Маргарита едет по москве
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
у камина
ДЕНЬ ГОРОДА
МАРГАРИТА ЕДЕТ ПО МОСКВЕ
МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Петр действительно отверг Москву как стольный град - статус "первой леди" ей вернули большевики в 1918 году. Интересно, однако: кто из них при этом лучше к ней относился?
ЗАГАДКИ НОВОЙ МОСКВЫ
Катится по Охотному ряду загадочная легковушка, явно не похожая на других. Город затянут водной пеленой, но открытая машина идет "аки посуху": лобовое стекло чистое, "дворники" выключены, а легкое летнее платье на даме - не по погоде. И пешеходы, почему-то снующие по проезжей части, как бы не замечают странный автомобиль с двумя вызывающе яркими гвоздичками на боковом стекле.
Все остальные машины - нарочито одинаковые: черные, закрытые, безликие. Одна из них как бы случайно зависла в зеркале заднего вида... По-видимому, это "эмочки" - но совсем не на такой машине едет загадочная дама. Что за зверь застыл на ее капоте в прыжке с овального пьедестала? Простите, мадам, это у вас случайно не "Форд-V8"? Или из "американок" вы предпочитаете "Линкольн"?
Ага... Дамочка-то не из простых: в тридцать седьмом году даже упомянутые отечественные "эмочки" кому попало не раздавались и даже не продавались. А уж о том, чтобы порулить на такой иномарке, могла мечтать не всякая жена наркома. Разве что сынок "буревестника революции" позволит покататься знакомой барышне... "Линкольн" - это опознавательный знак милости с верху, причем с самого-самого... И, конечно же, о такой милости всегда хорошо осведомлены обитатели того здания, которое дамочка тоже должна видеть в своем зеркале...
В стороне горел костер. Неподалеку от него стояли две открытые машины марки "Линкольн", и на шоферском месте сидел здоровенный грач в клеенчатой фуражке... Маргарита, неся щетку, подошла в тот момент, когда грач рассказывал борову о том, как ловко он угнал от "Метрополя" две машины.
МИХАИЛ БУЛГАКОВ
Да, по странному совпадению слева от нашей дамы как раз находится "Метрополь" - не оттуда ли этот "Линкольн"? И движется она от площади Дзержинского к Дому Пашкова - с крыши этого здания, венчающего Ваганьковский холм, обозревает Москву булгаковский Воланд. Он видит "...необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на снос лачуг" и, конечно же, уже не видит Храма Христа Спасителя, услужливо взорванного его командой 5 декабря 1931 года. Иначе вряд ли бы он вообще здесь появился...
Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ...
<Старуха>... рехнулася, скорчив ошалелую мину:
От храма "Христа Спасителя" - фить! -
Нет и помину...
Нынче от этого чуда
Осталась груда
Мусору и кирпичей
Мухомор не мозолит нам
больше очей.
ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ
Едет безымянная дама на непонятной машине по улицам да площадям с такими непостоянными названиями... Площадь названа в честь Свердлова, а улица пока что называется Охотный ряд - памятник Марксу еще не заказывали. Станция метро справа по курсу - тоже "Охотный ряд". А весь метрополитен пока что носит имя Кагановича. В 1955 году эта станция также будет названа в честь железного наркома - взамен заберут метрополитен, присвоив ему имя Ленина. А еще через пару лет станция вновь станет "Охотным рядом". "Надолго" - аж до 1961 года: глыба с основоположником забавного учения распространит одноименные названия и на станцию, и на Театральный проезд, и на Охотный ряд, и на Моховую улицу - примерно на 30 лет.
Любопытно - первый московский троллейбус, появившийся на ее улицах в ноябре 1933 года, тоже прославлял Лазаря Кагановича, ибо недвусмысленно назывался "ЛК". Предшественники этого наркома путей сообщения - Клейнмихель, Витте и даже Троцкий с Дзержинским были все-таки поскромнее. Наверное, именно в таком троллейбусе ехала по Арбату Маргарита перед встречей с Азазелло.
Арбат, Солянка, Сретенка, Покровка, Ленивка - вот они, московские имена! Есть у Москвы и другие красивые названия - Вешних вод, Пруд Ключики, Церковная горка, проезд Соломенной сторожки. Но у маэстро, что на крыше Пашковского Дома, свои пристрастия - и, увы, свои слуги. Во всяком случае, страх перед "нормальными" названиями у чиновников неожиданно оказывается настолько сильным, что убогие прозвища для московских улиц порой придумываются ими... про запас! В начале 1950-х годов соответствующая моссоветовская комиссия разработала огромный список с именами на все случаи жизни. "Зарулевцев", в частности, должны были порадовать такие перлы для уличных табличек, как Автобусная, Троллейбусная, Тракторная и, конечно же, Транспортная - на этом автомобильные познания реформаторов, похоже, иссякли. С фамилиями как-то проще - в честь того же Леонида Ильича маэстро сначала обозвал безымянное пересечение улиц Профсоюзной и Гарибальди, а через семь лет... вернул месту прежнее название! Только не уточнил, какое.
Вернемся в центр - на Охотный ряд. Может быть, дама свернет направо, миновав Госплан - депутаты будущей Думы еще не перекрыли своими экипажами пол-улицы... Другая картина, другая эпоха - улица Горького образца 1959 года. Но и здесь те же размытые силуэты - безликие фигуры и оскаленные морды машин, пожирающих город. Да, художники видят "невидимое", но почему им видится одно и то же?
Справа - памятник: он и сейчас выглядит так. А вообще-то в 1912 году перед домом градоначальника был установлен конный памятник герою русско-турецкой войны генерал-адъютанту Скобелеву. Этот бы точно свернул Воланду шею, поэтому 12 апреля 1918 года Ленин-Луначарский-Сталин подписали "Декрет о памятниках республики"... Всадника уволокли, а постамент прикрыли кумачом и превратили в трибуну. (Кстати, напротив взрываемого Храма по ту сторону Москвы-реки тоже понастроили трибун - как же без них...) Затем возвели нечто, называемое "Обелиск Советской Конституции", который через 20 лет объявили "не соответствующим облику города" - в результате к 800-летию Москвы конный всадник вернулся. Только не уже конкретный Скобелев, а полусказочный Долгорукий: так спокойнее.
А на Доме Союзов - непременные красные транспаранты и флаги. Но у нашей дамы - два цветочка: красный и белый. На чьей она стороне в этом Городе - таком сером, размытом, нереальном? И почему все-таки в этом залитом дождем пространстве возникли открытая машина и летнее платьице? Или это вовсе и не дождь?
А что? Слезы людей? Но не эти ли люди "умыли руки" и довели свою Москву до такого состояния, что даже Воланд со своими кунаками выглядят весьма приятными ребятами, с которыми очень даже выгодно дружить? Не эти ли люди, ломая собственные святыни и уничтожая прошлое, добровольно стремились ко злу, вручая Воланду бразды правления? Непонятная дамочка Маргарита стала ведьмой только тогда, когда сама согласилась пойти "к черту на кулички". Да, она ощутила себя "свободной от всего", только от чего конкретно? От обязанностей, от ответственности и, следовательно, от соблюдения любых норм и правил.
Что же это такое - быть свободным от всего? Попросим нашу даму развернуться и заехать, к примеру, на Покровку - тут недалеко. Кстати, тогда это была улица Чернышевского - это тот, кто научил Рахметова спать на гвоздях...
Узенькая Покровка - центр Москвы. Полтора ряда в одну сторону плюс троллейбусы туда-сюда - ну нельзя тут останавливаться: негде! Повесили запрещающие знаки, а москвичи их не замечают - как упорно не замечают катающегося на трамвае Бегемота. Троллейбус к остановке подбирается, а там уже занято - чей-то "мерин" пристроился. С неудобством решили "покончить" и... заменили знаки на таблички: "Платная парковка"!!! А москвичи по привычке и их в упор не видят. Теперь исчезли и таблички - улица стала "свободной от всего". От нормального ритма пассажирского транспорта, от безопасных пешеходных переходов... Кстати, говорят, что скоро она станет еще "свободнее" - "мерины" решили, что им мешают... встречные троллейбусы!
Да, тесновато на Покровке. Поехали на проспект Калинина, простите - на Воздвиженку, точнее - на Новый Арбат. Правда, его тогда еще не было, но мы-то поедем не тогда, а сейчас... Осторожно, мадам!
Через минуту я увидел правительственные автомобили, мчавшиеся с такой панической скоростью, словно за ними гнались пулеметчики, словно они чудом выскочили из-под обстрела... Это нормальная мания преследования, видимо присущая всем правителям.
"Козы и Шекспир".
ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР
Москвичи еще долго не смогут всерьез поверить в то, что недавняя встреча нашего Президента с королевой Англии чуть было не сорвалась, поскольку кто-то из них... угодил в пробку! А все потому, что никому из английских "бобби" не пришло в голову перекрывать из-за королевского "Бентли" и народного российского автомобиля "Мерседес" дорогу обычным "мини" и "роверам", не говоря уже о двухэтажных красных автобусах. Послать бы туда на подмогу наших "гайцов" с Кутузовского проспекта - они бы и английский флот полосатой палочкой тормознули. На всякий случай.
А теперь вспомним нашего первого императора - Петра Алексеевича. Того и при жизни частенько за антихриста принимали, да и сейчас мнения, как говорится, расходятся. Но будь Петр хоть трижды сатаной, это только подтверждает напрашивающийся вывод: даже он не осмелился посягнуть на Москву и ушел прокладывать свои "першпективы" и рыть каналы на берег "пустынных волн". Он легко мог изуродовать одну столицу, но в итоге оставил нам две - такие разные и неповторимые. Правильно говорят: "Москва строилась веками, Питер - миллионами..." Сегодня мы, вроде бы, очухались и даже воссоздали Храм, только вот...
Только вот расчетливый Воланд давно переехал с крыши в более безопасное место - в наши души. Мы перестали взрывать церкви, зато по-прежнему с удовольствием бьем стекла и уродуем кузова чужих автомобилей, если последние нас почему-либо раздражают. Впрочем, под руку опять могут попасться вчерашние боги и божки - взять того же железного Феликса. Правда, наша Маргарита не видит его в своем зеркале - Дзержинский работы Вучетича поселится на площади только в 1958 году и проживет на ней 30 лет и 3 года, пока осмелевшая толпа не воспользуется "роялем в кустах" в виде автокрана... Уж не грач ли с Бегемотом услужливо пригнали откуда-то этот кран? Да они и сейчас готовы его подогнать, чтобы вернуть монумент на место - вдруг маэстро вновь захочет пошутить?
Очнись, великий город, и воскресни
И за тобою вслед воскреснет Русь!
ЛЕОНИД ДЕРБЕНЕВ
Москва вновь станет тем сказочным городом из древних легенд, когда мы, москвичи, прекратим уподобляться Маргарите, которая своим добровольным согласием дала зеленый свет черной мессе Воланда. Зло далеко не всесильно: оно пускает корни лишь там, где к нему внутренне готовы - будь то наше добровольное согласие платить штрафы "на месте" или демонстративное нежелание гаишника помочь водителям выбраться из очередного затора. Поэтому увеселительные похождения всякой нечисти по московским улицам и переулочкам зависят не от сотрясания воздуха в бесполезных теледебатах и от прочей политической трескотни, а от нашей доброй воли. Притормозим перед пешеходным переходом, не будем оглушать зазевавшегося гостя столицы воплями клаксонов, постараемся наконец-то вести себя по закону, а не по ситуации - и исчезнут с московских улиц непристойная реклама и убогие автомобили, хамоватые водители и продажные чиновники, проходимцы-парковщики и блатные номера. Все образуется.
И помчится по свежевымытому Охотному ряду необычная легковушка с очаровательной Незнакомкой за рулем. Повернет головку налево и мелькнет в проеме между гостиницей "Москва" и Историческим музеем воскресший храм. И пусть любовь и красота будут вечными спутниками как москвичей, так и гостей великого города. Прислушаемся - и зазвучат вокруг колокола Марины Цветаевой:
Пока они гремят из синевы -
Неоспоримо первенство Москвы.
И никакие призраки из прошлого не будут больше маячить в зеркале заднего вида...
Ю. И. Пименов "Новая Москва", 1937.
Породистые американские собачки прыгали на москвичей с самых разных заокеанских капотов - "Форд", "Линкольн", "Шевроле"...
А. М. Герасимов. "Улица Горького", 1959. Машин еще не так много, но они уже заполонили все. И не замечают фигурки регулировщика...