Тестируем Range Rover Sport с виртуальным рулем
Когда мне исполнилось десять лет, я получил в подарок от бабушки кроссовер Suzuki Vitara. Черную трехдверку первого поколения с огромным фисташковым кенгурином и кислотно-салатовыми колесами. Разгон был подчеркнуто вялым, да и управляемость так себе. Но стоило родителям оставить меня одного, я принимался гонять по квартире до тех пор, пока не садились пальчиковые аккумуляторы.
Очень скоро мой интерес к радиоуправляемым моделям пошел на убыль и через какое-то время угас. Но вот, 16 лет спустя, я вновь дистанционно управляю автомобилем – большим и настоящим вседорожником Range Rover Sport: вращая виртуальный руль и «топча» педали на экране смартфона, подключенного к машине через Bluetooth.
Я СКАЗАЛ: «ПОЕХАЛИ!»
Страшно ли мне? Как минимум непривычно! А сотрудники инжинирингового центра Jaguar Land Rover, что в Гейдоне, смеются и подбадривают.
Говорят, система Remote Control не позволит разогнаться быстрее 6,5 км/ч. Да и радиус действия ограничен десятью метрами. Выйдешь со смартфоном за виртуальную границу – машина остановится. Если подойдешь слишком близко, тоже замрет – чтобы случайно не задавить.
По замыслу разработчиков, Remote Control поможет водителям вседорожников на сложном рельефе. Для оценки местности больше не придется высовываться из окна и постоянно выпрыгивать из машины. Достаточно выйти один раз, запустить приложение, на короткое время вспомнить детство… и продолжить путь, вернувшись за осязаемый руль.
С непривычки управлять машиной на расстоянии непросто, но Remote Control реально работает! В портфолио инженеров‑электронщиков JLR эта разработка – одна из многих.
В сотрудничестве с властями родного для JLR города Ковентри кипит работа над системой Pothole Alert, созданной для распознавания дефектов дорожного полотна (включая открытые канализационные люки) при помощи датчиков и фронтальных стереокамер. Обнаружив опасность, автомобиль анализирует работу демпфирующих элементов адаптивной подвески MagneRide и мгновенно оптимизирует их под дорожную ситуацию, смягчая проезд препятствия.
При этом полученная информация по умолчанию загружается в облачное хранилище. Таким образом, едущие следом машины автоматически замедлятся перед препятствием или объедут его, оставаясь в пределах полосы. А еще в JLR планируют делиться с городскими властями картой дефектов, составленной при участии Pothole Alert.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ
В ближайшем будущем автомобили Jaguar и Land Rover смогут не только следить за качеством дорог, но и вести непрерывный мониторинг самочувствия человека за рулем. В рамках экспериментального проекта Sixth Sense гейдонские инженеры учат свои машины считывать мозговые импульсы и следить за сконцентрированностью водителя при помощи датчиков, вживленных… в руль. Не беда, что ладони далеко от головы, – специальное программное обеспечение усиливает сигнал и фильтрует посторонние шумы. Говорят, похожий метод использует NASA для поддержания должной концентрации внимания пилотов.
В работоспособности системы я убедился в кресле тренажера с «умным рулем». Стоило, взявшись за него, перестать фокусироваться на одной точке и погрузиться в собственные мысли, тут же на экране перед глазами вспыхнуло предупреждение.
Но даже этого англичанам мало – они развивают технологию Driver Wellness Monitoring. Датчики, вживленные в кресло водителя, отслеживают вибрации от дыхания и сердцебиения. И хотя сегодня система способна выполнять лишь наблюдательную функцию, в скором времени она сможет самостоятельно управлять «музыкой», подсветкой салона и климат-контролем, помогая взбодрить уставшего водителя. Или… расслабить возбужденного!
В планах JLR – научить автомобиль самостоятельно останавливаться и вызывать помощь, если с водителем в дороге случится беда. И нет никаких сомнений в том, что у сотрудников гейдонского центра всё получится: освоение каждой новой технологии дает толчок к развитию следующей.
Пример такого взаимодействия – перед моими глазами: опутанный проводами и обвешанный датчиками мужчина в странной закрытой маске. Наблюдая, как он размахивает руками и сотрясает воздух внутри конструкции из металлических прутьев, несложно принять парня за сумасшедшего. Но когда узнаёшь, что маска – шлем виртуальной реальности, а конструкция – имитация подкапотного пространства, всё встает на свои места. С помощью технологии Virtual Manufacturing Ergonomics инженеры на ранней стадии разработки автомобиля проверяют, насколько удобны сборочные и ремонтные операции. И при необходимости вносят изменения в конструкцию.
Гейдон я покидал в приподнятом настроении. Будто побывал в Хогвартсе. И пусть большинство технологий находится на стадии разработки, а их появление на серийных автомобилях – открытый вопрос, гейдонский инжиниринговый центр делает великое дело. Англичане хотят, чтобы продукция JLR не только ассоциировалась с харизмой и стилем, но и стала синонимом слова «инновации». И мне кажется, что у них начало получаться. А вам?