Лучшие годы
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Семинар
ГАРАНТИЯ
ЛУЧШИЕ ГОДЫ
МАКСИМ САЧКОВ
Нет автомобилей, которые не ломаются. Но неисправность новой машины всегда неожиданна, а потому особенно неприятна и обидна. Единственное, что в таких случаях может утешить - гарантия, за ремонт платить не придется...
ПО СТРАНИЦАМ СЕРВИСНЫХ КНИЖЕК
Гарантию дает каждый завод, но сроки ее действия сильно разнятся (см. таблицу). Почти на все отечественные автомобили - не более года. Приятное исключение - все модели ВАЗ. Правда, чтобы сохранить право на бесплатный ремонт, за 24 месяца можно "накрутить" не более 35 тыс. км. Зарубежные фирмы предоставляют больше гарантийных километров или вовсе не лимитируют пробег.
Утверждать, что сроки тем выше, чем автомобиль дороже - неверно. В этом отношении равны "Рено" и "Ока". Правда, владельцы первых могут ездить сколько душе угодно: ограничений по пробегу нет. Кстати, для турецкого или российского "Символа" (часть машин собирают в Москве) и французских автомобилей условия одинаковые. Нынче это принято и в других фирмах: заводы не делят по национальному признаку на хорошие и плохие.
Самая внушительная заводская гарантия - на автомобили КИА... российской сборки! Тратиться на ремонт придется лишь спустя пять лет или через 120 тыс. км пробега. Учитывая наши условия эксплуатации - смелый ход!
Спор между европейскими и японскими производителями о гарантии пока выигрывают выходцы из Страны восходящего солнца. Европейцы вынуждены подтягиваться: "Фольксваген" ввел свои новые правила в конце прошлого года, "Форд" - чуть раньше. Ну а французы пока не спешат.
Называть гарантийный ремонт бесплатным будет не совсем верно: владелец должен приезжать на обязательное и недешевое обслуживание на фирменной СТО. Понятное дело, стоимость ТО и срок заводских гарантий связаны. Как правило, чем дольше и больше вы можете ездить, не думая о платном ремонте, тем дороже обходится обслуживание машины. Завод возьмет "свое" если не стоимостью ТО, так их частотой.
КОМУ ДОБАВКИ?
Посредники между заводом и покупателем - официальные дилеры - все чаще предлагают собственную, так называемую дилерскую гарантию. Известно, что в Москве владельцы "дэу-нексий" и "матизов" могут бесплатно устранять неполадки не в течение года, как записано в сервисной книжке, а целых пять лет. Подобную "добавку" предлагают и другие - как продавцы довольно дорогих иномарок, так и те, кто торгует отечественными авто. Но бесплатного сыра, как известно, не бывает. Посещать ТО придется чаще или платить за него дороже.
Некоторые производители, как и дилеры, продлевают свои обязательства. Например, когда истечет срок заводской гарантии на " Форд Фокус", можно накинуть еще год или даже два (не превышая при этом пробег 125 тыс. км), заплатив, соответственно, 350 или 875 условных единиц.
Разумеется, ни дилер, ни изготовитель не могут навязывать дополнительных услуг. Гарантия продавца - добровольное соглашение между ним и покупателем, который вправе отказаться от этого предложения и приезжать на ТО в сроки, предписанные сервисной книжкой - заводские обязательства сохраняются.
Впрочем, удлиненная гарантия - своего рода страховка, позволяющая точнее планировать расходы на автомобиль. Если в этот период возникнут проблемы с мотором или коробкой передач (конечно, это в первую очередь относится к отечественным машинам), потраченные деньги окупятся с лихвой (подробнее в ЗР, 2002, № 2).
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
Итак, лучшие годы вашего автомобиля только начинаются. Но учтите: бесплатно не заменят детали и узлы, которые принято называть расходными материалами - свечи, фильтры, тормозные колодки. Они перечислены в сервисной книжке. За такие запчасти, их замену владелец платит даже в период гарантии. Иногда на отдельные элементы, например, шины, аудиотехнику, установленную на заводе, производитель дополнительно оговаривает сроки бесплатного ремонта или замены.
Кстати, некоторые дилеры под угрозой лишения гарантии требуют от покупателей устанавливать магнитолу или сигнализацию только в своих техцентрах. Это незаконно! Владельцу навязывают услугу, за которую к тому же чаще всего приходится платить больше, чем в фирмах, занятых установкой такого оборудования. Если вы поставили противоугонку на стороне или самостоятельно, а мотор нельзя пустить, дилер за свой счет обязан провести независимую техническую экспертизу. Виноват завод - неисправность должны устранить бесплатно, ваша ошибка - придется платить за экспертизу и ремонт.
Если установка дополнительного оборудования в фирменном автосалоне - одно из условий дилерской (не заводской!) гарантии, закон на стороне продавца. Не хотите принимать такие правила игры, довольствуйтесь гарантией производителя.
Нынче у автомобильных фирм считается хорошим тоном дать отдельное поручение за антикоррозионную стойкость. Между тем, если в сервисной книжке нет указания на срок жизни кузова - на "железо" действует общая гарантия. Появилась ржавчина - деталь должны отремонтировать бесплатно. Впрочем, обычно производители оговаривают: состояние кузова нужно периодически контролировать. На практике это, как правило, означает, что сколы и царапины придется устранять за свой счет.
Большинство современных автомобилей не нуждается в дополнительной антикоррозионной защите, и в сервисной книжке об этом нет информации. Даже для отечественных автомобилей производители не требуют, а лишь рекомендуют обрабатывать кузов после покупки. Так что отказывать в гарантийном ремонте по этой причине СТО не имеют права.
И еще один важный момент, касающийся гарантии. Дилер ручается за качество выполненных работ и установленных им деталей. Сроки действия таких обязательств, опять же, у всех разные. Неисправность, которая произошла по вине ремонтников, должны устранить, естественно, бесплатно. Причем даже в том случае, если общая гарантия на автомобиль уже не действует.
Ремонтники отвечают не только за слесарные работы, но и за кузовной ремонт. Если через пару-тройку месяцев краска начнет тускнеть или отваливаться, требуйте бесплатно устранить дефект.
Конечно, спокойнее жить, сознавая, что в "случае чего" деньги, уплаченные за ТО, обернутся новыми деталями и спорой работой сервисменов. Впрочем, еще приятней заезжать на сервис только для планового обслуживания...
КОММЕНТАРИИ ЮРИСТА
По Закону "О защите прав потребителей" завод вправе установить на автомобиль любой гарантийный срок, исчисляемый в годах и километрах. Дилеры могут предложить альтернативную гарантию, которая обязательно должна превышать заводскую по времени.
Отказать владельцу в гарантийном ремонте автомобиля могут только по трем причинам:
поломка вызвана непреодолимой силой (наводнение, ураган, цунами);
автомобиль пострадал от рук третьих лиц, например, хулиганов или нерадивых ремонтников;
неисправность произошла по вине владельца, неправильно эксплуатировавшего автомобиль.
Если вам отказали в устранении дефекта по иной причине, обратитесь сначала в представительство фирмы или на завод-изготовитель. Если в течение 20 дней ваша претензия не будет рассмотрена, пишите исковое заявление в суд по месту жительства.