По правилам ради жизни
Для начала приведу несколько цифр. По статистике ГИБДД, за восемь месяцев 2015 года в стране произошло 115 350 дорожно-транспортных происшествий, 14 297 человек погибли, 146 271 был ранен. При этом основная часть ДТП зафиксирована в городах и населенных пунктах – 80 221 авария с 5333 погибшими. На федеральных трассах количество происшествий значительно меньше – 14 518, но число погибших – 3886! Немногим лучше обстоят дела на региональных или межмуниципальных дорогах: на 19 220 аварий – 4480 смертей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество аварий и погибших в них людей снижается, и все же перед нами страшные цифры. Почти в каждом четвертом ДТП на федеральной трассе или региональной дороге погибает человек.
С ВЕТЕРКОМ НА ВСТРЕЧКУ
Основная причина – превышение допустимой скорости. Вне населенных пунктов это 90 км/ч. Наказание предусмотрено за превышение более чем на 20 км/ч, и основная масса водителей едет около 110 км/ч, а иногда и больше. При этом самый распространенный вид «трассовых» аварий – встречное столкновение, что объяснимо: дороги у нас в большинстве своем – по одной полосе в каждую сторону, водители выезжают на встречку, не убедившись в безопасности. И бьются. Крепко. Большей части аварий можно было избежать. Как бы нравоучительно это ни звучало, нужно соблюдать ПДД. Превышение скорости даже на 20 км/ч может стать причиной смертельного ДТП. Что уж говорить о необдуманном обгоне? Представьте, что это коснулось вас и вашей семьи. Стоит ли лихачество жизни близких?
СПАСЕНИЕ ПО РАСПИСАНИЮ
После ДТП, где есть пострадавшие, жизнь человека может зависеть от каждой секунды. Как правило, если помощь прибудет в течение 9 минут, человеку удается спасти жизнь. Сегодня достичь такого показателя можно лишь в отдельных регионах: протяженность федеральных трасс слишком велика. Медики признают, что в половине случаев пострадавшие оказываются в больницах через час-полтора. По данным министра здравоохранения Вероники Скворцовой, две трети пострадавших в авариях погибают, не дождавшись медицинской помощи. Именно поэтому в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» Минздрав России оснащает вдоль основных трасс травмоцентры с современным оборудованием. Готовятся специальные центры по обучению сотрудников ГИБДД и МЧС навыкам первой медицинской помощи, часть из них уже работают. А чтобы сократить время прибытия на место аварии, в МЧС планируют до конца 2020 года создать в каждом регионе службу авиационного спасения. Авиаподразделения совместно с бригадами скорой помощи будут нести круглосуточное дежурство по всем автомобильным дорогам.
«Когда жизнь человека зависит от каждой секунды, алгоритм действий должен быть безупречен, предельно ясен и четок. Недаром первые, самые дорогие минуты спасения жизни так и называются – золотой час», – подчеркивает глава российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов.
МИНЗДРАВ РЕКОМЕНДУЕТ
Первая помощь при ДТП:
• включить аварийную сигнализацию, установить знак аварийной остановки, заглушить двигатель, отключить аккумулятор;
• вызвать скорую помощь (телефон 112, 03 или 01);
• если пострадавший без сознания – попытаться определить пульс и дыхание. Если их нет – перевернуть человека на спину и сделать массаж сердца и искусственное дыхание для снабжения легких кислородом до приезда медиков;
• если у человека есть дыхание, трогать и переворачивать его нельзя. Исключение – сильное кровотечение или рвота. При кровотечении – остановить его подручными средствами. При появлении рвоты – уложить пострадавшего на бок;
• при подозрении на серьезные травмы лучше дождаться приезда врачей или службы спасения.
Материал подготовлен Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения и «За рулем» в рамках совместного проекта по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».