За гранью
ТЕХНИКА
Шины
NOKIAN HAKKAPELIITTA 4
ЗА ГРАНЬЮ
АНАТОЛИЙ СУХОВ. ФОТО: НОКИАН
Зима - испытание для водителя. Переступить грань дозволенного на скользкой дороге легко, поэтому судить о качестве шин могут и "ас", и "чайник" - для оценки не нужны специальные трассы: снежных заносов, льда и соленой каши на зимних дорогах хватает.
Появившаяся три года назад "Нокиан-Хаккапелита 2" быстро завоевала лидирующие места на рынках северных стран, в том числе и в России. И вот ей на смену пришла модель с порядковым номером четыре. Нет, финны умеют считать - просто, по их мнению, новая покрышка на два шага опередила предшественницу. Смотрины для журналистов устроили в самом настоящем зимнем царстве - Лапландии, где неподалеку от городка Ивало на льду озера разметили испытательную трассу. Но прежде чем прокатиться, разберемся в устройстве шины, послушаем мнение конструкторов.
"Я С ДЕТСТВА НЕ ЛЮБИЛ ОВАЛ"
Долгое время рабочей частью шипа был круглый твердосплавный стержень. Специалисты "Нокиан" решили отказаться от стереотипа. При исследовании различных форм шипов (рис. 1) оказалось, что наилучший комплекс свойств у четырехгранника, ориентированного диагональю в плоскости качения шины. Сцепные свойства в продольном и поперечном направлениях возрастают на 7%, однако из-за податливости резины шип немного поворачивается. Поэтому реально удается получить прибавку в 5% только за счет формы твердосплавной вставки! Необычная форма и у алюминиевого корпуса шипа (рис. 2). Заданное его положение помогает сохранить четырехгранное основание ("пятка"), входящее в углубление в протекторе (при сборке шипы ориентирует автомат). К тому же сравнительно большая "пятка" улучшает распределение нагрузки, а подушка из мягкой резины под ней амортизирует удар при контакте шипа с дорогой, снижая шум.
ПОПЕРЕК СЕБЯ ШИРЕ
Протектор и брекер у новой шины стали шире примерно на 10%. Это позволило равномернее рассредоточить шипы - в 14 рядов вместо 12 у предшественницы. Протектор стал более плоским, а плечевые зоны - более крутыми. В них сделали уширенные канавки между ламелями - при маневрировании на снежно-ледяном миксте он раздвигает их, помогая шине цепляться за неровности дороги. Усиленный в центре подслой жесткой резины улучшает управляемость посуху.
Чтобы ледяная крошка или грязь не забивались между колесом (диском) и покрышкой, на шине предусмотрен специальный кольцевой выступ. Другой выступ защищает обод колеса от повреждения, например, при контакте с бордюром.
НА ПОСТНОМ МАСЛЕ
По данным ученых, синтетические ароматические углеводороды, используемые при производстве резиновой смеси для покрышек, способствуют развитию раковых опухолей. Ежедневно в мире тонны изношенной резины оказываются в атмосфере. Новая финская шина дружит с экологией: в ней не более 3% вредной ароматики. Ее заменили натуральным продуктом - рапсовым маслом. Более того, новая смесь стала даже прочнее на разрыв, улучшились и ее сцепные свойства.
ПРЕИМУЩЕСТВО ПО ОЧКАМ
На полигоне журналистам дали возможность сравнить обе шины - старую и новую. Подытожив впечатления от езды по снегу, льду и миксту, журналисты в один голос отмечали более предсказуемое поведение автомобилей на новых шинах. Четче стали торможения на грани юза, увереннее повороты на ледяной гребенке. Особенно понравилось поведение на укатанном льду, где, казалось бы, и зацепиться не за что. Впрочем, целых машин после теста осталось немного: у одной повис бампер, у другой продавлены крылья. Грань можно перейти на любых шинах, и даже квадратный шип не заменит опыта и трезвого расчета - лишь поднимет планку возможностей автомобиля.
"Нокиан-Хаккапелита 4" останется в той же ценовой нише, что и ее предшественница. Типоразмеры - в основном 14-16 дюймов с профилем от 70 до 40. Но и самый популярный "жигулевский" 175/70R13 в гамме присутствует. Продажи в России начнутся осенью.
Рис. 1. Зависимость продольных и поперечных сцепных свойств от формы шипов.
Рис. 2. Шип Nokian Hakkapeliitta 4.
Продольное сцепление с дорожным покрытием возросло на 10%
сцепление на снегу - на 8%
курсовая устойчивость - на 7%
сцепление на льду - на 6%
Рис. 3. Сравнение Hakkapeliitta 2 и Hakkapeliitta 4.
В новой шине благодаря более широкому протектору шипы удалось разместить в 14 рядов (по сравнению с 12 у предшественницы).