Другая сторона короны

ДРУГАЯ СТОРОНА КОРОНЫ

СПОРТ

/ФОРМУЛА 1

ДРУГАЯ СТОРОНА КОРОНЫ

РУБИТ ЛИ МИХАЭЛЬ ШУМАХЕР СУК, НА КОТОРОМ СИДИТ?

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

ФОТО / "ФОТОБАНК-ALLSPORT"

Одержав восемь побед в одиннадцати гонках, Михаэль Шумахер завоевал пятый чемпионский титул. Корона далась ему легче и быстрее, чем все предыдущие. Правда, первое место немца на Гран-при Франции пытались оспорить: по мнению "Мак-Ларена", незадолго до финиша Михаэль обогнал Кими Райкконена в зоне действия желтых флагов, что запрещено правилами. Судьи отклонили протест - желтые флаги действительно были, но... не было обгона. Чемпион мира не обгонял, а объезжал финна, потерявшего контроль над машиной, поскользнувшейся на масляном пятне.

В любом случае Михаэль стал бы чемпионом неделю спустя, после очередной своей победы в Хоккенхайме. Поклонники "Феррари", конечно, могут торжествовать, но даже в их стане найдешь недовольных ходом чемпионата в целом. Всем хочется большей остроты, увлекательности, неожиданностей на этапах. И феноменальные достижения пилота "Феррари" отнюдь не льют воду на мельницу формулы 1 как великого зрелища. Скорее, наоборот. И вообще - более неудачного момента для "досрочного титула" невозможно придумать.

Бывали у формулы сложные времена, но никогда раньше ее положение "на мировом рынке" не было столь шатким. Во многом это зависит от самого рынка, где царит сегодня экономический кризис. Как следствие, спонсоры более осторожно и не столь щедро вкладывают деньги. Зимой "конюшни" формулы 1 остались без очень многих инвесторов. Первой жертвой пал "Прост" - французская команда обанкротилась и пошла с молотка. И до сих пор ее никто не купил "с потрохами", хотя раньше такой товар не залеживался. Дал течь казавшийся прочным корабль "Джордана" - Эдди всю зиму искал деньги, даже взял в команду Такумо Сату. Не за выдающиеся способности, а за толстый кошелек. В результате команда выступает как бы с одним пилотом: японец очки не зарабатывает, а вот машины ломает.

К середине лета созрел "Эрроуз" - Тому Уокиншо нечем заплатить за поставки моторов. (И вряд ли спасет команду договор его фирмы TWR с московскими властями о постройке трассы в Нагатино...) Нарыв лопнул в Маньи-Кур, где "Эрроуз" умышленно провалил квалификацию, чтобы не стартовать в гонке. Берни Экклстоун, давний друг Уокиншо, по инерции твердит, что Том справится с трудностями, а он, между тем, уже подыскивает покупателя. Наконец, подает сигналы SOS благородный спаситель "Минарди" Пол Стоддарт. Вложив в тонущую команду личные средства, австралийский миллионер обнаружил, что она все равно идет ко дну. Денег не хватает даже на завершение сезона, не говоря о разработке нового автомобиля. Вот и пытается он выторговать ту часть от продажи телевизионных прав, что причиталась разорившемуся "Просту". В общем, если не произойдет чуда, на старт сезона-2003 выйдут уже не одиннадцать, как нынче, а девять команд.

Шеф "Бритиш-Америкен Рейсинг" Дейвид Ричардс говорит, что маленькие "конюшни" всегда балансировали на краю пропасти. "Мы постоянно занимались поиском денег, даже в самые "урожайные" годы. Единственное отличие в том, что сегодня наши главные источники иссякли". Дела BAR тоже идут ни шатко ни валко. Ричардс попытался урезать зарплату Жаку Вильневу: "Мы не можем отдавать четверть бюджета одному пилоту". Тот поднял скандал и, видимо, осенью покинет команду. За ним потянутся почти все спонсоры.

А коммерческий директор "Джордана" Ян Филипс подтвердил, что результаты команд прямо пропорциональны их бюджету. "Наш бюджет составляет примерно 50 миллионов долларов, у "Феррари", насколько известно, порядка 300 миллионов. И этот разрыв, как ни печально, год от года растет. Мы тоже хотим выигрывать гонки, но осознаем, что у нас есть свой потолок. Бедные всегда будут отставать от богатых, потому что не могут вкладывать столько же в новые разработки и нанимать лучший персонал".

Однообразные гонки с предсказуемым результатом отпугивают зрителей. Кто бы мог подумать, что на трибунах домашней трассы Михаэля, "Хоккенхаймринге", останутся пустые места?! Год, два назад о таком и речи быть не могло. (К слову, в Германии нынче 7 миллионов безработных.) Данные о телеаудитории предусмотрительно не разглашаются. По мнению экспертов, потери составляют 10-15% в сравнении с сезоном-2000. Это миллионы созерцателей рекламы. Вот и российское телевидение передвигает на неудобное ночное время трансляции этапов - их рейтинг крайне низок.

Другая большая неприятность кроется в акционерной сущности чемпионата мира. Компания "Кирх Медиа", купив зимой 75% акций холдинга SLEC (коммерческие права формулы 1, ранее целиком принадлежавшие Экклстоуну), весной изволила разориться. Производители, владеющие командами полностью или частично (БМВ, "Мерседес-Бенц", "Рено", "Форд", ФИАТ), рассчитывали выкупить эту львиную долю. Тогда они смогли бы диктовать условия Экклстоуну и, возможно, превратить формулу 1 в нечто иное, придать ей свежести, новизны. Но нет, акции "Кирх" распределят между тремя ее главными кредиторами. Два из них - американские банки, далекие от мысли спасать чужой, "заморский" чемпионат.

И последнее. Экономический кризис ударил по самим автопроизводителям. Головная, американская часть "Форда" завершила прошлый год с огромными убытками. И европейское отделение не случайно пересмотрело вопрос о своем участии в формуле 1 (в отличие от коллег по бизнесу, "Форд" содержит еще и мощную раллийную команду). К счастью, отказа пока не последовало.

Лихорадка у ФИАТа. Итальянский гигант освободил исполнительного директора Паоло Кантареллу от занимаемой должности и продал 34% акций дочерней компании... "Феррари". Причем шеф "Феррари" (фирмы и гоночной команды тоже) Лука ди Монтеземоло ничего не знал о готовящейся сделке, а значит, положение его весьма шатко. Если вдруг контракт Михаэля, заключенный по 2004 год включительно, внезапно оборвется, удивляться не стоит.

Сам Шумахер ничуть не падает духом: "Чемпионат не заканчивается после того, как назван чемпион. Надо же разыграть и другие места, не только первое!" Ему вторит Вильнев: "Даже зная, что в этом году я нипочем не выиграю, мои фанаты увлеченно следят за гонками". Но что еще могут сказать пилоты, связанные по рукам и ногам различными обязательствами? Они вынуждены быть оптимистами. А как иначе, ведь рабочих мест в формуле 1 все меньше и меньше.

ГРАН-ПРИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

7 ИЮЛЯ, СИЛЬВЕРСТОУН

(60 кругов по 5141 м)

1. М. ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 1:31.45,015; 2. Р. БАРРИКЕЛЛО (Бразилия, "Феррари") - 14,5; 3. Х.-П. МОНТОЯ (Колумбия, "Вильямс-БМВ") - 31,6; 4. Ж. ВИЛЬНЕВ (Канада, "BAR-Хонда") - 1 круг; 5. О. ПАНИС (Франция, "BAR-Хонда") - 1 круг; 6. Н. ХАЙДФЕЛЬД (Германия, "Заубер-Петронас") - 1 круг.

ГРАН-ПРИ ФРАНЦИИ

21 ИЮЛЯ, МАНЬИ-КУР

(72 круга по 4251 м)

1. М. ШУМАХЕР - 1:32.09,837; 2. К. РАЙККОНЕН (Финляндия, "Мак-Ларен-Мерседес") - 1,1; 3. Д. КУЛТАРД (Великобритания, "Мак-Ларен-Мерседес") - 31,9;

4. Х.-П. МОНТОЯ - 40,6; 5. Р. ШУМАХЕР (Германия, "Вильямс-БМВ") - 41,7; 6. ДЖ. БАТТОН (Великобритания, "Рено") - 1 круг.

ГРАН-ПРИ ГЕРМАНИИ

28 ИЮЛЯ, ХОККЕНХАЙМ

(67 кругов по 4574 м)

1. М. ШУМАХЕР - 1:25.52,078; 2. Х.-П. МОНТОЯ - 10,5; 3. Р. ШУМАХЕР - 14,4; 4. Р. БАРРИКЕЛЛО - 23,1; 5. Д. КУЛТАРД - 1 круг; 6. Н. ХАЙДФЕЛЬД - 1 круг.

ПОСЛЕ 12 ЭТАПОВ

ПИЛОТЫ: 1. ШУМАХЕР - 106; 2. Х.-П. МОНТОЯ - 40; 3. Р. ШУМАХЕР - 36; 4. Р. БАРРИКЕЛЛО - 35; 5. Д. КУЛТАРД - 32; 6. К. РАЙККОНЕН - 17.

КОМАНДЫ: 1. "ФЕРРАРИ" - 141; 2. "ВИЛЬЯМС" - 76; 3. "МАК-ЛАРЕН" - 49; 4. "РЕНО" - 15; 5. "ЗАУБЕР" - 11; 6. "ДЖОРДАН" - 6.

Подпишитесь на «За рулем» в