Сами мы... местные
ТЕХНИКА
Обозрение
C НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКОЙ
САМИ МЫ... МЕСТНЫЕ
МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
Покажи мне свою машину, и я скажу, кто ты - даже переиначенная на автомобильный лад, народная мудрость не теряет смысла. В автопарке той или иной страны можно увидеть проявления национального характера. Скажем, понятие "немецкий автомобиль" вызывает вполне определенные ассоциации. И хотя в век слияния фирм и унификации платформ машины становятся все более интернациональными, на малознакомых европейцам рынках по-прежнему много специфических местных моделей-аборигенов.
С ВОСХОДОМ СОЛНЦА
Одна из древнейших культур - японская, густо замешанная на богатейших традициях, взросла под влиянием специфических географических и исторических условий. По численности населения Япония лишь немного уступает России, занимая площадь в 46 раз меньшую! Чтобы уместиться на таком "пятачке", приходится тесниться. Конечно, государство заставляет делать это и автомобилистов.
Одна из мер - жесткая налоговая политика и льготы для автомобилей-"малышей". Поэтому в Японии огромная армия компактных машинок с двигателями объемом до 0,7 л. Однако мощность моторов таких малюток часто превышает 60 л. с.
Среди компактов нередки сущие монстры - например, " Honda S-MX" со 140-сильным мотором. В стране древних, но устойчивых традиций и довольно консервативного уклада жизни автомобиль - один из способов самовыражения.
Именно поэтому иных покупателей не пугают ни дополнительные расходы на "табуны" под капотом, ни трудности при парковке. Для таких выпускают шикарные авто вроде "Тойоты-Веросса", этакого японского ответа амбициозным итальянцам. Приглядитесь - и обнаружите черты "Лянчи", "Альфа-Ромео". Как и многих других "японцев", "Вероссу" не поставляют в Европу, где слишком велика конкуренция в сегменте дорогих автомобилей. "Веросса" построена на общей платформе с не менее эффектным седаном "Бревис". Топ-версию оснащают 2,5-литровым шестицилиндровым двигателем с турбонаддувом мощностью 206 кВт/280 л. с. Кстати, высокофорсированные моторы относительно небольшого объема - тоже "национальная черта", особенно ярко выраженная в машинах-аборигенах.
Начиная с 60-х годов прошлого века, страна совершила колоссальный скачок в электронике. Сегодня именно японцы диктуют моду на навигационные системы, высокотехнологичное мультимедийное и вспомогательное оборудование. А уж найти на островах машину без электропривода стеклоподъемников или зеркал (даже среди бюджетных "карапузов") и вовсе нереально.
КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА
Сместимся на запад, на самый бурно развивающийся рынок мира - в Китай. Еще лет двадцать назад легковых автомобилей здесь было совсем немного. Сегодня в КНР выпускают "ситроены", "фольксвагены", "сузуки", переименованные в "Дунфын", ФАВ и "Чаньянь". Многие модели перелицевали так, что зачастую можно лишь догадываться, "европейцем" или "японцем" был автомобиль в прошлой жизни.
Заводы в Китае растут как грибы. Их строят с привлечением как частного, так и государственного капитала. Например, в 1997 году китайское правительство выделило средства на предприятие "Чери", которое выпускает около 300 тысяч двигателей и 50 тысяч машин в год. Автомобильчики с музыкальным для русского уха названием "Тяньдзинь-Ксиали", работающие в такси многих городов Китая, ведут родословную от " Дайхатсу Шарада" 1980-х. Для местного рынка вполне достаточно простенькой машинки длиной менее 4 метров с трехцилиндровым 52-сильным моторчиком. Ведь несмотря на экономический рост, для большинства китайцев автомобиль по-прежнему непозволительная роскошь.
Впрочем, при населении 1,28 миллиарда человек даже одного процента "новых китайцев" достаточно, чтобы имело смысл наладить сборку дорогих "ауди-А6" - что и сделали несколько лет назад. А в приоткрывшуюся дверь уже стучатся БМВ и "Даймлер-Крайслер"...
"АВСТРАЛОПИТЕКИ"
О Зеленом континенте в новостях вспоминают нечасто, разве что в связи со стихийными бедствиями вроде нашествия саранчи или лесных пожаров. А уж автомобильной державой Австралию и вовсе не числят.
В отличие от Японии, где доля старых автомобилей в парке относительно невелика, многие машины, прописанные в стране кенгуру, - преклонного возраста. Поскольку движение здесь, как и в Стране восходящего солнца, левостороннее, неплохо налажена торговля подержанными автомобилями из Японии.
Местная (кстати, довольно старая) марка "Холден" давно под широким крылом концерна "Дженерал моторс". Помимо перенесенного направо рулевого управления и стилистических деталей, большинство "холденов" мало отличаются от аналогов - "опелей" или "сузуки". Возможно, поэтому здесь в особом почете машины, специально созданные для местного рынка. Такие, как солидное купе "Монаро" или седан "Коммодор". Относительно дешевый бензин и невысокая плотность населения позволяют тиражировать автомобили с шести- или восьмицилиндровыми двигателями объемом 3,8 и 5,7 л мощностью 171 кВт/233 л. с. и 225 кВт/306 л. с. в довольно больших количествах. На базе этих богато укомплектованных машин производят еще более "навороченные" версии "Стейтсмэн" и "Каприс", оснащенные по-американски - "под завязку".
Ближайший конкурент "Холдена" - концерн "Форд" по объему производства отстает почти вдвое. Но и 60 тысяч легковушек в год - неплохой результат по местным меркам. Наряду с японской "Маздой-323", известной здесь под именем "Форд-Лазер", и американскими вседорожниками "Эксплорер" и "Эскейп", выпускают полноразмерные, по американской терминологии, заднеприводные седаны "Фэлкон", "Фейрмонт" и "Фейрлайн". Покупателей балуют широким выбором отделки и двигателей. Амбициозным предлагают спортивный седан TS50 с мотором объемом 5,6 л, мощностью 250 кВт/340 л. с., непритязательные довольствуются 103-сильным компактным "Лазером"...
Сегодня автомобильную промышленность активно развивают государства, которые совсем недавно были незаметны на автомобильной карте мира. Индия уже производит более 600 тысяч машин в год, Мексика и Бразилия освоили лицензионные модели крупнейших европейских и американских фирм и выпускают в общей сложности почти два миллиона легковушек ежегодно.
Копируя зарубежные модели, производители выбирают подходящие для местных условий: австралийцы - богато оснащенные и мощные, китайцы - в основном те, что попроще и подешевле. Примерно такие же, каковы массовые российские машины. Впрочем, мы долго считали, что отечественные заводы делают самые подходящие для наших тяжелых условий машины. Оказалось, "нежные", изящные, причем изрядно поезженные "японки" выживают здесь не хуже, чем "по-отечески" грубоватые и с виду внушительные "москвичи" и "волги"...
В Японии нынче в моде стиль "ретро", но купить "Ягуар" 1950-х по карману единицам. Для остальных - созданная по британским мотивам "Мицуока-Вьют". Репликар построен на базе "Ниссана-Марч", оснащен автоматической коробкой передач и моторами объемом 1 и 1,4 л, мощностью 44 кВт/60 л. с. и 62,5 кВт/85 л. с.
"Тойота-Веросса" (слева) адресована молодым покупателям, но вполне годится на роль представительского автомобиля.
Развозной фургончик, стилизованный под 60-е, - не редкость в Стране восходящего солнца. "Субару-Самбар" длиной 3,4 м оборудован 48-сильным мотором и трехступенчатым "автоматом".
С конвейера "ФАВ-Фольксваген" сходят не только устаревшие для Европы "джетты", но и вполне современные
" Ауди А6" и " Фольксваген Бора".
Китайское предприятие "Чери" под неблагозвучным индексом SQ R7160 выпускает перелицованный "СЕАТ-Толедо" образца 1991 года.
"Форд-Фейрлайн" сделан в духе
американских традиций - на машину
ставят моторы мощностью до
175 кВт/238 л. с., объемом до 4,9 л.
"Холден-Монаро" в версии CV8 оснащают механической или автоматической коробками передач и дифференциалом повышенного трения.
"Фольксвагены-Гол" и "Парати" составляют основу бразильского автопарка. Налоговые льготы "виноваты" в появлении однолитровой версии с турбонаддувом мощностью 82 кВт/112 л. с. Но это, скорее, исключение, чем правило. Большинство водителей вынуждены довольствоваться маломощными версиями, например
57-сильной бензиновой.