая плавность хода подвеска (на "санитарки" часто ставят усиленные пружины), маневренность, мощный генератор, подающий электропитание для профессионального оборудования. Кстати, сейчас многие "скорые" оснащены трансформаторами, чтобы запитывать бортовую сеть от 220 В. Большинство современных машин оборудовано кондиционерами.
"Скорой", конечно, необходим двигатель, гарантирующий отменную динамику. Поэтому современные кареты, не экономя, часто оснащают мощными бензиновыми или самыми "продвинутыми" дизельными моторами с турбонаддувом.
Помимо массовых "санитарок", службу несут редкие специфичные автомобили - стоматологические, рентгеновские и прочие кабинеты, даже операционные. В отличие от "скорых", они не предназначены для работы медиков на ходу, поэтому их база - стандартные грузовики или автобусы.
Хорошо, конечно, что в арсенале современных айболитов - богато оборудованные машины... Но лучше на них не ездить: будьте здоровы!
ПОД СИРЕНОЙ ПОЛЕТАЕМ
Круги перед глазами, шум в голове... Как вызывал "скорую", не помню...
20.00. Адрес Тушинского техцентра я, видимо, все же назвал: на пульт службы экстренной медицинской помощи (здесь работают с клиентами страховых компаний) поступил вызов. Оператор из шести бригад выбирает ближайшую свободную и связывается с ними по сотовому телефону. Максимум через полчаса доктор должен быть у больного.
20.09. За воротами прошуршали шины, хлопнули дверцы, и в боксе "За рулем" впервые прозвучало: "Скорую вызывали?". Из профессионального интереса отмечаю: бригада прибыла на "Фольксвагене-Транспортер".
20.10. "На что жалуетесь?" Пока я собирался с мыслями и с трудом облекал их в слова, доктор померил давление, внимательно посмотрел в глаза и скомандовал: "Носилки!". Видимо, я оказался вполне транспортабелен... и то хорошо.
20.13. Перебираюсь на носилки. Глупое ощущение: с каждой минутой самочувствие улучшается; что дальше-то будет? А дальше - меня пристегнули ремнями, очень похожими на обычные автомобильные, и покатили к выходу. С облегчением услышал напутствие: "Головой вперед!".
20.14. Тем же порядком грузимся в карету скорой помощи. Носилки "убирают шасси" и легко въезжают в салон, точнее, мобильную больничную палату.
20.16. Тут явно больше возможностей для врачевания. Из кислородной маски с тихим шипением пошла свежая струя. С "антресолей" появляется капельница, которую закрепляют на специальном кронштейне. "Бардачков" и полочек для мелочей здесь раз в пять больше, чем в легковом автомобиле. Из открытых дверок потянуло аптекой...
20.25. Палата трогается в путь. Немного потряхивает на выбоинах, но в целом вполне комфортное перемещение... и если бы не мысль, что тебя везут на "скорой", совсем похоже на плацкартный вагон. Вот взвыла сирена - мы поворачиваем на Волоколамку. Интересно, столь плавный разгон объясняется деликатностью миссии или слабостью мотора?
20.33. Восемь минут - и мы на Бассейновой улице. Честно говоря, в настоящей большой больнице становится страшновато... как перед визитом к любому врачу.
20.34. В окружении бригады "скорой помощи" волей-неволей вспоминаешь одноименный сериал. Тем более, что катят меня довольно быстро, умудряясь еще и капельницу держать! Все, сдан с рук на руки... и с носилок на носилки.
Кстати, о носилках. Как матрешка, автомобиль скорой помощи начинен еще парой транспортных средств. На первом я уже полежал, а второе - кресло - используют в тесных подъездах и лифтах, если, конечно, позволяет состояние больного. Под коротким "фольксвагеновским" носом - атмосферный 2,4-литровый дизель мощностью 57 кВт/78 л. с. База - 3320 мм, полная масса - 2,7 т. Мотор слабоват, резкого разгона не получится. Господа водители, увидев летящую под сиреной "скорую", уступайте дорогу заранее!
Вернувшись на подстанцию, автомобиль готовится заступить на очередное дежурство. При сдаче смены его моют и, если надо, дезинфицируют. Разумеется, бригада пополняет запас медикаментов, одноразового белья и инструментов; при необходимости меняют блок "кислорода".
Бригада готова к новому выезду. Они бывают самые разные - и из Энгельса пациента возили, и при ДТП свидетелями были, и помощь оказывали (разумеется, ни о какой платной страховой медицине речь не шла - с клятвой Гиппократа здесь строго), и откачивали сердечников... А вот симулянтов до меня не было! Так что "мой" вызов тоже оказался необычным: медики сотрудничали с журналом "За рулем", чтобы рассказать о столь важной профессии автомобиля - карета скорой помощи.
"Минерва-КК" 1914 года.
У британской "неотложки" МG-ZT-T с 2,5-литровым мотором поистине спортивная прыть. Максимальная скорость - свыше 220 км/ч.
"Мерседес-Бенц-313CDi" с турбодизелем мощностью 95 кВт/ 129 л. с.
Типичная американская
"скорая" - медицинский модуль на прочном шасси "Форд-F350".
Реанимобиль ГАЗ-32214 "Газель"
комплектуют специальным оборудованием.
Когда-то эта ветлечебница на шасси автобуса "Кароса" действительно была мобильной.