Единая база страховых историй: кому выгодно?
Раньше единая информационная база по автострахованию АИС РСА была ориентирована только на ОСАГО. По ней в каждом конкретном случае исчислялся коэффициент «бонус-малус», влияющий на стоимость полиса. А дополнительная система ЕАИС БСИ будет содержать полную информацию обо всех страхователях, поскольку страховые компании обязаны передавать в РСА сведения о заключенных договорах каско и ДСАГО (дополнительное страхование гражданской ответственности). Данные о клиенте-страхователе и его транспортном средстве, а также связанных с ним убытках и выплатах должны попасть в базу не позднее чем через 30 дней после заключения договора. Это касается и сведений об изменении условий договора, его расторжении и выплатах по полису. (Полный перечень обязательной для передачи в базу информации перечислен в указании Банка России от 10 апреля 2015 года № 3620‑У.)
Для аккуратных водителей появление единой информационной базы – безусловный плюс. Раньше, чтобы подтвердить свою безаварийную репутацию при переходе из одной страховой в другую, приходилось получать у прежнего страховщика справку о безубыточности. Сейчас этого делать не нужно – вся необходимая информация есть в базе. С одной оговоркой: в систему вносятся лишь данные по договорам, заключенным после 1 августа 2015 года. Значит, потребуется немало времени для наполнения базы.
Новой системой будут недовольны те, кто часто попадает в аварии. Прежде горе-водители, получив после аварии максимальную выплату по каско, попросту меняли страховую компанию, чтобы при продлении договора им не начислили повышающий коэффициент. Отныне утаить предыдущие выплаты не получится.
Те, кто получал деньги по каско, но в аварии попадал не по своей вине, могут не беспокоиться. В базу ЕАИС БСИ заносится информация не только о ДТП, но и о том, кто его спровоцировал. Если вас изначально признали виновником, а позже вы добились оправдания, можно восстановить свою репутацию. Достаточно передать вашему страховщику документы, подтверждающие отмену первоначального вердикта. Хотя не исключено, что на первых порах многие недобросовестные страховые компании будут учитывать все выплаты, независимо от того, была признана вина автовладельца или нет. Поэтому страхователям следует быть начеку и проверять, правильно ли рассчитана стоимость полиса, а при нарушениях жаловаться в РСА.
Данные, собранные в базе, помогут страховщикам оценить, насколько «опасен» водитель, – и каждому предложить индивидуальный тариф каско и ДСАГО. Для безаварийных автомобилистов скидка при покупке полисов может составить до 30%. Правда, такая схема заработает лишь через пару лет, когда в базе накопится необходимый объем информации о страховых случаях.