Не виноватый я!
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/АВАРИЯ
НЕ ВИНОВАТЫЙ Я!
ТЕКСТ / ИГОРЬ КОРОВИН, АЛЕКСЕЙ ПРЕДКОВ
ФОТО / ИГОРЬ КОРОВИН
Едва мы с сотрудниками ДПС 6 отдела ГАИ Москвы выехали на Садовое кольцо, как увидели первого нарушителя. По встречной полосе неслась, объезжая поток, черная "Ауди" с триколором.
И ведь ничего с ним не сделаешь. Кто-нибудь зазевается, и все, приехали, авария. Так этот еще будет во всем обвинять других. Такие всегда правы...
Вообще это свойственно, наверное, каждому - оправдывать себя и обвинять кого-то другого. Тем более тем, кому позволено многое. Даже слишком: безнаказанно (и санкционированно!) нарушать закон. Впрочем, это другая тема. А как ведут себя рядовые, среднестатистические водители, попав в дорожно-транспортное происшествие? Как оценивают его причины и свою роль в нем?
Дежурный сообщает об аварии. Мы спешим к месту ДТП. Дом № 18 по Новинскому бульвару, напротив посольства США. Машины здесь бьются регулярно: два транспортных потока сливаются в один. Большая часть вылетает из-под тоннеля под Новым Арбатом, меньшая вливается в Садовое кольцо справа. В этом-то месте и стоит " Джип Чероки" - в его заднюю правую дверь врезалась вазовская "четверка".
- Я из тоннеля выезжал, хотел сразу направо в переулок свернуть, а тут этот, - тыча пальцем в сторону водителя "четверки", говорит "джиповод". - Мне фарами моргнул, типа, пропускает. Ну, я поехал, а он мне - в бок.
- Я для того и сигналил, чтоб ты меня заметил и остановился! - как-то по-детски обиженно оправдывается хозяин "Жигулей".
Несмотря на откровенную вину, водитель "джипа" сам ее так и не осознает. В объяснительной записке пишет: "Я увидел, что VAZ 2104 притормаживает и сигналит мне фарами, и решил, что его водитель меня пропускает".
Что примечательно, не считают себя виновными даже те, кто въехал в чью-то корму и чья вина в общем-то очевидна. Вот другое ДТП: на Зубовской площади "Жигули" врезались сзади в "Ауди". Водитель "пятерки" буквально орет на иномарочника: "Ты как тормозишь? Твоя иномарка встает, как вкопанная, а чтобы мою остановить, нужно ее мордой обо что-нибудь приложить". Понятие "безопасная дистанция" ему, видимо, не знакомо. И, вероятно, даже после того, как он заплатит за ремонт "Ауди", все равно будет ездить так же, уверенный в собственной правоте.
На Садовом - спокойно. Это значит, как всегда, множество машин, но километровых пробок нет. Патрулируем, а инспектор делится впечатлениями на тему:
- Бывает, остановишь водителя: ну, совершенно явное нарушение - выезд на встречную полосу. А он: "Да я всего чуть-чуть, одним колесиком. Уходил от удара, можно сказать, ДТП предотвратил. Вы лучше накажите того, кто меня подрезал!"
Послушать его - можно медаль давать, такой он правильный. И ведь это не для того, чтобы избежать наказания, - он, действительно, свято верит в то, что говорит!
Вот и эти - причем все! - считают себя правыми. На одной из полос Садовой-Триумфальной стоит сломавшаяся "Газель". Те, кто в ее полосе, пытаются объехать. Те, кто в параллельных, естественно, не пускают. "Бодаются" друг с другом, корчат страшные гримасы, жестикулируют. А случись ДТП... Чувство собственной непогрешимости - штука опасная. Из-за него, как правило, любая ситуация на дороге трактуется в пользу себя, любимого: если ПДД на моей стороне - никто из окружающих не смеет ошибиться или нарушить. Но если надо мне, то правила правилами, а "они же должны понимать".
На Садовую-Спасскую из Уланского переулка выскакивает красная "десятка". Бортовой УАЗ в правом ряду шарахает по тормозам так, что его заносит. Слава богу, аварии не случилось. Легковушка как ни в чем не бывало поспешила дальше. Интересно, что думал ее водитель, выезжая на главную дорогу? А может быть, он просто не видел едущий по Садовому "уазик"? И так в жизни бывает. Случись ДТП, он, безусловно, будет виноват. Но, интересно, видел ли "десятку" водитель УАЗа, спрогнозировал ли ее поведение? Судя по тому, как он тормозил, - нет. Он едет по главной дороге, он не обязан, он по определению прав. Возможно, эта мысль утешила бы его, если б пострадал в аварии. Вспомнился случайно увиденный телесюжет про какую-то экзотическую страну: там не разбираются, кто виноват в ДТП, - виноватыми считаются все его участники. Курьез, конечно, но какой-то резон все-таки есть: каждый, кто едет за рулем, должен быть ответственным за безопасность движения.
Смена нашего экипажа подходила к концу. Была она достаточно спокойной: обычно за восемь часов на 16-километровом Садовом кольце случается три-четыре аварии. И напоследок - еще вызов: у Крымского моста, на выезде из тоннеля в задний бампер "Форда-Транзит" въехала передним крылом "девятка".
- Смотри-ка, - инспектор с удивлением показывает мне объяснение водителя ВАЗа, - прямо так и написал: "Перестраиваясь в правый ряд, не рассчитал дистанцию и совершил столкновение с автомобилем "Форд"!" Может быть, он потому такой честный, что машина у него застрахована?
Хотелось бы думать, что не только поэтому. Может быть, люди перестают жить на дороге по законам джунглей, где каждый - за себя.
Водитель "Рено" выехал на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с "Ниссаном". Погибли три человека. Свое поведение водитель "Рено" объяснил тем, что справа его подрезала какая-то иномарка, номеров которой никто не запомнил, и, избегая столкновения, он ушел влево. Свидетелей, видевших подрезавшую иномарку, не было.
Типичная ситуация: водитель "шестерки" стал резко перестраиваться в левый ряд, а там грузовик. Водитель грузовика начал тормозить, но все равно избежать столкновения не удалось. Кстати, водитель VAZ 2106 считал, что в ДТП виноват грузовой автомобиль: "Он должен был меня пропустить, я же включил поворотник!"
В этом ДТП все участники считали себя правыми: они оба двигались на зеленый свет светофора. Так оно и было - светофор оказался неисправен. И, вероятно, за это понесут ответственность дорожники. Но легче ли от этого владельцам разбитых машин, получившим травмы различной тяжести?
Еще один типичный случай. Водитель "Волги" решил развернуться в неположенном месте. Более того, он начал делать это не из крайнего левого, а из правого ряда. О чем он думал в этот момент и как не заметил несущийся навстречу в левом ряду вседорожник, остается загадкой (неправильно оценил скорость?). Водитель "Рейндж-Ровера" тормозил, но технической возможности остановиться у него не было - слишком высока скорость. Виноват водитель "Волги", но аварии не случилось бы, соблюдай вседорожник скоростной режим.