Пошли по миру: куда уезжают собранные в России иномарки
Полупустые конвейеры
На фоне бурного роста российского авторынка в последнее десятилетие мировые автоконцерны не жалели денег на создание производственных мощностей в нашей стране. Подталкивали их к этому и российские власти, которые в свое время повышали пошлины на ввоз иномарок и готовых кузовов для отверточной сборки, а взамен предложили льготный режим промсборки. В результате в России были созданы мощности по выпуску около 3 млн автомобилей в год, притом что внутренний рынок даже в лучшие годы не достигал этой отметки. А после трех лет непрерывного падения спроса на легковые машины местный автопром оказался загружен лишь на 40%, хотя для рентабельности производства этот показатель должен составлять 80-85%. В сложившихся условиях иностранные автопроизводители, инвестировавшие в нашу страну миллиарды долларов, стали искать внешние рынки сбыта. Благо недавний обвал рубля сделал российскую сборку, включая рабочую силу и закупку местных комплектующих, дешевле китайской.
«Поскольку российский автомобильный рынок сокращается, автопроизводители пытаются осваивать новые рынки, чтобы компенсировать недостаток спроса в России, а также выиграть на фоне слабого рубля, – говорит консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен. – Традиционно основным направлением для экспорта автомобилей российского производства являются страны СНГ, однако нестабильная экономическая ситуация в нашей стране негативно сказалась на авторынке этого региона. Поэтому автопроизоводители стали смотреть в сторону африканского континента и Латинской Америки, стремясь развивать экспорт в этих направлениях». По ее мнению, восстановление продаж в России стоит ожидать не раньше 2017 года, а продуманная стратегия позволяет автоконцернам диверсифицировать риски, связанные с зависимостью только от одного региона сбыта. Для производителей с высокой долей локализации производства в условиях продолжающейся девальвации рубля экспорт в страны дальнего зарубежья становится все более прибыльным.
Solaris поехал на Восток
Первым иностранным автоконцерном, наладившим экспорт своих машин из России за пределы СНГ, стал крупнейший производитель иномарок в нашей стране – Hyundai. В августе этого года петербургский завод компании начал производство автомобилей Hyundai Solaris, предназначенных для поставок в Египет и Ливан.
Как рассказала начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, расширение географии экспорта на Ближний Восток связано, в первую очередь, со снижением заказов со стороны рынков стран СНГ, крупнейшим из которых остается Казахстан. До конца этого года предприятие планирует поставить на Ближний Восток около 4 тыс. Hyundai Solaris, а с учетом ближнего зарубежья общий объем экспорта составит около 18 тыс. автомобилей. «Экспорт дает нам валютную выручку, однако у нас нет планов по увеличению доли экспорта в общем объеме выпуска, который в этом году должен составить 228 тысяч машин. О дополнительном расширении рынков экспорта пока речи не идет, поскольку мы глобальная компания и уже представлены на многих рынках. Российский рынок был и остается для нас приоритетным, выпускаемые нами автомобили пользуются хорошим спросом и являются лидерами продаж», – говорит представитель питерского завода Hyundai.
Иномарки из российских деталей
Примеру «корейцев» могут последовать и другие заводы мировых автоконцернов в России. Так, Volkswagen рассматривает возможность экспорта в дальнее зарубежье не только автомобилей российской сборки, но и компонентов двигателей, производство которых началось недавно на новом предприятии в Калуге.
Калужский завод «ПСМА Рус», чьи Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan экспортируются в страны СНГ, также заинтересован в увеличении объема поставок и выходе на новые рынки сбыта. По словам PR-менеджера PSA Peugeot Citroen Марины Степиной, развитие экспорта позволяет сбалансировать бизнес и компенсировать падение спроса на российском рынке. Кроме того, рассматривается возможность для поставщиков «ПСМА Рус» отправлять комплектующие не только на производство в Калуге, но и на заводы PSA Peugeot Citroen в других странах. «Проект перспективен для всех участников: благодаря дополнительному объему поставщик снижает себестоимость производства и может предложить лучшую цену для «ПСМА Рус». Ввиду курса рубля закупка продукции у российских предприятий для производства в Европе может стать более эффективной экономически», – поясняет Марина Степина. А вот калужские вседорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport на внешние рынки пока не поставляются, но компания планирует начать их экспорт в Казахстан и Белоруссию.
Другой японский автопроизводитель – Mazda – и вовсе намерен построить в России двигательный завод, который будет поставлять моторы на зарубежные конвейеры компании. Проект планируется реализовать на базе совместного предприятия с «Соллерс» во Владивостоке, где выпускаются седаны Mazda6 и кроссоверы CX-5. Nissan, чьи мощности в Западной Европе полностью загружены, хотел бы поставлять туда автомобили из России, в связи с чем ведет переговоры с российским правительством о возможных вариантах поддержки экспорта. А его партнер по альянсу — французская Renault — изучает возможность поставок российских машин во Вьетнам, который в этом году присоединился к зоне свободной торговли ЕАЭС, что позволяет беспошлинно ввозить на местный рынок автомобили российского производства. Ford Sollers, в прошлом году начавшая поставки Ford Focus и EcoSport в Казахстан, намерена расширить присутствие на рынках СНГ. Петербургский завод Toyota со следующего года будет поставлять в Белоруссию и Казахстан не только бизнес-седан Camry, но и кроссовер RAV4, однако выходить на новые внешние рынки не планирует.
Калужские шины покатились по Европе
«Массовое строительство автозаводов и компонентных производств на территории России началось еще во время бурного роста рынка, и автопроизводители явно рассчитывали на дальнейшее его расширение, – рассуждает директор дилерского центра Mitsubishi Рольф Сити Владимир Мирошников. – Кроме того, правительство страны стимулировало локализацию производства. Сейчас инвестиции в производство на территории России уже сделаны, причем в расчете на более высокую емкость рынка. Теперь экспорт – единственная возможность загрузить производственные мощности на автозаводах». По его словам, это же соображение применимо и к автокомпонентам: производство может быть рентабельным только при определенных объемах. При этом девальвация рубля делает себестоимость продукции отечественного производства объективно более низкой, что усиливает ее позиции на внешних рынках.
Так, калужский завод Continental, чья продукция уже продается, например, в Германии и Франции, в ближайшее время расширит географию экспорта, начав поставки в Бельгию, Испанию, Португалию, Италию, Великобританию, Польшу и Турцию. Как отмечает гендиректор предприятия «Континентал Калуга» Георгий Ротов, в свете актуальной экономической ситуации и развития обменных курсов для концерна становится экономически целесообразно производить шины в России и поставлять их на экспорт. При этом объем поставок будет зависеть от ситуации на российском шинном рынке, а он, по прогнозам Continental, вернется на докризисный уровень продаж 2013 года лишь к концу десятилетия.
Lada для африканцев
Стоит отметить, что на фоне слабого рубля отечественные автопроизводители уже смогли увеличить поставки на рынки дальнего зарубежья. По данным Федеральной таможенной службы, за семь месяцев 2015 года экспорт легковых автомобилей туда вырос на 21,5%, до 3,4 тыс. единиц. В то же время поставки в государства СНГ упали на 26% и составили 54,8 тыс. машин, заняв при этом около 95% в общем объеме экспорта. «В абсолютных цифрах продажи автомобилей в страны дальнего зарубежья по-прежнему выглядят скромно, и столь внушительная позитивная динамика возможна лишь на основе низкой базы», – комментирует Владимир Мирошников.
Между тем АВТОВАЗ, который в ближайшие годы должен значительно обновить свой модельный ряд, рассчитывает открыть для себя новые рынки сбыта. В этом ему мог бы помочь альянс Renault-Nissan, заявивший о планах продавать автомобили Lada через собственных дилеров за рубежом, однако пока он не спешит этого делать. А вот казахстанский холдинг «Бипэк Авто – Азия Авто», который помимо Казахстана занимается реализацией вазовских машин в Сибири и на Урале, намерен расширить сотрудничество с АВТОВАЗом по продвижению Lada и в странах Средней Азии. Кстати, сегодня тольяттинский автогигант занимает более 60% в объеме экспорта легковых машин в дальнее зарубежье. Автомобили с ладьей на радиаторной решетке, в частности, поставляются в Египет, Латвию, Болгарию и Сербию.
«Сейчас качество и набор потребительских свойств «Лад» становятся лучше, и эти автомобили достаточно конкурентоспособны в бюджетной нише, однако в текущей ситуации маловероятно, что объемы экспорта АВТОВАЗа в дальнее зарубежье могут быть большими. Скорее, для российского бренда это в большей степени имиджевый ход», – считает Владимир Мирошников.
Объемы поставок в дальнее зарубежье вседорожников UAZ измеряются лишь сотнями, зато география экспорта Ульяновского автозавода достаточно широка: Сербия, Монголия, Боливия, Чехия… «Традиционно наши основные рынки экспорта приходятся на страны СНГ, но мы рассчитываем активно развивать экспорт в дальнее зарубежье», – заявила PR-менеджер UAZ Екатерина Калинская.
Экспорт по спецтарифу
Впрочем, по мнению экспертов, российские автопроизводители имеют шансы на успех лишь в странах третьего мира, где бюджетные машины наиболее востребованны. Среди перспективных рынков называются Латинская Америка, Африка и Ближний Восток, а также некоторые страны Восточной Европы.
Как полагает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова, на фоне рублевой девальвации российские автопроизводители могут предлагать на мировом рынке более интересные цены на свои машины. «Перспективы здесь достаточно позитивные: производители как минимум не теряют заработка, как максимум – знакомят иностранных потребителей со своей продукцией», – говорит она.
Между тем автопроизводители обратились в Минпромторг с предложениями по стимулированию экспорта автомобилей из России. В числе предлагаемых мер – компенсация затрат на сертификацию моделей для зарубежных рынков, гарантии по экспортным кредитам, снижение пошлин на ввоз комплектующих для сборки автомобилей, предназначенных для экспорта, и проч. По словам директора по связям с общественностью «Фольксваген Груп Рус» Натальи Костюкович, чтобы сделать экспорт привлекательным, нужны механизмы поддержки, такие как зоны свободной торговли или специальные таможенные пошлины.
«С учетом того, что высокие таможенные пошлины и стоимость доставки в страны дальнего зарубежья могут нивелировать эффект слабого рубля, вопрос экономической эффективности экспорта из России остается актуальным. Поэтому если будут найдены возможности для экспорта, автопроизводители используют их в полном объеме, так как резкое падение курса рубля в ближайшее время, вероятнее всего, может привести к очередному витку роста цен и ознаменует собой новую волну кризиса автомобильных продаж в России», – резюмирует директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.