Гран-при большого города

ГРАН-ПРИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

полезное действие

ЭКСПЕРИМЕНТ ЗР

ГРАН-ПРИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

АНТОН ЧУЙКИН. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Из архива ЗР

Так родилась идея теста - проехать столицу из конца в конец на двух автомобилях, движущихся в разных режимах: один водитель со скоростью не более установленных 60 км/ч, другой - там, где сможет, 80 и даже 90 км/ч. Проехав весь город - почти 40 км - на пределе возможностей, "спешащая" машина выиграла всего 8 минут. За рулем требуется быть не только умелым, но и здравомыслящим, рассудительным, благоразумным и не делать того, что делать бессмысленно. Мы все о том же профессионализме, который не терпит дилетантства ни в чем. ЗР, 1989, № 7.

Идея этого эксперимента чрезвычайно проста: выбираем трех опытных водителей и просим их сыграть Аса, Чайника и Бывалого. Место действия - столичные магистрали с их вечным аншлагом. Первый понесется впереди потока (во всяком случае, постарается), второй будет отставать, третий поедет как все. А на финише сравним результаты: сколько можно выиграть у самого себя и какой ценой?

60 МИНУТ

Именно на такое время коллеги стали "сам-себе-гонщиками". Ровно час на Садовом кольце - сколько можно сделать кругов в разгар рабочего дня? Стартовали по очереди, на одной и той же машине, чтобы уравнять шансы каждого и более-менее точно измерить расход топлива. Нам повезло: обстановка на улицах была стабильная, так что все трое попадали в одни и те же заторы и разгонялись на одних и тех же свободных участках. Итак, за рулем VAZ 2111 - Ас, рядом фотограф, позади - автор в роли комиссара гонки. Старт!

Уже в узком переулке Ас успевает набрать 60 км/ч, напористо прошивает по диагонали Садовое (не смог даже посчитать, сколько рядов мы пересекли) и энергично разворачивается. На отрезке от проспекта Мира до здания ГАИ (обозначенном в таблице А) он успевает 13 раз переключить передачи! Излюбленный маневр асов применяется многократно: уткнувшись в очередное уплотнение в своем ряду, метнуться вправо и, проскочив перекресток, вернуться на одну из левых полос... Дистанция боя - минимальна, округлый нос "одиннадцатой" то и дело залезает под задние свесы грузовиков, тычется в плотные ряды машин, выискивая минимальные зазоры.

На участке Б - Зубовский бульвар - Крымский мост - Ас побывал на всех полосах. Разговора в машине не получается - водитель слишком сосредоточен, пассажиры испуганы... но об этом ниже.

Через час мы почти замыкаем второй круг по Садовому и с чувством облегчения и раскаяния (стыдно так ездить!) возвращаемся в редакцию. На нагретом Асом сиденье устраивается его противоположность...

Читатели ЗР знают юриста Волгина. Знакомьтесь: Волгин-актер в образе Чайника. Причем не просто неопытного водителя, а человека, даже не пытающегося понять соседей по движению! "Одиннадцатая" глохнет при первом же троганье. При втором вместо первой передачи включается задняя: мы затылками чувствуем ужас стоящего у нас в корме "Москвича". Разворот: в неподражаемом стиле эгоиста машина неторопливо вываливается на встречную, совершает 180-градусный маневр и неторопливо катится к светофору метрах в двухстах впереди. Другие пусть подождут - и пропускать их Чайник не намерен, а разгоняться ему ни к чему.

Смена ряда - событие исключительное. Три перестроения на контрольном участке он совершил под давлением негодующих сигналов. Неторопливый разгон, движение на третьей передаче, накат, неспешное замедление: за Чайником выстраивались вереницы машин. Зато перед ним - простор. Если Ас все время упирался в пробки и пробочки, то Чайник ехал как будто по пустым улицам, попадая в заторы лишь у светофоров. Сначала это было забавно, но потом, когда понимаешь, что твой водитель мешает всем, начинаешь раздражаться... Хорошо, что терпеть пришлось недолго. Сделав полтора круга за 60 минут, едем успокаиваться на базу.

Третий участник эксперимента - Бывалый едет очень спокойно, впервые можем поговорить. Перестроения ни к чему - все ряды едут примерно одинаково, главное - не выпадать из ритма. Описывать стиль Бывалого ни к чему - особенностей не замечаешь, что и является признаком грамотной езды. Проезжаем круг, две трети второго; все, эксперимент завершен - пора расшифровать записи и данные приборов, оценить результаты.

НЕМНОГО ЭКОНОМИКИ...

Математика гонок представлена в таблице. Совершенно ожидаемо Бывалый проехал быстрее Чайника, но медленнее гонщика - разница 20 и 12 процентов соответственно. Цена "мастерства" Аса - лишний литр бензина на каждую сотню километров. Неумение Чайника стоит столько же! А если еще вспомнить, как не понравился его стиль автомобилю, который заставляли дергаться, резко тормозить, хрустеть коробкой... За это он даже посадил аккумулятор - совпадение, конечно, но насколько случайное?

А если серьезно - ну прикиньте сами, стоит ли игра Аса свеч? Незначительная экономия времени равна перерасходу бензина и лишней нервотрепке. Кстати, о здоровье.

...И МЕДИЦИНЫ

Соблазн померить давление и пульс водителям реализовать не удалось. На ходу это затруднительно, к тому же артисты волновались, выходя на сцену. А потому манжету тонометра примерял... пассажир. На старте давление было примерно 130 на 80 - да-да, я тоже немного волновался! При поездке с Бывалым оно в среднем составило космические 120 на 70, Чайник разозлил меня до стартовых величин. А вот Ас испугал так, что тонометр выдал 150 на 90! Вредно с ним ездить, господа!

* * *

Ну-с, сделаем выводы. Лихачить - опасно, накладно и вредно. Начинающих, которых в лице Чайника мы распекали выше, прошу не обижаться: в конце концов ваши недостатки исправимы, набирайтесь опыта! Надо сказать, что, несмотря на все наши новичковые экзерсисы, на Садовом резкое недовольство высказал только один водитель... с наклейкой-чайником на стекле! Только не становитесь асами, пожалуйста...

Четырнадцать лет назад журнал проводил подобный эксперимент. Завершалась статья так: "в условиях интенсивного движения как ни спеши, а приедешь почти вместе с теми, кто придерживается установленных лимитов. Впрочем, сомневающиеся могут повторить эксперимент. В любом городе, на любых улицах и сообщить о том, что у них получилось. Мы обещаем немедленно выехать туда, где закон окажется недействующим". Обещание остается в силе.

AC

ЧАЙНИК

БЫВАЛЫЙ

Стиль трех "гонщиков" особенно ярко проявлялся при перестроениях. Ас совершал их ежеминутно: не обращая внимания на разметку, втирался в самые небольшие зазоры... чтобы тут же шарахнуться обратно.

Чайник попал на ремонтируемую полосу. Сбросив скорость, он лишил себя возможности спокойно перестроиться влево, а промежуток перед ним тут же заполнили машины из правых рядов.

Бывалый перестраивался влево с набором скорости, чтобы

влиться в быстрый поток, не создав помехи. При этом дистанцию до "Волги" держал безопасной!

ЮРИЙ НЕЧЕТОВ - АС:

Не скажу, что я лихач, стараюсь ездить аккуратно, без лишнего мельтешения по рядам, но быстро. Основной принцип - не создавать проблем другим. Изображая "гонщика", пришлось отступить от этих правил - от души наступать на педали, выкручивать мотор до пяти тысяч, часто перестраиваться, вращать головой на 360°. Конечно, получается чуть быстрее, но скромный выигрыш по времени просто несоизмерим с многократным увеличением нервного напряжения и риска попасть в ДТП. Так можно везти жену в роддом, но ездить каждый день - увольте.

СЕРГЕЙ ВОЛГИН - ЧАЙНИК:

Как я играл новичка? Честно говоря, никаких специальных домашних заготовок не было. Правда, накануне вечером пришлось вспомнить уроки в автошколе... Да еще, как пару лет назад учил супругу ездить. Осталось только посильнее схватиться за руль, сделать каменное лицо, не реагируя на ехидные замечания коллег, и ни в коем случае не превышать скорость. Фирменные "чайниковские" трюки пришли по дороге: погромче газовать при троганье, откатываться назад на подъеме, после третьей передачи с хрустом включить первую. Должен сказать, что все оказалось не так просто - после часа такой езды спина была мокрой, как будто на самом деле разучился ездить...

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ -

БЫВАЛЫЙ:

Особой подготовки, чтобы проехать "как все", не требовалось.Чем больше езжу, тем меньше "прыгаю" из ряда в ряд. Выбираю те, что полевее: там не упрешься в троллейбус или в любителя припарковаться как бог на душу положит. Еду со скоростью потока. Если дорога свободна, конечно, с превышением, но не быстрее лидеров. Бензин не экономлю, берегу силы и нервы. А время... Мой опыт подсказывает: на 20-километровом отрезке от дома до работы в час пик сэкономить удастся едва ли десять минут. Вряд ли ради них стоит опасно лихачить. Так что свое второе место в городском Гран-при считаю победным.

Подпишитесь на «За рулем» в