Дареному коню - в зубы

ДАРЕНОМУ КОНЮ - В ЗУБЫ

/ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА

ДАРЕНОМУ КОНЮ - В ЗУБЫ

ХЛОПОТЫ С АВТОБУСОМ

ТЕКСТ / ВИКТОР ЗЕЛЕНЧУКОВ, БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛ.

Автобус ЗИЛ-325010 по кличке "Фердинанд", подаренный нашей семье* редакцией "За рулем" (ЗР, 2000, № 4), служит чуть более двух лет, пробег - 46 тыс. км. И хотя говорят, что дареному коню в зубы не смотрят, сейчас мы все зубки у него пересчитаем. Тем более, что описывать здоровье "Фердинанда" меня попросили в редакции при вручении автобуса.

Сначала расскажу о положительных сторонах. Динамика у автобуса для его почти пяти тонн просто отличная. Очень маневренный, чему способствуют большой угол поворота передних колес (на 45°) и гидроусилитель руля, которому, впрочем, на малых оборотах не хватает производительности. Можно просто не вписаться при плотной парковке и наскочить на бордюр или того хуже... Но есть выход. Если автобус, в основном, эксплуатируется в городе, то разумнее вместо рекомендуемых 700-800 об/мин холостого хода установить 900-950 - тогда насос гидроусилителя справляется со всеми задачами. Тормоза тоже выше всяких похвал. Да еще и АБС помогает. Обратная сторона эффективности тормозов - слишком частая замена передних колодок. В автобусе я дрова не вожу, тормозить стараюсь плавно, опыт вождения на горных дорогах помогает обходиться на затяжных спусках почти без тормозов, и тем не менее колодки приходится менять через каждые 5-7 тыс. км.

Очень много взаимозаменяемых с другими автомобилями запчастей. Откуда только не напихано: и с КамАЗа, и с трактора МТЗ-80, и с других ЗИЛов, и даже ключ зажигания с эмблемой ВАЗа! С одной стороны, очень удобно. Не нашел оригинальных запчастей, например, для ремонта энергоаккумулятора - покупай камазовский комплект: тютелька в тютельку. Правда, камазовская диафрагма уже не нужна, но она сгодится как посуда для собачки или кошки.

Расход топлива у автобуса нормальный. В городе около 19 л на "сотню", за городом - и вовсе 15. Пассажирам не надо сгибаться для прохода по салону, как в "Газели", - можно идти с гордо поднятой головой. Только вот поручни забыли почему-то поставить, хотя резьбовые отверстия для них в потолке предусмотрены. Наверное, посчитали "в свете последних решений", что это излишество мешает исполнять пассажирам акробатические номера на ходу автобуса и приводит к потере спортивной формы.

Один-два раза в неделю, если не чаще, под автобусом необходимо поползать: не боюсь потерять квалификацию инженера-автомобилиста.

Ржавчина распространилась на весь корпус: она есть даже в местах, куда не долетают мелкие камушки и песок, скалывающие краску. От силы еще год - и сквозные дыры неизбежны. Придется этим летом разориться на краску, грунт, преобразователь ржавчины и смывку старой краски. Немалые расходы, да и работка предстоит!

Пневматическая система соткана из множества алюминиевых трубок, которые практически никак не закреплены и которые нельзя запаять. Они трутся друг о друга, о раму и другие детали и, как следствие, часто протираются. Попытался хоть как-то закрепить, но они, словно существа, больные чесоткой, находят новые места, где могли бы потереться обо что-нибудь. Битва за прекращение утечки воздуха продолжается все два года.

Вдруг двигатель ни с того ни с сего начал глохнуть. В топливную систему откуда-то попадал воздух, причем ручным насосом топливо закачивалось хорошо. Проверил трубку от бака и в самом неудобном месте на ощупь нашел протертость. О том, чтобы снять эту трубку, не могло быть и речи: пришлось бы демонтировать весь салон вместе с кабиной! Применил народный способ, обмотав поврежденное место изолентой.

Много неприятностей доставил стартер. Для "бычков" есть два вида стартеров. Один - белорусский, идет вместе с двигателем с минского завода. На тракторе-то для пуска ставят дополнительный карбюраторный двигатель, так называемый пускач. А для автомобиля разработали на скорую руку стартер - очень неудачный. Диаметр вала якоря, по которому движется обгонная муфта, у него очень мал. А на этот тонкий, длинный прутик при пуске действуют огромные силы. Хрясть! - и обгонной муфты как не бывало. Два таких стартера я ставил: причина выхода обоих из строя одна и та же. Другой стартер - ярославского производства. Этот понадежнее будет, да и дешевле. Ярославцы, не радуйтесь бесплатной рекламе! В вашем стартере тоже есть слабое место - обгонная муфта. В ней пружинки, распирающие ролики, удерживаются своеобразными втулками из очень хрупкого материала. Диск, закрывающий ролики, изготовлен, по-моему, из кровельной жести, хотя должен бы иметь определенную твердость. Обгонная муфта считается деталью, не подлежащей ремонту, но я отремонтировал ее, и сейчас стартер крутит лучше прежнего. Но даже если купить новую муфту за 400 руб., все равно ярославский стартер выгоднее белорусского: тот в случае поломки придется менять целиком. Это больше 4 тыс. руб.

Громкое "звуковое сопровождение" издают двери салона. И основной приток зимнего холодного воздуха - тоже из этих дверей.

У нас в областном центре мой автобус пока один, и очень часто водители маршруток просят посмотреть изнутри. Всем очень нравится, тем более, что я помалкиваю о его недостатках. Последний вопрос задают о цене - интерес сразу затухает. Ведь один "Бычок" стоит, как полторы "Газели"...

*В семье автора двенадцать детей, из них одиннадцать - приемные - ред.

ЗАТРАТЫ НА УСТРАНЕНИЕ КРУПНЫХ ПОЛОМОК

Дефект Ремонт Расход,

руб.

Заклинивание Замена подшипников

передней ступицы и поворотной цапфы 2500

Поломка стартера Замена - 2 раза 7000

Износ передних Замена - 7 раз

колодок 2000

Износ нажимного Замена (ведомого -

(корзина) и ведомого 2 раза)

дисков сцепления 1000

Подпишитесь на «За рулем» в