"опель": возвращение к корням

"ОПЕЛЬ": ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЯМ

ТЕХНИКА

эксклюзивное интервью

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ

"ОПЕЛЬ": ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЯМ

В борьбе официальных зарубежных поставщиков за российского покупателя первое полугодие выиграли фирмы Японии и Кореи. Однако и среди европейских марок нашлась одна, чьи продажи выросли в два с лишним раза, - это "Опель". Обновление модельного ряда, сбалансированная ценовая политика - вот составляющие успеха. Но главное, как известно, человеческий фактор. В апреле 2001 года компанию "Адам Опель" возглавил Карл-Питер Форстер, англичанин, долгое время занимавший руководящие должности в БМВ. Главный редактор журнала "За рулем" Петр Меньших встретился с ним в головном офисе компании в Рюссельсхайме (Германия). В преддверии премьеры новой "Астры" разговор начался именно с нее.

КАРЛ-ПИТЕР ФОРСТЕР

Carl-Peter Forster

Родился в 1954 году в Лондоне (Великобритания). По образованию инженер (окончил Мюнхенский технологический университет по специальности "авиационные и космические технологии") и экономист (Боннский университет). С 1986 года работал в БМВ, в 1993-1996 гг. отвечал за 5-ю серию БМВ, в 1999-2000 гг. входил в совет директоров БМВ, где отвечал за производственные вопросы. С апреля 2001 года - председатель правления и управляющий директор "Адам Опель АГ", а также член совета директоров подразделения "ФИАТ-Джи-Эм", занимающегося силовыми агрегатами.

- Поговаривают, что "Астра" будет более интересной машиной, чем новый "Гольф".

- Про "Гольф" ничего не могу сказать - его еще никто не видел, а вот "Астра", которую представим во Франкфурте на салоне, будет, во-первых, качественным автомобилем, проработанным до мельчайших деталей. Над повышением качества мы работаем в течение последних пяти лет, и "Астра" стала результатом этих усилий. Во-вторых, она, надеюсь, максимально удовлетворит пожелания клиентов к отделке интерьера (материалы, качество швов и т. д.). В-третьих, принесет удовольствие от вождения, комфорт и уверенность. В "Астре" для этого использованы новейшие технологии, которые еще не применялись в моделях этого класса, чтобы сделать ее лучшей среди них. Например, адаптивная подвеска, меняющая жесткость и просвет в зависимости от дорожных условий, новые силовые агрегаты. Наконец, мы много поработали над дизайном. И, думаю, удачно.

- Чьими усилиями создавался облик автомобиля - итальянских, немецких или американских дизайнеров?

- Руководил ими немец, а главным разработчиком машины был англичанин. Но, замечу, дизайнерская работа всегда интернациональна. В нашем дизайн-центре наряду с немцами трудятся и американцы, и англичане, и японцы, и итальянцы.

- Два года назад вы, г-н Форстер, пришли на "Опель", который переживал не лучшие годы. Тогда говорили, что только сумасшедший способен пойти на такой безрассудный поступок и попытаться вытащить компанию из кризиса. На что вы делали ставку, какое горючее заливали в баки большого корабля, чтобы вывести его на большую воду?

- Горючее было многокомпонентным. Главной его составляющей стали новые модели "Опель", которые расположили к себе клиентов. Ведущую роль сыграли "Вектра GTS", "Сигнум", стартовавший в этом году. Автомобиль совершенно нового для "Опеля" класса - "Мерива". Именно они заставили посмотреть на нашу компанию по-другому. Другой важнейший компонент - качество автомобилей, которое неуклонно растет: количество рекламаций сокращается в среднем на 10% в год. Поэтому есть все основания считать, что по уровню качества "Опель" уже входит в мировую элиту. И, наконец, третьей составляющей стало повышение эффективности труда на всех уровнях - от рабочего до инженера. Сохранив прежние кадры, мы поставили задачу выпускать новую продукцию в еще больших количествах.

К сожалению, пришлось пойти и на жертвы: в частности, расстаться с заводом в Англии, сократить производственную линию в Антверпене. В целом сокращения коснулись около 15% персонала, при этом объем выпуска продукции не пострадал. Кроме того, активнее занялись рекламой: мне кажется, она стала живее, интереснее. Наконец, реструктурируем дилерскую сеть.

- Вы ничего не сказали о такой составляющей, как цена.

- Наш клиент должен чувствовать, что у него больше возможностей, чем у других. Российский покупатель не готов пока в массовом порядке покупать дорогой автомобиль, поэтому для него мы пытаемся оптимизировать предложение.

- Сейчас из-за курсовых различий стали активно продаваться японские, корейские автомобили. Может ли что-то противопоставить экспансии с Востока промышленность Европы, в частности, Германии?

- Действительно, курс иены стабилен. При завышенном курсе евро это ставит японских производителей в выгодные условия. Я вижу два пути: первый - повлиять на процессы на политическом уровне. И второй - создавать предприятия на территории самой России. Пока мы присматриваемся, но на определенном этапе сделаем такой шаг.

- По статистике читатель журнала "За рулем" отдает предпочтение "Тойоте", "Фольксвагену" и "Опелю". Как видите, даже "Форд" отстает - однако создал предприятие в России, а вы "пока присматриваетесь". Что-то настораживает?

- Главная причина - сложность выбора партнера. Окончательно решение еще не принято.

- Сейчас в России много дискутируют по поводу повышения пошлин на иномарки, на запчасти к ним: насколько эта мера будет способствовать укреплению автомобильной промышленности? Что нужно сделать для ее подъема: сначала наладить производство комплектующих, а потом появятся автосборочные заводы или сначала запустить заводы, а потом уже заняться запчастями?

- Обычно сначала создают сборочный завод, а к нему подтягиваются поставщики.

- Правильно ли поступает российское руководство, препятствуя ввозу автомобилей из-за рубежа?

- Я предпочел бы воздержаться от политических оценок.

- Хорошо - пока завод не построен, какие новые модели "Опеля" ожидать в России в ближайшее время?

- Уже появились "Вектра" и "Сигнум", обязательно поступит "Мерива". Начнутся поставки "Астры Кабрио", по заказам станем поставлять быстрый спортивный "Спидстер". Новая "Астра" начнет продаваться с будущего года. Также появится и "Вектра"-универсал, после премьеры на Франкфуртском автосалоне. Таким образом, все новые продукты с маркой "Опель" придут и на российский рынок.

- А не будет ли ограничений в объеме поставок, квотирования?

- При появлении новой модели спрос всегда превышает возможности производства. В этот момент все рынки, будь то европейский или российский, получают меньше автомобилей, чем того хочется. Правда, для России нужно проводить адаптацию автомобиля к дорожным и эксплуатационным условиям вашей страны, поэтому некоторая задержка неизбежна.

- Учитывая, что в России любят большие автомобили, хотелось бы знать о судьбе "Омеги": готовится ли ей смена?

- Мы проектируем новую "Омегу", но не могу обещать, что она появится в ближайшее время.

- К России вы только приглядываетесь, а в Польше уже работает завод. Вы удовлетворены его показателями?

- Да, это один из лучших наших заводов, там отличный персонал, производят автомобили прекрасного качества. Мы считаем опыт в Восточной Европе успешным.

- А насколько применима польская модель, я имею в виду схему "сборочный завод - комплектующие из-за рубежа", для других стран?

- Налицо общий процесс перемещения автомобильной промышленности на Восток. Заводы обязательно вызывают появление локальных поставщиков, что в настоящее время и происходит. Параллельно довольно быстрыми темпами растут продажи автомобилей.

- Но нельзя не заметить движения европейских, в том числе германских автопроизводителей, еще дальше на Восток - в Китай, например. Какие приоритеты для себя наметил "Опель", какие предприятия и где планирует создать в ближайшее время?

- Как известно, "Опель" входит в состав "Дженерал моторс корпорейшн", которая давно и успешно работает в Китае. Это большой рынок, куда направляются немалые инвестиции. Поэтому "Опель" прямо и косвенно участвует в китайских проектах.

- "Опель" - одна из старейших марок в Европе. В чем секрет ее нестареющего долголетия?

- Прежде всего, в постоянном укреплении имиджа марки, а также в том, чтобы не допускать повторения ошибок прошлого. Например, марка "Опель" была очень популярна в 60-70-х годах. Тогда наши автомобили ценили за высокое качество, их отличал инновационный подход. Мы первыми ввели шестицилиндровые двигатели на машинах нижнего среднего класса. Это также привлекало к "Опелю" симпатии покупателей. Немало нововведений касалось конструкции кузовов и концептов. Так, "Опель" был инициатором создания кузовов универсал, первым предложил недорогой спортивный автомобиль малого размера ("Опель GT"). В этом была идеология марки. Большая опасность возникает, когда компания начинает отрываться от своих корней. "Опель" возвращается к своим историческим корням и реализует лучшие идеи прошлых лет на новом, современном уровне.

- Мне кажется, "Опель" - одно из тех предприятий, кому удается извлекать выгоды из объединения с крупной компанией, я имею в виду вхождение в 1929 году в "Дженерал моторс". В чем плюсы и минусы подобных альянсов? Это важно знать - ведь АвтоВАЗ также ведет совместные проекты с "Джи-Эм".

- При образовании альянса с крупной компанией такого уровня главное - не утратить специфику собственной марки, ее лицо, узнаваемость, сохранить круг почитателей. "Опель" одно время делал неудачные попытки понравиться всем, но так не бывает. У тесного сотрудничества есть немало положительных сторон. Взять наши партнерские отношения с ФИАТом. У него и у "Опеля" есть модели одинаковых классов: "Пунто" и "Корса", "Стило" и "Астра". Когда делаешь схожие автомобили, очень важен обмен опытом, совместные наработки. Замечу, что они обычно касаются деталей, которые покупатель, может, никогда и не увидит: ведь клиенту все равно, какой рулевой механизм на его машине - был бы надежным и исправно работал. В результате выигрывают все. Конструкторы экономят на исследовательских работах и получают лучшие компоненты, потребители - лучшие машины.

У нас с ФИАТом создано СП по разработке и производству силовых агрегатов и трансмиссий мощностью 4 миллиона двигателей и 4 миллиона трансмиссий в год. Это одно из самых крупных предприятий в данной области, которое перекрывает потребности двух марок. Тут от кооперации мы немало выигрываем.

Но очень трудно бывает наладить сотрудничество между производителями автомобилей разных классов, например, больших заднеприводных и маленьких переднеприводных, поскольку технические компоненты существенно различаются. Это хороший урок, который мы извлекли и который следует учесть тем, кто хочет налаживать взаимосвязи в автомобильной промышленности.

- Каков, по-вашему, портрет приверженца марки "Опель"? И кто будет покупателем новых "опелевских" машин?

- Общество ныне сильно изменилось. Если раньше оно было разграничено, скорее, по вертикали - на богатых и бедных, то сейчас разбито на группы и по уровню жизни, и по взглядам. Поэтому нужно, чтобы ваш автомобиль привлек к себе симпатии нескольких групп сразу. У "Опеля" есть свои почитатели среди среднего класса, довольно консервативные, на наш взгляд. Но появился и новый тип покупателя: это молодые люди, активные, спортивные, у которых нет желания рано жениться или выходить замуж, растить детей. Они живут в одиночку, тратят свои деньги на спорт и отдых. Так, пятидверный " Опель Астра" больше подходит консерваторам с умеренными доходами, а "Зафира" больше отвечает потребностям современных одиночек.

- Как складывается, господин Форстер, ваш рабочий день? На какой машине вы ездите?

- На работу я прихожу в 7-7.30 утра, ухожу в 10-11 вечера, зачастую беру с собой рабочие бумаги на уик-энд. Езжу на "Опеле-Сигнум" с шестицилиндровым мотором - это моя служебная машина. В личной собственности у меня "Астра Кабрио" и " Шевроле Корвет".

- А что делаете в свободное время, если таковое находится?

- Стараюсь проводить его с семьей. У меня трое детей, младший сын еще совсем маленький, ему два года. Летом мы ходим под парусом, зимой - на лыжах.

В беседе участвовали Мария Магуайр ("Дженерал моторс СНГ"), Норберт Хоббхан и Владимир Соловьев ("За рулем").

" Опель Агила". Микровэн на базе "Сузуки-Вэгон-R+" с поперечным расположением двигателя. Оснащается бензиновыми моторами 1,0 и 1,2 л мощностью 58 и 75 л. с. Версия с наиболее сильным двигателем разгоняется до 100 км/ч за 13,5 с и развивает максимальную скорость 155 км/ч. В Россию не поставляется.

" Опель Корса". Один из популярных автомобилей малого класса известен с 1982 года, последняя модель дебютировала в 2000 году. Выпускается с бензиновыми моторами 1,0; 1,2; 1,4; 1,8 л мощностью от 58 до 125 л. с., а также дизелями объемом 1,7 л мощностью 65 и 75 л. с. Цена в России - от 9500 долл. США.

"Опель-Комбо". Универсал на базе "Опеля-Корса" выпускается с 2001 года. Конкурент " Рено Кангу" и " Пежо Партнер". Оснащается бензиновыми двигателями 1,6 л мощностью 87 л. с. и турбодизельными: 1,7 л, 65 и 75 л. с. В Россию не поставляется.

" Опель Спидстер". Двухместный родстер с центральным расположением двигателя и приводом на задние колеса. В продаже с 2001 года. Комплектуется бензиновым мотором 2,2 л, 147 л. с., с 2003 года турбодизелем 2,0 л, 200 л. с. Скорость - свыше 240 км/ч, разгон до 100 км/ч - 4,9 с. Поставки в Россию с осени этого года.

" Опель Астра" нового поколения.

Дебют - Франкфурт 2003 года. Планируется шесть бензиновых двигателей от 1,4 до 2,4 л мощностью 95-240 л. с., четыре турбодизеля 1,34-1,9 л, 80-150 л. с. Предусмотрено пять уровней комплектации. Хэтчбек появится в продаже весной, универсал - осенью 2004-го.

" Опель Мерива". Новая модель в линейке "Опеля". Компакт-вэн оснащается бензиновыми двигателями 1,6 и 1,8 л мощностью от 87 до 125 л. с., а также дизелями - 1,7 л, 75-100 л. с. Продажи в России начнутся в конце этого года.

" Опель Вектра" третьего поколения. Дебютировал в конце 2001 года. Переднеприводный автомобиль с поперечным расположением двигателя. Оснащается силовыми агрегатами 1,8 л, 122 л. с.; 2,0 л, 175 л. с.; 2,2 л, 147 л. с.; 3,2 л, V6 211 л. с. В 2002 году пополнился спортивной версией GTS. В России стоит от 20 000 долл. США.

Подпишитесь на «За рулем» в