Своя заморозка

СВОЯ ЗАМОРОЗКА

ХОЛОДИЛЬНИКИ И ТЕРМОСУМКИ

Коротко лето в России, а помучить жарой всегда успеет. Точно сказал Пушкин: "Лишь как бы напоить, да освежить себя - иной в нас мысли нет". Недолюбливал великий поэт зной и пыль. Впрочем, в ресторанах уже тогда подавали мороженое, да и шампанское остужали на льду. Дармовой зимний мороз на Руси умели беречь с незапамятных времен: в погребе глыбы льда сохранялись месяцами. Пользовались "аккумуляторами холода" и тогдашние "дальнобойщики" - обозы доставляли в первопрестольную рыбу из сибирских рек. Правда, порой заморозка отходила раньше времени, и дорогой товар приходилось выбрасывать.

ЭКОНОМИТЬ ИЛИ ПРОИЗВОДИТЬ?

Сегодня у путешественников есть выбор: рассчитывать на запасенный холод или взять в дорогу полноценный холодильник.

Выбор термосумок и термобоксов - на любой вкус и объем (от 5 до 95 литров). По внешнему виду термосумки почти не отличаются от обычных. Главные их достоинства - компактность и небольшой вес. Есть даже наборы "матрешек" - укладываются друг в друга. Интересна сумка с набором полипропиленовой посуды из 20 предметов. Посуду можно мыть в автоматической машине и нагревать в микроволновой печи. Учитывая, что цена таких сумок сравнительно невысока (в среднем 400-800 рублей), а также их приемлемую термоизоляцию (в целом не хуже, чем у боксов), порекомендуем их для однодневных путешествий, особенно если часть маршрута придется идти пешком. Да и в хозяйстве такая сумка пригодится - термоизолирующие вставки обычно легко снимаются.

А вот на бокс можно даже присесть отдохнуть - крышка отдельных моделей, по заявлению производителя, выдерживает 150 кг. Таскать прямоугольные ящики не очень удобно, зато в машине они - к месту. Впрочем, есть и обтекаемые "баулы". Термоизоляция же их порой даже хуже, чем у сумок. Если между крышкой и корпусом щель в несколько миллиметров, холод из такого погреба выдует за считанные часы.

Теперь - холодильники. Это совсем не обязательно тяжеленные нескладные ящики. Есть и легкие боксы-корзинки, и складные модели (сумки-холодильники). Во Франции недавно придумали даже надувной холодильник - но это пока экзотика. Самые распространенные на рынке - термоэлектрические модели, работающие за счет эффекта Пельтье (ЗР, 2001, № 7, с. 92). Цены на самые простые и компактные модели начинаются от 120 долларов. За 350-400 предлагают изделия большого объема или с "наворотами" - например, встроенным регулятором температуры. Вне зависимости от фирмы-производителя, основные их характеристики совпадают: разница температуры с окружающей средой 18-24°С, потребление тока 3-5 А. Основное внимание - все той же термоизоляции: в холодильнике со сравнительно низким КПД ее роль особенно важна. От этого зависит, будет ли к вечеру водочка "с изморосью" или просто прохладная. Лучшие модели при тридцатиградусной жаре держат в камере около плюс 6°С, посредственные - плюс 10-12°С.

В выключенном состоянии термоэлектрические холодильники сохраняют тепло заметно хуже, чем термобоксы, - из-за тепловой проводимости металлического термоэлемента. В некоторых моделях, где элемент в съемной крышке, на этот случай предусмотрена еще и глухая крышка с хорошей термоизоляцией.

Есть и другие, более мелкие различия. Так, популярный на рынке "Кулатрон" снабжен дополнительной, внутренней крыльчаткой - она перемешивает холодный воздух для скорейшего охлаждения продуктов. Одно время предлагали модели с встроенным термометром или жидкокристаллическим дисплеем с регулятором температуры. Переплачивать за хитрую электронику не стоит: во-первых, термометр измеряет температуру на радиаторе, которая может значительно отличаться от той, что внутри батона колбасы, а во-вторых, слишком много холода термоэлектрические устройства дать просто не в состоянии - так пусть уж работают на всю катушку.

Не забудем, что любой холодильник - машина, в конечном итоге выделяющая лишь тепло. Мощность термоэлектрических значительна - десятки ватт. Поэтому закрывать вентиляционные отверстия или надолго запирать их в багажнике опасно. Того и гляди, пластмасса корпуса деформируется, моторчик заклинит, а там и до пожара недалеко (предохранители есть не на всех моделях, а 20 А прикуривателя уже может оказаться многовато). Но есть среди них и такие, что могут работать печкой на законных основаниях. Для этого достаточно переключить полярность питания - и роли радиаторов поменяются. Нам удалось получить в пластмассовой печке 80°С, но все же лучше не превышать рекомендуемые производителями 50-60° - все равно кофе не сваришь. Уж больно мягким становится горячий пластик, да и запашок, знаете ли...

ДОРОГИЕ ГРАДУСЫ

Компрессорные автохолодильники - копии своих кухонных собратьев. Им по плечу настоящая заморозка - разница температуры "с забортной" может превышать 40°С. Наш подопытный "Савафуджи" при тридцатиградусной жаре заморозил контрольный термометр до -15°С! Да и потребление тока компрессором в несколько раз меньше. Но в маленькой легковушке подобный монстр займет весь багажник (если, конечно, туда поместится) или заднее сиденье. Сделать аппарат компактным не позволяет конструкция: компрессор, конденсор, испаритель требуют места, да и весят немало. Зато для мини-вэна или прицепа-дачи такой холодильник в самый раз. К сожалению, градусы ниже нуля стоят недешево. Цены на компрессорные модели начинаются от 1000 долларов.

ГДЕ ХРАНИТЬ ХОЛОД

Если у вас сумка, бокс или термоэлектрический холодильник, укладывать в них нужно заранее охлажденные продукты. Можно продлить заморозку за счет "аккумуляторов холода" - пластиковых резервуаров со специальной жидкостью, стоят они 3-5 долларов в зависимости от размера. Тот же эффект дадут пластиковые бутылки со льдом, а в холодильники с герметичным дном лед можно насыпать горкой. Чтобы опустить температуру ниже нуля, лед посыпаем солью - рецепт российских дорожников.

Термобокс "Иглу" для холодных и горячих продуктов, 950 руб. Удобная ручка, не мешает при ходьбе. Крышка с защелкой.

Термоизоляция оставляет желать лучшего: если продуктов немного, стоит захватить аккумуляторы холода.

Сумка-холодильник "Иглу", 4600 руб. Очень удобна: есть плечевой ремень, выдвижная ручка для перевозки (сумка с колесиками), карманчик для шнура и отсек для мелких вещей. Складывается. Неплохая термоизоляция. Вентилятор работает тихо. Разница температур с окружающей средой - 18°С.

Компрессорный холодильник "Савафуджи-МТ35", 37 260 руб. Бесшумный и экономичный морозильник, с хорошей термоизоляцией - идеален для дальних путешествий. Крышка съемная. Есть возможность питания от сети 220 В. Разница температур - 42-45°С.

Холодильник "Кулатрон-Р25", 5940 руб. Оптимальное для легковушки соотношение "габариты-вместимость". Термоэлемент и крыльчатки расположены в крышке, благодаря чему холодильник можно использовать и на рыбалке - запускать в "ведро" живую рыбу. Съемная крышка запирается ручкой. Разница температур - 20°С.

Подпишитесь на «За рулем» в