Итоги сезона РСКГ: о пользе коллективного досуга
И пилотам, и организаторам гонок стало труднее добывать средства. Особенно заметно это в дисциплинах, где старты обходятся дороже всего, – в классическом ралли и ралли-рейдах. Августовский этап чемпионата России в рамках ралли «Гуково», например, поставил антирекорд по числу экипажей – восемнадцать, при нынешней-то скромной норме в двадцать пять-тридцать, которая вдвое меньше, чем в лучшие годы.
На этом фоне сверкающим островком благополучия выглядит Российская серия кольцевых гонок, где весь сезон подсчитывали не убыль, а прирост. Самыми массовыми стали этапы в Казани – по 60 пилотов в пяти классах машин. Мощнее, чем до кризисов! Так что смена промоутера серии (теперь это SMP Racing) – шаг правильный. И реакция нового руководства РСКГ на кризис была верная: всеми правдами и неправдами сдержали рост цен на основные расходники – топливо и шины, закупаемые командами у единых поставщиков.
Бюджеты, конечно, все равно подросли, но это никого не отпугнуло – новичков добавилось изрядно. А на всех семи этапах выступило около сорокá пилотов. Финальный этап, с розыгрышем увеличенных на 50% очков, состоялся на «Казань Ринге».
ГЕРОИ КОЛЬЦЕВОГО ГОДА
Только один чемпион определился досрочно: Алексей Дудукало добавил еще один титул в свою богатую коллекцию – за победу в классе Туринг. Поэтому в Казани он занимался тем, что помогал партнерам по команде, сдерживая их соперников. Командная тактика сработала в полной мере: команда «Лукойл Рейсинг», выступающая на хэтчбеках Seat Leon в актуальной модификации TCR, забрала весь комплект медалей в Туринге. А юный Виталий Ларионов (BMW 320si, кузов E90), претендовавший на серебро, завершил чемпионат четвертым – неплохой результат для парня, которому еще нет восемнадцати.
В классе Суперпродакшн итоговый подиум – за автомобилями трех разных марок. Самая свежая разработка, Subaru BRZ, вывезла на первое место Максима Чернёва. Заслуженная Honda Civic, коей от роду не меньше десятка лет, помогла Андрею Юшину стать вторым. А относительно свежая Лада Гранта (в прошлом участница заводского Монокубка) позволила Владиславу Незванкину взять верх в споре с Максимом Симоновым за третье место.
Далее – персональные фанфары Дмитрию Брагину. Тольяттинец весь сезон выступал сразу в двух классах. То есть проводил не по два, а по четыре боевых заезда на каждом этапе! Он стал обладателем победного кубка в Национальном, где выступал на обычной Калине первого поколения, и чемпионом страны в Туринг- Лайте (Калина II NFR). Отметим, что и в Лайте, и в Национальном широко представлены иномарки. Но лишь одну из них Калины великодушно впустили в узкий клуб призеров: Ильдар Рахматуллин взял серебро в Туринг-Лайте на малышке Renault Twingo.
РАСКРЫЛИСЬ НЕ ПОЛНОСТЬЮ
Было интересно посмотреть, что покажет на кольце Сергей Загумённов – чемпион Европы по ралли-кроссу и чемпион России по зимним трековым гонкам. В кольцевых гонках он дебютировал и, похоже, стал главным неудачником сезона. Его Гранту то и дело выводили из строя поломки, и в итоге Сергей с трудом наскреб очки для десятого места в классе Суперпродакшн.
Наталья Гольцова была вторым призером в Национальном в 2012 году, а ныне сдала привычные позиции в группе лидеров. Мужчины оттеснили ее аж на девятое место. Объяснение напрашивается одно – в самом массовом классе РСКГ (стабильно по 25 машин на старте) серьезно выросла конкуренция, а потому призы не гарантированы даже сильным пилотам.
Украшением финального этапа стал выход Мики Сало. Финский ветеран, некогда гонявший в Формуле‑1, последние годы сотрудничает с SMP Racing: выступал в составе ее экипажей в гонках на выносливость, затем стал курировать учрежденный SMP региональный чемпионат Формулы‑4. За руль боевых машин садился нечасто, занимаясь другой работой. В России не стартовал никогда, трассу в Казани увидел второй раз. Для финального этапа B‑Tuning подготовила для Мики седан Volkswagen Polo – такой же, как у других пилотов этой команды.
Само собой, у Мики не было никаких турнирных задач. Однако – с ходу третье место в квалификации, лидерство в первой гонке и… сход после десяти кругов из-за поломки коробки передач. Трансмиссия не выдержала темпа езды финна! Забарахлила она и во второй гонке, когда Сало уже выбрался с двадцать третьей позиции на первую! Финн потерял скорость, но тем не менее финишировал третьим. И в обеих гонках показал лучшее время на круге! Разговоры о том, что Polo для Мики соорудили какой-то особенный, – конечно, домыслы: комиссары не выпустили бы такой автомобиль на старт. Просто Сало действительно сильный гонщик – до сих пор, в свои 48 лет. К слову, в поворотах он нередко выбирал траектории, которые у россиян традиционно считаются «неправильными». В общем, показал нашим пилотам, что надо работать дальше.
СРАВНЕНИЕ НА ФОНЕ
Весь сезон РСКГ увлеченно занималась заманиванием зрителей на гонки. В ход шли все средства – бесплатный вход, онлайн-трансляции в Интернете, различные развлечения в паддоке, автограф-сессии со звездами российского автоспорта, концерты с участием известных коллективов. Тем, кто пришел на гонки, всё это наверняка запомнилось, но сразу ожидать забитых до отказа трибун, конечно, наивно. Со временем должно сработать и то, что все гонки проходят на стационарных автодромах, каждый из которых тоже работает над расширением аудитории.
Любопытно, что по части зрелищности РСКГ оставляет позади европейских родственников. И в чемпионате мира WTCC, и в новой мировой серии TCR – а обе они гостили в России – ныне всего полтора-два десятка машин на стартовой решетке и два коротких боевых заезда в уик-энд.
Безусловно, WTCC всех превосходит по авторитету и звездности, и машины там самые быстрые, только вот борьбы маловато. В этом аспекте у РСКГ, наверное, вообще мало конкурентов. Причем не только класс Национальный отличался агрессивными сражениями с частичным уничтожением техники. От случая к случаю жесткими были баталии в Суперпродакшн и Туринг-Лайте. Безусловно, зрителей на трибуны привлекает вовсе не суровая жесть. Все-таки это не шоу бигфутов, а академичная дисциплина, где ценятся идеальные траектории и изящные обгоны. Но и жесть у РСКГ тоже всегда в ассортименте, вопреки желанию пилотов и судей.
Так что, если перед вами вдруг встанет выбор, где и как провести очередные выходные с семьей или друзьями, есть о чем подумать. Кстати, сказанное в полной мере относится и ко многим пилотам РСКГ, в том числе со стажем и титулованным. Далеко не все – профессионалы; в дни, свободные от любимых гонок, ходят на работу. Во всем мире автогонки дают то, чего не получишь больше нигде, – звук и запах в придачу.
От первого лица
Олег Петриков, руководитель РСКГ
Были проблемы, финальный этап пришлось организовывать на пострадавшей от урагана трассе. Но в целом сезоном довольны. Второй год SMP Racing – промоутер российского кольца. В прошлом году мы заслужили признание спортсменов и зрителей, а в нынешнем радовались увеличению числа участников и новым автомобилям. Что приятно, на наши трассы вернулись мастера европейского уровня. Мы организовали трансляции и обзорные передачи на ТВ, развивали собственные информационные каналы. Спасибо всем, кто нас поддерживал! Готовим приятные сюрпризы для пилотов и зрителей в будущем году. Приглашаю всех на этапы РСКГ.
!