Сбывшаяся мечта
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Приемная
ПУТЕШЕСТВИЕ
СБЫВШАЯСЯ МЕЧТА
ВАЛЕРИЙ ЧЕЧЕТИН. ФОТО: НАДЕЖДА ЧЕЧЕТИНА
Идея автомобильного путешествия по Европе родом из детства. Впрочем, тогда это была даже не идея - мечта, причем из разряда неосуществимых. Сегодня такое путешествие вполне возможно - значит, в путь!
Представив в посольство Франции заграничные паспорта, свидетельство о рождении ребенка, приглашение французских друзей, справку о доходах и полисы медицинского страхования, мы за два часа получили визы. На вопрос "Каким транспортом намерены добираться?" благоразумно не дали конкретного ответа, чтобы не шокировать работников посольства. Вообще, возможностей для получения шенгенской визы достаточно много: приглашение, факс с подтверждением бронирования отеля (бронировать удобно через Интернет), туристический ваучер, который можно купить в любой турфирме.
В конце июля, часов в пять утра, мы выехали из Москвы в Санкт-Петербург. Автомобиль - четырехлетний " Дэу Эсперо". В багажнике, помимо одежды, 10-литровая канистра с бензином, электрический чайник, пара термосов, пиво, спиртное, сигареты и небольшой запас еды. Из средств связи - мобильный телефон с подключенным роумингом и двумя сотнями долларов на счету. Денег - три тысячи наличных евро, шведские и датские кроны (эквиваленты стодолларовых сумм), а также, на всякий случай, кредитные карты "Мастер-Кард" и "Виза" с неприкосновенным запасом.
До северной столицы добрались за восемь часов, часа полтора поколесили по обновлявшемуся к трехсотлетию городу, выбрались на Выборгское шоссе и к трем пополудни въехали на таможню в Торфяновке. Очереди, к счастью, не было, но наш маршрут вызвал подозрение у бдительных таможенников. Контрабанда - не наш бизнес, а потому минут через сорок нас отпустили. Финская таможня дала "добро" не глядя.
С ночлегом возникли проблемы - отели, мотели и кемпинги в пору отпусков были забиты путешествующими финнами. Усталым и измотанным, нам повезло ближе к полуночи неподалеку от Хельсинки - большой номер с двумя кроватями и завтраком в четырехзвездочном отеле на территории старинной русской усадьбы обошелся в 70 евро.
В Финляндии есть что посмотреть: древняя крепость в Хаменлине, стерильно чистый и разноликий Хельсинки, долина Муми-Троллей, крупнейший в Европе крытый аквапарк "Серена". Правда, Финляндию мы уже основательно облазили год назад, а потому, пролентяйничав утро, отправились в Турку - прежнюю столицу Суоми. Там послушали орган в средневековом соборе - главной лютеранской церкви страны.
На заправке помыли машину - после российских дорог ощущали себя грязно-белой вороной. На дорогах, светофорах много телекамер, впрочем, как и в других европейских странах, так что превышать скорость не рекомендуется. Встречаются полицейские засады: в конце концов, на вас может запросто "настучать" другой участник дорожного движения.
Огромный паром "Европа" компании "Силья-Лайн" (билет за 230 евро был куплен в Москве заранее) идет до Стокгольма одну ночь и вмещает уйму машин и море людей. На нем есть сауна, бассейн, вертолетная площадка, множество баров, ресторанов и целая улица магазинов беспошлинной торговли. Спиртным увлекаться не стоит - при въезде в Швецию могут предложить подуть в трубочку.
Запомнились прогулки по узеньким улочкам Стокгольма, уютные кафе и магазины, остроконечные крыши, на одной из которых живет Карлсон, музей Астрид Линдгрен - путешествие в подвесной люльке (с комментарием на русском языке!) по ее сказкам привело дочку в полный восторг.
Дороги Швеции ровные и широкие, машин мало и через шесть часов, пройдя 570 км, мы прибыли в Хельсингборг. Отсюда в Данию полчаса ходу на пароме через пролив Эресун. Другой вариант - километров на шестьдесят южнее переброшен платный мост из Мальмё в Копенгаген. Естественно, никакой границы, таможни, паспортного контроля - Евросоюз, знаете ли...
Дания, на наш взгляд, отличается от других скандинавских стран не в лучшую сторону. Здесь мало кто соблюдает предписанный скоростной режим, обгоняют и справа, и слева, нередко подрезают, а дорожное покрытие иногда оставляет желать лучшего. Копенгаген поражает обилием хаотично движущихся велосипедистов - чуть не задавив парочку по неопытности, решили взять тайм-аут и превратиться в пешеходов. На удивление, даже в центре в разгар рабочего дня проблем с парковкой не возникло. Среди местных достопримечательностей - замок-дворец Росенборг XVII века. Часть его территории огорожена и охраняется королевской стражей. По булыжнику марширует бравый часовой с древним ружьем - перед ним снуют туристы с фотоаппаратами, но он четко печатает шаг и на зевак ноль внимания. Рядом парк, на газонах которого любит поваляться молодежь с бутылочкой пива, музей датских королей, городская ратуша с памятником основателю Копенгагена - епископу Абсалону. Ближе к вечеру взяли курс на Германию. Ночлег нашли без труда в небольшом городке, километрах в 30 от границы, - номер со всеми удобствами и легким завтраком обошелся в 590 датских крон (около 80 евро). Евро в Дании не принимают, запасенные в Москве кроны мы за день как-то незаметно истратили - тут и пригодилась кредитная карточка одного из московских банков.
Утром привычно погрузились на уже третий за время путешествия паром, время в пути - чуть больше часа. Над Германией сеет мелкий дождик, на заправке впервые повстречали соотечественников - семья с двумя детьми на вазовской "пятерке" с огромным боксом на крыше ехала отдыхать в Италию. На автобане немножко похулиганили, укладывая иногда стрелку спидометра за 200.
Гамбург, Бремен, Дортмунд - конечно, сюда стоит приехать хотя бы на месяц: за день-два что увидишь? Решили ограничиться осмотром Трира - самого древнего города Германии. О временах, когда Трир был столицей Западной Римской Империи, напоминают развалины ворот Порта-Нигра, а некоторые здания XI века и вовсе сохранились очень неплохо. Здесь же посчастливилось родиться Карлу Марксу, дом-музей которого пользуется популярностью. Город понравился, а вот цены в отелях - нет, а потому на ночь глядя рванули в сторону Люксембурга.
Великое герцогство встретило туманом, столица же сияла огнями. Усталость взяла свое, поэтому, не торгуясь, сняли номер за 130 евро в центре. Люксембург - один из красивейших соборов Нотр-Дам готическо-романского стиля, замок Х века, прозванный Северным Гибралтаром. До Франции оставались считанные километры, но мы умудрились заблудиться и оказались в Бельгии. Тем не менее, к вечеру уже достигли побережья Ла-Манша, где в городке Дюсей живут наши друзья.
Отдых во Франции без машины - это не отдых. За одиннадцать дней мы накупались в Атлантическом океане, посетили Шамбор - крупнейший средневековый замок на Луаре, отведали блюда французской кухни, включая самые необычные, надегустировались местных вин. Запомнилось посещение расположенного неподалеку острова-крепости Сен-Мишель - во время отлива море мелеет так, что между островами можно ходить по колено в воде. Случались и казусы: однажды поехали купаться, сунулись на один пляж - отлив, на другой - тоже море ушло. Дальше еще один съезд - свернули и радостно покатили к виднеющейся вдалеке полоске воды. Вдруг видим на мокром песке ржавые цепи и какие-то желтые конусы... Не сразу дошло, что едем мы по морскому дну, а конусы - это буйки.
Нормандия, Бретань... Маленькие городки утопают в цветах, даже разделительной полосой на дорогах нередко служит клумба. Конечно, съездили в Париж - друзья забронировали в самом центре, на улице Сен-Дени, номер с удобствами всего за 60 евро в сутки. От машины решили отдохнуть - подземная парковка обошлась в 50 евро за три дня. Обойдя главные достопримечательности, рванули в Диснейленд. На него отвели один день, а зря - огромный парк делится на три тематические части; чтобы все посмотреть, и двух дней мало.
Отпуск неумолимо подходил к концу, пора возвращаться. По дороге уже осознанно заехали в Бельгию. Брюгге - уникальный город, его называют Северной Венецией: кирпичные домики стоят прямо в воде, по каналам важно плавают белые и черные лебеди, по мостовым смело расхаживают утки. Катались на карете, грызли фигурный бельгийский шоколад.
В Амстердаме с погодой не повезло. (Это деликатно сказано - дождь стоял стеной!) Плохонький номер без удобств, но в центре обошелся в 90 евро, еще 30 - за подземный паркинг. На месте не сиделось, отправились гулять под зонтами. На улочках Амстердама витает запах сладковатого дыма - в кафе-шопах совершенно легально продают сигареты с легкими наркотиками (марихуаной), поэтому здесь рай для наркоманов со всей Европы. Побродили по центру, посмотрели на королевский дворец, монумент Свободы. Вымокли окончательно и отправились спать в свою занюханную гостиницу.
Наконец, Росток. Служащая компании "Суперфаст" говорит по-русски: "За машину и четырехместную каюту с трехразовым питанием 600 евро". Дорого, конечно, на пароме, но через Данию-Швецию, с учетом бензина-ночевки-питания выйдет лишь на сотню дешевле. Большинство пассажиров - российские перегонщики. Паром не очень большой, но сауна-магазины есть и здесь. Главное же его достоинство - быстроходность: через 22 часа мы уже в Финляндии. Еще шесть часов езды, час на очередь в Торфяновке, уютный мотель, привычное обращение на рисепшене - и фраза дочери: "Папа, говори по-русски. Мы же уже не за границей!"
За 21 день мы проехали восемь стран и 8900 км, реализовав свои планы на все сто. Как чувствует себя человек, детская мечта которого сбылась? Немного грустно - человеку обязательно нужна мечта. Но ничего, мы еще не были в Австрии, Швейцарии, Италии, Португалии... Может, и соберемся. Как? Ну конечно на машине!..
Сен-Мишель - город, остров, крепость, монастырь.
Паром "Европа" повезет нас в Швецию.
По финским дорогам.
Цветник на каменном стволе похож на дерево.
Встреча с Муми-Троллем.
Улочки Стокгольма.
Театральная площадь Люксембурга.
Остановка в Люксембурге.
Вот и добрались до Лувра.
Монмартр.