Дискета вместо тестера

ДИСКЕТА ВМЕСТО ТЕСТЕРА

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ДИАГНОСТИКА

ДИСКЕТА ВМЕСТО ТЕСТЕРА

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА

ДЛЯ РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

ТЕКСТ, ФОТО / АНАТОЛИЙ СУХОВ

Переход отечественного автопрома на впрыск заставил раскошелиться и владельцев машин, и ремонтников. Первым приходится привыкать, что цены на ходовые запчасти для новых народных автомобилей догоняют иные иномарочные (только тревожный чемоданчик с деталями первой необходимости тянет на полторы тысячи рублей!). Вторые быстро усвоили, что бортовой компьютер поведает о своих бедах только другому компьютеру и ковырять в нем пробником - то же, что зубочисткой в сейфовом замке. А посему, чтобы клиент пошел, нужны специальные диагностические приборы. Но первые отечественные мотор-тестеры охотнее общались с бортовым компьютером, чем с механиком, - информацию выдавали в виде кодов, которые приходилось расшифровывать, пользуясь таблицей. К тому же для работы с разными блоками управления требуется несколько картриджей, а они недешевы - для распространенного ДСТ-2М каждый стоит около 75 долларов при цене самого прибора 350 "зеленых".

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР ИЛИ СКАНЕР

Между тем все эти задачи по силам обычному персональному компьютеру (РС), и даже не последнего поколения - такие используют в офисах средней руки как пишущие машинки. У РС-мотор-тестера, в сравнении со сканером, много преимуществ. Во-первых, информацию можно выводить на большой экран, в цвете, с комментариями и подсказками, запоминать ее, рисовать графики и т.п. Во-вторых, несложно создать и вести клиентскую базу: какие машины ремонтировали, диагностика до и после ремонта, статистика отказов. Отпадает и проблема с выводом результатов - простенький принтер ныне недорог. Не нужны и сменные картриджи - одна программа сможет работать со всеми известными блоками управления, а при необходимости ее можно обновить, например, через Интернет, даже не выходя из мастерской.

ЧЬЯ ПРОГРАММА ЛУЧШЕ

Сегодня самые популярные на рынке программы - "Мотор-тест" самарского НТС и "Автоас-скан" из Ростова (АСЕ-Laboratory). Обе - для диагностики систем управления двигателями ВАЗ, ГАЗ, УАЗ ("январи", "боши", МИКАСы, АВТРОН). Обе работают под Windows 95/98, но самарская довольствуется 486-м процессором, тогда как ростовская требует Pentium 100. Для связи с автомобилем прилагается специальный разъем-ключ и кабели с адаптером для согласования сигнала.

Сразу же после загрузки станет ясно, что самарская программа ориентирована на образцовый сервис: на первой странице - список механиков, возглавляемый администратором. Компьютер помнит настройки конкретного мастера, его клиентов, методику тестов (ее можно изменять). Словом, каждый может настроить программу под себя, организовать свое рабочее место. Можно распечатать и свободную таблицу результатов диагностики до и после ремонта - пусть клиент убедится, что не зря платит деньги. "Мотор-тест" умеет рисовать графики, отслеживая сразу несколько параметров (по выбору) - например, обороты двигателя, сигнал кислородного датчика, угол опережения зажигания, длительность впрыска, расход воздуха и т. п. Разумеется, присутствует и весь набор стандартных функций: считывание и стирание текущих и сохраненных кодов неисправностей, управление бензонасосом, форсунками, регулятором холостого хода, вентилятором. Короче, возможности ДСТ-2М программа перекрывает с лихвой. Да и обойдется дешевле, чем тестер с набором картриджей, - всего 440 долларов.

Ростовский "Автоас" еще дешевле - 380 долларов, но во многом даже превосходит самарскую программу. Первое, что бросается в глаза - простота общения: кнопки снабжены всплывающими подсказками (при желании их можно и отключить), есть режим помощи. Коды неисправностей выдаются либо как в ДСТ-2М (и "Мотор-тесте"), либо в виде более удобочитаемых русскоязычных сокращений. Вообще, возможностей для настройки в ростовской программе намного больше. Формы с данными о владельце авто тоже удобнее (причем отдельные для физических и юридических лиц). Можно вести складской учет, называть признаки неисправностей и методику их поиска, поместить в специально предусмотренный раздел справочную информацию (например, монтажные зазоры и моменты затяжки). Таким образом, "Автоас-скан" - больше, чем просто тестер, это диагностический комплекс.

Ростовская программа сама определяет тип блока управления (хотя можно задать его и вручную). Самарская требует помощи оператора. Если механик вычислил тип блока по косвенным признакам (датчики, жгуты проводов и т. п.) - можно работать. Если не угадал - снимай блок или зови старшего товарища. Неудобно.

Вывод информации у ростовчан тоже организован нагляднее. Как изменяются параметры при работе двигателя, можно увидеть не только в виде графиков, но и столбиков разной высоты, к тому же графики легко наложить друг на друга.

Самарская программа не способна отслеживать взаимное влияние двух параметров. Ростовской же под силу строить графики "у=f(x)" для расхода воздуха, угла опережения зажигания, длительности впрыска, расхода топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и частоты вращения - от положения дроссельной заслонки (0-10% открытия). Кроме того, "Автоас" может построить трехмерный график данных таблицы коэффициентов топливоподачи блока МИКАС М1.5.4 (таблицу можно посмотреть и отдельно) и изменять некоторые настройки блока. "Мотор-тест" таких графиков не строит, ограничивается таблицей.

Похоже, разработчики из НТС, создавшие хороший сканер ДСТ-2М, не смогли расстаться с его стилем. Хотя, по большому счету, упрекнуть их не в чем - программа работает четко. А скоро появится и ее обновленная версия - самарцы готовят ответ конкурентам. Но и ростовчане не дремлют - разрабатывают программные модули для диагностики иномарок.

Досадный недостаток комплекта "Мотор-тест" - хлипкий кабель. Тонкий четырехжильный провод, конечно, вполне справляется с передачей данных, но в мозолистых руках механиков долго не живет. Ну в самом деле, дернуть за шнур проще, чем за колодку! Бывает, и колесом наедут. Безусловно, ремонтную культуру надо прививать, но не такими методами. Вроде бы мелочь, а время (и деньги!) отнимает. Проще всего сразу заменить кабель, не дожидаясь пока он оборвется.

К ВАШЕЙ ВЫГОДЕ

Программы обладают существенно большими возможностями по сравнению с портативными мотор-тестерами, оставаясь заметно дешевле их. Поэтому, если компьютер в мастерской уже есть, можно долго не раздумывать. В крупном автосервисе такой комплекс пригодится в любом случае (и быстро себя окупит).

Слева направо:

Графическое отображение параметров в самарской программе.

"Автоас" может рисовать не только графики (частота вращения в левом верхнем углу - в виде закрашенной области).

Ростовчане предусмотрели и режим наложения графиков.

Таблица коэффициентов топливоподачи блока МИКАС М1.5.4 в трехмерном изображении нагляднее.

Комплект "Мотор-тест" самарского НТС.

Подпишитесь на «За рулем» в