Последний парад
ИНОМАРКИ ИЗ ЛИТВЫ
ОНИ
Грядущее повышение пошлин подвигло прибалтийских бизнесменов к активным действиям. Говорят, перед смертью не надышишься, но можно постараться набрать побольше воздуха. Вот продавцы и стремятся напоследок как следует заработать. Но вместо того, чтобы снижать цены на неликвиды, они предпочитают завозить все новые партии секонд-хэнда. Риск остаться с нереализованным товаром невелик: все машины постепенно подберут купцы из Белоруссии, Украины или Узбекистана. Автомобили-новички поголовно требуют ремонта, и в мастерских образовались очереди. Самые расторопные идут на хитрость. Разбитый автомобиль на скорую руку ставят на ход и, подыскав покупателя-россиянина, растаможивают; те, что не успели починить, тащат на буксире. Благо, таможня под боком - в Калининграде. После этого мастера, не торопясь, принимаются за окончательную доделку.
МЫ
У наших дела похуже. Конечно, под занавес хотелось бы растаможить побольше товара. Но боязно: кто точно знает, когда занавес закроется? Ведь с нашим размахом плюс-минус неделя - не срок. Не угадаешь - заплатишь в казну лишних пару тысяч "зеленых". Поэтому перегонщики нынче в ожидании. Прошел слух, что указ не подписан - все рванули в Литву за покупками. Затоварились, и на дно до новых известий.
ГРАНИЦА
Пересечь ее надо дважды: из Литвы в Калининградскую область на таможню и обратно. Перемены произошли и тут. В периоды затишья нет абсолютно никакой очереди. А прежде в любое время хвосты выстраивались на 6-8 часов! Но не спешите радоваться. Мало людей - мало денег. Стандартным "взносом" в 20 литров (200 руб.) теперь не отделаться! Алчные мытари требуют втрое. Платить ни за что почти двадцать (!) долларов - перебор. Правда, кто не сойдется в цене, рискует подвергнуться тесту "на интерпол", который легко растянуть на несколько часов. Благо, хоть наши стражи к соотечественникам лояльны и особых препятствий не чинят.
ТАМОЖНЯ
Странный все же у нас народ! Трудовые подвиги совершают, в основном, в экстремальных ситуациях. Прошлым летом в жаркие деньки таможню проходило до пятидесяти машин в сутки! Ныне пятерых обслуживали целых семь часов. Очереди нет - торопиться некуда.
ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА
Торговцам оно видится по-разному. Самые оборотистые литовцы уже завозят свежие малолитражки, вроде "Тойоты-Ярис", "Ниссана-Микра" или " Peugeot 206". К таким машинам таможня остается лояльна: 0,85 евро за двигатель до 1 л и 1 евро - до 1,5 л. Модели новые и потому поступают, в основном, разбитые с автосвалок. Ведь целый за бесценок не отдадут. Купят ли этот товар в России? Как знать, пока у нас в почете техника покрупнее.
Некоторые планируют торговать старыми, но неплохо сохранившимися экземплярами. "Там" за древностью лет их готовы уступить почти задаром. Например, "Ситроен-ХМ" 1991 года выпуска в Литве стоит около полутора тысяч долларов. Машина большая, отменно оснащенная. Даже при высоких таможенных ставках в Москве ее можно выставить за $7-8 тыс. Очень привлекательная цена. Но старость - не радость, много ли будет охотников оседлать авто из ушедшего века?
Не исключено, в ход пойдут подзабытые теневые схемы. Больно живуч принцип: нельзя, но если приносит прибыль, можно. Правда, без "оборотней в погонах" возродить их будет нелегко.
А честный рынок пускай останется. Ведь есть спрос, значит, нужно и предложение.
"Фольксваген-Нью Битл" явно по душе молодой паре.
Достаточно ли этого, чтобы покупка состоялась?..
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ