Доверять и проверять

ДОВЕРЯТЬ И ПРОВЕРЯТЬ

МАСЛО ДЛЯ СТАРОГО АВТО

К крупным производителям с мировым именем доверия, понятно, больше, но их звонкие слоганы тоже порой воспринимаешь как рекламный ход, не более. Проверить обещания, как правило, сложно. Но иногда все-таки удается. Именно этим мы и занялись.

Уже несколько лет российским покупателям предлагают моторное масло "Вальволин Макслайф" (Valvoline Maxlife) - продукт, по заверению фирмы, разработанный специально для автомобилей с пробегом более 100 000 км и способный продлить им жизнь. У любого при этом, конечно, может возникнуть по крайней мере два вопроса: продается ли такое масло в мире или это "спецпродукт" для России и что, собственно, оно дает?

Искать ответ на эти вопросы мы начали в Лексингтоне (США) на исторической родине "Вальволина".

РОДИНУ ИНОГДА ВЫБИРАЮТ

Мы не случайно назвали Лексингтон исторической родиной "Макслайфа". Да, здесь находится штаб-квартира "Вальволина", основные лаборатории и инженерный центр, но производится продаваемый в России продукт не в США, а в Голландии, и он несколько отличается от американского. Так что в известном смысле у этого масла две родины.

Оказавшись в Америке, ваш покорный слуга довольно быстро нашел ответ на первый интересовавший нас вопрос: пользуется ли кто-нибудь в Штатах таким маслом? Оказалось - пользуются. Недалеко от гостиницы, где мы жили, увидели пункт быстрой замены масла (Valvoline Instant Oil Change), где, как убедились, есть и "Макслайф", и его потребители - хозяева старых машин. Тогда будем искать ответ на второй вопрос: что это масло дает?

Чтобы показать сомневающимся русским, чем "Макслайф" отличается от обычного масла, нас провели по заводу, где мы могли констатировать: этот продукт "варят" по другой технологии, по крайней мере, при других температурных режимах - это ощущаешь, когда проходишь мимо разогретых до разной температуры реакторов. Еще немного вдоль конвейера - и мы попадаем в лабораторию. Здесь разные спектрометры, вискозиметры и старый двигатель "Бюика", поработавший на "Макслайфе". Объясняют, в чем его отличие: больше моющих и антиокислительных присадок, добавки "для лучшей работы в изношенном моторе" и специальный ингредиент восстановления сальников.

На этом американский инженер сделал паузу - хотел увидеть наши удивленные глаза. Не дождался - вместо этого получил наши вопросы: как сие влияет на зольность, сохраняется ли полный пакет присадок обычного масла, чем приходится жертвовать, меняется ли состав присадки-загустителя и т. д.?

Американец удивился, откуда мы все это знаем. На всякий случай показал атомно-адсорбционный спектрофотометр, но поняв, что и с этой штуковиной мы уже знакомы, пригласил на обед.

Позже нам объяснили: местные журналисты вообще не задают технических вопросов, поэтому у фирмы на этот случай нет правил общения с прессой. Восприняли это как комплимент и поняли - разбираться придется самим. Нет-нет, не подумайте, что хозяева были негостеприимны - на флагштоке перед головным офисом рядом с американским реял российский национальный флаг. Это тронуло.

ЕСТЬ И ТАКОЙ МЕТОД

Инфракрасная спектрография не самый сложный, но у нас весьма редкий метод анализа. Относится он скорее к научно-исследовательским. Пользуются ИК-спектрометром, как правило, чтобы сравнить два (или более) разных вещества и узнать, различаются они или нет. Получив ответ, обычно считают задачу выполненной. Некоторые идут дальше, чтобы выяснить, чем отличаются и как это может повлиять на работоспособность масла.

Известно, что каждое вещество по-разному отражает и поглощает лучи. У масел это хорошо заметно в инфракрасном диапазоне. Проще говоря, масло под инфракрасным светом дает возможность представить сложную характеристику поглощения, где по оси абсцисс - длина волны, а по оси ординат - безразмерная величина относительного поглощения. Мы увидим кривые поглощения лучей молекулами основы масла и присадками. Если все кривые у двух масел совпадут, продукты идентичны. Окажутся разными - думайте, какое вещество (присадка) в составе одного из масел дает это отличие.

Снять ИК-спектрограммы с двух образцов масел - обычного "Вальволина Дюра Бленд" и "Макслайфа" мы по возвращении попросили российских специалистов. И вот что получилось (рис. 1, 2).

В диапазоне спектра, где виден состав основного пакета присадок, существенных отличий не обнаружили. Это означает, что основные пакеты в составе обоих масел идентичны. В той же части спектра, где видна основа масел, различия есть - в одном месте (рис. 1) графики расходятся. Как нам пояснили, это расхождение обусловлено наличием в "Макслайфе" высоковязкого синтетического компонента, призванного увеличить несущую способность масляной пленки. Иначе говоря, такое масло должно лучше работать в больших зазорах более изношенного двигателя.

Напоследок, поскольку использованный метод "увидел" всего одно отличие, попросили специалистов проверить, как оба масла воздействуют на резину. Оказалось, по-разному. Выдерживание резины УИМ-1 в двух маслах при температуре 120°С привело к разному увеличению массы резиновых образцов и их плотности (см. табл.).

Подводя итоги небольшого расследования, можно констатировать: основной пакет присадок у обычного "Вальволина" и предназначенного для машин с пробегом свыше 100 000 км "Макслайфа" весьма близок (а может, и вовсе одинаков), однако налицо два отличия. Первое - в основе масла для "старых" машин присутствует высоковязкий синтетический компонент, увеличивающий несущую способность масляной пленки. Второе - добавлен и химический компонент, призванный "подтягивать" сальники. Стоит ли эта разница 150 рублей (примерно на столько дороже "Макслайф"), решать владельцам автомобилей с изношенными двигателями.

Упаковка масел в бочки.

Рис. 1. Спектрограммы диапазона основы.

Рис. 2. Спектрограммы диапазона пакета присадок.

Подпишитесь на «За рулем» в