Вице-президент Renault — о переходе на российский экспорт и будущих моделях
- Ситуация на российском авторынке меняется каждый день. Некоторые компании перестали планировать продажи на месяц – меняют планы почти каждый день. Какова ситуация в Renault?
- Прежде всего хотелось бы уточнить, что наш план не меняется. Мы в России надолго, наше планирование было долгосрочным, и все, что мы делаем, каким-то образом завязано на эту долгосрочную стратегию. Очень сложно предвидеть что-либо. Например, никто не ожидал, что в августе рынок начнет не то что бы расти, но хотя бы не так сильно падать. Нестабильность требует большой гибкости наших команд. Эта гибкость выражается в том, что когда клиенту нужна машина, мы могли ее ему продать. Мы стараемся занять такую позицию, чтобы оказаться в выгодном положении в случае роста рынка. Но и быть готовыми к его падению. Как бы в настоящее время рынок ни менялся, основное, на что мы ориентированы, — это локальное производство (в том числе комплектующих) и экспорт.
Например, мы уже начинаем экспортировать колесные диски из России в Румынию. У нас также будут некоторые комплектующие производства Тольятти, которые будут поставляться в Турцию. Мы ввели новую должность — директор по экспорту, и изучаем все возможности экспорта. Под экспортом подразумеваем не только поставки готовых авто — это могут быть комплектующие и запчасти. Это хорошо и для нас, и для наших поставщиков, и для того, чтобы покрыть часть постоянных издержек, которые здесь (в России) все время есть.
- То есть не исключена ситуация, при которой на заводе Renault Россия будут собираться автомобили под маркой Dacia для последующего экспорта?
- Да, но мы сейчас говорим только про Renault, мы не говорим про АВТОВАЗ. Пока экспорт — это новое для нас направление. Мы, скорее, говорим о поставках в такие страны, как Румыния, Турция и Вьетнам. Но не в Европу, где у нас в принципе нет проблем со складами — сюда поставляется достаточное количество машин из Румынии, Турции и с других европейских заводов.
- Но ведь себестоимость в России ниже?
- Это утверждение станет верным, когда уровень локализации будет достаточно высоким. В настоящий момент нельзя сказать, что себестоимость очень уж низкая.
- Завод Renault в Москве может быть полностью загружен, в том числе и за счет экспортных заказов?
- Настолько точных планов по объему экспорта у нас нет. Повторюсь, это новое для нас направление, мы над этим три-пять месяцев работаем, поэтому говорить в процентах о загрузке завода мы пока не можем.
- А что по поводу новых моделей на платформе B0 (на этой платформе выпускаются, в том числе, Lada Largus, Renault Duster, Nissan Almera)? Когда они появятся в России?
- Мы говорили, что наша политика в России длительная, поэтому продолжаем инвестировать в московский завод, что позволит нам уже в следующем году вывести новую модель.
- Рассматриваете ли возможность, что на АВТОВАЗе будут выпускаться еще какие-то модели Renault?
- Разумеется, если мы инвестировали достаточно много в АВТОВАЗ, мы рассчитывали не только на производственные линии, но и на коробки, моторы и все остальное. Поэтому логично, что планируем и другие модели Renault, которые там будут производиться после Logan и Sandero.
- Что думаете по поводу Lada Vesta?
- Мы не можем комментировать Vesta, потому что мы не АВТОВАЗ. Это у Бу Андерссона (президента АВТОВАЗа) надо спросить. Если вы про конкуренцию в рамках альянса, то это, в принципе, обычная практика, когда в рамках концернов используются схожие компоненты, тогда как дизайн машин абсолютно разный и клиентура в итоге тоже. Продукты будут разводиться, так что каннибализм между марками исключен. У Hyundai-Kia много таких моделей, да и в группе Volkswagen достаточно унифицированных технических решений, что не мешает каждой из марок позиционироваться по-разному.
- То есть Renault готова помогать АВТОВАЗу продавать Vesta в Европе?
- Мы не отвечаем за продажи.
- Смогут ли тольяттинцы организовать мини-шоу-румы в ваших точках продаж?
- Это не обсуждалось.
- Поменяется ли линейка моделей Renault в России из-за девальвации рубля? Могут ли еще модели уйти на предзаказ?
- Могу сказать, что новый Renault Megane не будет собираться в Москве, как прошлое поколение модели.
- У Renault были планы по коммерческим автомобилям в России. Остались ли они?
- Производство легкого коммерческого транспорта напрямую связано с экономической ситуацией в стране. Продавать коммерческий транспорт имеет смысл, когда экономика демонстрирует рост. У нас большая экспертиза в коммерческом транспорте. Как только экономический аспект в России восстановится, мы вернемся к этому вопросу. Но сейчас нет смысла.
- Когда, по-вашему, начнется восстановление российского рынка? И как может отразиться на нем завершение программ господдержки?
- Все программы, которые были — и кредитование, и утилизация, — были разработаны в тандеме с автопроизводителями. Нас спрашивали, что надо, чего не надо. Мы будем надеяться, что они продолжатся, потому что это были нужные программы, и рынок они стимулировали. Сейчас никто не может точно сказать, что будет дальше, в следующем году. Единственное, что хотелось бы подчеркнуть еще раз, это что мы продолжаем инвестировать. И если начнут расти продажи завтра, мы к этому готовы. Важно продолжать инвестировать, смотреть экспорт и быть гибкими.
Жан-Кристоф Кюглер начал работу в Renault в 1984 году. С октября 2014 года он отвечает, помимо России, за рынки Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Армении, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Турции, Румынии, Молдовы, Монголии и Болгарии.