Такси!
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
у камина
МОСКОВСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ТАКСИ
ТАКСИ!
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ.
ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ
Они привычны, как улица, на которой родился и прожил всю жизнь. Выдающиеся технические характеристики и обворожительный дизайн - не про них. Они - обыкновенны, обыденны, но без машин с "шашечками", специальной раскраской или хотя бы с оранжевым фонарем на крыше трудно представить хоть один более-менее большой город.
Незаметно отработав свой в общем-то недолгий век, автомобили-такси заканчивают жизнь на свалке. Их место занимают новые, а потом мы, разглядывая старые фото, пытаемся представить, какими были машины времен наших дедушек и бабушек.
К счастью, часть отечественных такси сохранили. Более четверти века назад кому-то из таксомоторного начальства Москвы пришла в голову светлая мысль: в 19-м, самом молодом тогда таксопарке, на востоке столицы, собрать коллекцию столичных такси. Сегодня мы давно живем в другой стране, пережившей развал и первые признаки возрождения службы такси, но собрание машин, принадлежащее 19-му ТМП, живо! Нынче они стоят в шоу-руме одного из московских автосалонов.
Здесь их всего семь, аккуратно отреставрированных, ухоженных. Увы, первые московские такси - "Рено", вышедшие на линию 21 июня 1925 года, и более поздние ФИАТы история не сохранила. Но ГАЗ-А - первый таксомотор отечественного производства, с открытым кузовом, продуваемым всеми ветрами, с огромным счетчиком, - в коллекции есть. Во второй половине 30-х на смену таким машинам пришли ГАЗ-М1 и ЗИС-101. Кстати, семиместные ЗИСы стали прообразами нынешних маршруток - ездили лишь по Садовому кольцу. В собрании 19-го таксопарка довольно редкая предвоенная версия - ЗИС-101А.
После войны на московские улицы вышли "победы" и ЗИС-110. Да, да! На величественных, ультрасовременных по тем временам, лимузинах могли поездить простые смертные. Потом парки пополнили ЗИМы. Кстати, при Н. С. Хрущеве десятки ГАЗ-12 из министерских и ведомственных гаражей разжаловали и отправили в таксопарки. Ну а затем началась эра "волг". Одна из последних "21-х" с зеленым огоньком тоже нашла пристанище в 19-м парке.
Конечно, коллекция не полная. Вспомним старые "рафики" (интересно, есть ли где-нибудь нормальный, несгнивший 977-й?), синие грузопассажирские такси ГАЗ-51 с дверкой в заднем борту, лавками в кузове и счетчиком, "москвичи"-такси... Но скажем спасибо и за эти семь автомобилей. Они - биография страны и ее столицы, наша биография.
КОЛЛЕКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ТАКСИ
Москва, ул. Ташкентская, 28.
Часы работы: с 9.00 до 20.00.
Без выходных.
Первый таксомотор отечественного производства ГАЗ-А.
Этот ГАЗ-12 ЗИМ выходил на линию в далеких пятидесятых.